РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Социализация подростков через временную занятость

Процесс социализации в сиротских центрах и школах-интернатах отличается от процесса социализации детей из семей и обусловлен как ограничениями, накладываемыми системой институционального воспитания, так и личностными, эмоциональными особенностями, присущими воспитанникам сиротских учреждений. Это часто формирует личность, испытывающую большие трудности в построении своей жизни, установлении конструктивных отношений, как в профессиональной, так и в личной сфере.

Эти особенности, усугубляются условиями деформированного процесса социализации:

  • замена семьи интернатным учреждением;
  • "социальное сиротство";
  • ограниченная социальная активность, недостаточное включение ребенка в различные виды практической деятельности;
  • ограничение сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта и пр.

Сложности социализации подростка обусловлены как отсутствием самостоятельности, так и иждивенческим отношением к жизни, о В результате этого подростки, вступающие в самостоятельную жизнь не готовы к ней.

Трудовой опыт воспитанников интернатных учреждений, как правило, невелик или полностью отсутствует, и во многом от того, насколько удачными будут первые попытки в сфере трудоустройства, будет зависеть дальнейшая их социальная адаптация и профессиональная карьера.

Реализация программы занятости позволяет подросткам получить необходимый опыт трудовых и деловых отношений (соблюдение трудовой дисциплины, режима, выполнение установленных норм), уметь лучше ориентироваться в условиях современного рынка труда.

Подростки не только реализуют свое право на труд, но самое главное заняты часть дня, получают первые, заработанные своим трудом деньги, учатся нести ответственность за выполняемую работу. Таким образом, программа занятости способствует профилактике правонарушений.

Целью данного проекта является социализация воспитанников в рамках программы «Временная занятость несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.

Задачи проекта:

  • Повышение уровня социальной и психологической компетенции воспитанников Центра № 15 старшего школьного возраста.
  • Освоение новых специальностей. (Профориентация)
  • Профилактика правонарушений и безнадзорности воспитанников Центра № 15.
  • Повышение самооценки воспитанников Центра № 15.
  • Повышение конкурентноспособности воспитанников Центра № 15
  • Повышение стрессоустойчивости воспитанников Центра № 15.
  • Улучшение школьной успеваемости.

Обоснование выбора партнеров проекта

В качестве партнера проекта была выбрана Ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов ГАООРДИ. Время создания Городской (сейчас – Санкт-Петербургской) ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ» (одна из первых крупных родительских организаций в Санкт-Петербурге и в России) – 1992 год. Цель создания организации – совместные действия родителей детей с инвалидностью в интересах своих детей.

ГАООРДИ сегодня – это 62 общественные организации родителей детей с инвалидностью, а также с редкими и генетическими заболеваниями, системно и последовательно реализующие программы, которые позволяют детям быть самостоятельными в открытом обществе, учиться и трудиться, дружить и заниматься творчеством, получать новые впечатления и просто быть счастливыми.

Санкт-Петербургская ассоциация родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ» начиная с 2000 года осуществляет программу по трудовой занятости, направленную на подготовку детей к самостоятельной жизни в рамках реализации Государственной программы РФ «Доступная среда»

Среди воспитанников Центра №15 есть ребята с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды.

Именно специалисты «ГАООРДИ» помогли организовать рабочие места для подростков с инвалидностью, консультировать по тому, на что обратить внимание и как бережно относиться к детям - инвалидам, занимающимся трудовой деятельностью.

Кроме детей-инвалидов, в проекте участвуют дети, не имеющие ограничений по состоянию здоровья, которые также требуют индивидуального подхода со стороны работодателей.

ГАООРДИ имеет опыт в получении городских субсидий на реализацию данной программы и опыт работы по реализации подобных программ.

В сотрудничестве с Санкт-Петербургской ассоциацией родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ» в 2018 году планируется трудоустроить в свободное от учебы время 50 воспитанников Центра № 15 по специальностям «рабочий зеленого хозяйства», «подсобный рабочий», «помощник делопроизводителя», «упаковщик». Работа проводится как на территории Центра, так и в структурных подразделения: в оздоровительном лагере «Смена» в поселке Скреблово и на базе дошкольного подразделения в поселке Вырица.

Реализация проекта

  1. Обсуждение с подростками 14-18 лет важности ответственного подхода к участию в программе временного трудоустройства. Прием заявлений от ребят, желающих принять участие в программе. Проводит руководитель клуба выпускников Центра № 15.
  2. Обсуждение с представителем ГАООРДИ нюансов совместных действий по реализации программы
  3. Составление и подписание соглашения о сотрудничестве с ГАООРДИ.
  4. Заполнение заявления на имя директора для разрешения работать. Получение согласия на заключение трудового договора.
  5. Прохождение медосмотра с оформлением справки по форме 086-У. Привлекается медицинская служба Центра № 15.
  6. Подготовка документов для получения разрешения органа опеки и попечительства на заключение срочного трудового договора на выполнение работ в свободное от учебы время, не причиняющего вреда здоровью, для подростка от 14 до 15 лет;
  7. Заключение ребятами срочных трудовых договоров, Оформление трудовых книжек (сотрудники ГАООРДИ)
  8. Издание приказа о приеме на работу несовершеннолетнего Ознакомление ребят с должностными инструкциями. Проведение инструктажа по технике безопасности и противопожарной безопасности (сотрудники ГАООРДИ).
  9. Формирование бригад. ( ГАООРДИ)
  10. Направление в ГАООРДИ бригадиров, под руководством и контролем которых будут работать дети, для заключения договора возмездного оказания услуг и инструктажа.
  11. Участие воспитанников в городском празднике «Открытие трудового лета».
  12. Работа воспитанников под руководством бригадиров.
  13. Организация получения воспитанниками заработной платы и обсуждение воспитателей и воспитанников возможностей оптимально потратить деньги.
  14. Контроль временной трудовой занятости воспитанников Санкт-Петербургским государственным автономным учреждением «Центр занятости населения Санкт-Петербурга»
  15. Награждение воспитанников Центра № 15 - самых активных участников Программы временной трудовой занятости по окончании проекта призами и грамотами.

Бюджетирование проекта занятости проводится через ГАООРДИ

Методы контроля.

  1. Ведение табеля учета рабочего времени бригадиром.
  2. Воспитатели осуществляют контроль за поведением, посещаемостью школы, успеваемостью воспитанников, принимающих участие в Программе.
  3. В начале и в конце рабочей деятельности воспитателями заполняется анкета уровня социальной адаптации на воспитанников, принимающих участие в Программе. Перед окончанием проекта воспитанники заполняют анкету «Мои впечатления от проекта».
  4. Контроль временной трудовой занятости воспитанников Санкт-Петербургским государственным автономным учреждением «Центр занятости населения Санкт-Петербурга».
  5. Ведение ежеквартальной отчетности Центра № 15 по самовольным уходам воспитанников и по учету воспитанников в органах внутренних дел.
  6. Контроль со стороны Муниципального образования.
  7. Контроль со стороны медицинской службы.

Результаты SWOT – анализа данного проекта показаны в таблице 1 и Таблице 2.

Как видно из вышеприведенных таблиц Партнерство Центра №15 и ГАООРДИ позволят повысить эффективность реализации данного проекта, настроить подростков на возможность зарабатывать деньги своим трудом, сделает их уверенными в себе, будет способствовать искоренению иждивенческих отношений среди воспитанников институциальных учреждений.

Автор:
Тимофеева Ольга Константиновна
Директор Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию №15»

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены