РАЗРАБОТКИ
|
Использование заданий с этнокультурным содержанием на уроках технологии в начальной школеВведение Актуальность исследования определяется социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнонациональной культуры в развитии России. Именно она выступает предметом межкультурного взаимодействия и общения, обеспечивая народам право на сохранение и развитие своей национальной самобытности и органичное вхождение в мировое сообщество. На это указывают Национальная доктрина образования, «Концепция модернизации российского образования до 2010 года», Федеральная целевая программа «Культура России» на 2001-2005 годы, государственная «Концепция художественного образования в РФ», ряд нормативных документов и программ ООН и ЮНЕСКО: «Концепция устойчивого развития», «Рекомендации по сохранению фольклора», «Шедевры устного и нематериального наследия народов мира» и др. Сегодня аксиоматичность в понимании противостояния партикуляризации и глобализации во всех сферах общественного устройства подводит к рассмотрению перспектив развития образования в контексте диалектики этнокультурного наследия и культурных достижений полиэтнического мира. Новые параметры функционирования современной образовательной системы - гуманитаризация, анизотропия, вариативность, этнокультурная коннотация - требуют упорядочения в модернизируемых процессах системы культурных диалогов, их согласованности в федеративном и национально-региональном компонентах, влияющих на формирование многоуровневой идентификации личности: персональной, этнокультурной, поликультурной (национальной) и мультикультурной (общечеловеческой). Культура в целом и национальная культура в частности являются органической частью культурного наследия человечества. Новый курс российской образовательной политики, направленный на демократизацию и гуманизацию процесса обучения и воспитания, учитывает особенности функционирования и развития различных культур. Взаимодействие людей в обществе, в многонациональных коллективах в особенности, связано с толерантностью человека к той или иной культуре и сферой ее распространения. Важной сферой распространения культуры является образование. В данное время идет активный поиск оптимальных путей передачи учащимся культурологических знаний, способов включения знаний этнокультурного направления в содержание образования, моделей воспитательных систем, построенных с учетом социокультурных и национальных особенностей. Одним из предметов, способствующих взаимопониманию и продуктивному общению различных культур, является дисциплина художественно-эстетического цикла –технология. Цель исследования: теоретически обосновать и опытно – экспериментальным путем выявить влияние использования заданий этнокультурного содержания на уроках технологии на формирование этнической культуры с помощью. Объект исследования: Формирование этнической культуры младших школьников. Предмет исследования: Использование заданий с этнокультурным содержанием на уроках технологии, направленных на формирование этнической культуры младших школьников если: Гипотеза: Использование заданий с этнокультурным содержанием на уроках технологии будут способствовать формированию этнической культуры младших школьников при следующих условиях:
Задачи:
Методологическая основа:
Методы исследования:
Теоретическая значимость: исследования определяется тем, что полученные данные вносят определенный вклад в развитие этнической культуры, что способствует формированию у учащихся толерантного отношения к представителям других этнических групп. Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы педагогами в организации работы по формированию этнической культуры у младших школьников. Опытно-экспериментальная база исследования: Таштыпский район п.Верх-Таштып МОУ Верх-Таштыпская СОШ 3-4 класс, 15 человек. Структура работы: введения, 2 глав, заключения, библиографического списка, приложения. 1.1. Концепции понятия «этническая культура» в литературе. Так, В.Г. Бабаков, В.М. Семенов, разводя понятия “этнос” и “нация”, утверждают, что этнос включает в себя территориально-языковые и культурно-психологические компоненты, в то время как в понятии нации помимо этнического компонента наличествуют социальные процессы, которые играют едва ли не ведущую роль в жизнедеятельности подобного коллектива. Такое понимание нации, на наш взгляд, проистекает из наблюдений над формированием национальных государств и обусловлено социальной дифференциацией общества. Поэтому нация выступает высшей ступенью социально-этнического рода. Соответственно, в нации обнаруживаются два взаимосвязанных компонента:
В настоящее время широкое распространение получила идея о том, что определяющими признаками этноса служат самосознание и самоназвание (этноним). Правда, в таком случае необходимо выявить отличие от самосознания и самоназвания других видов социальных общностей. Так, П.Л. Белков предлагает считать этносом совокупность людей, объединенных общностью самосознания, не определяя сущности самосознания и сознания, в то время как от их трактовки зависит и понимание сущности этноса. Е.М. Колпаков, напротив, пытается определить сущность этнического самосознания: это - субъективное отражение имеющегося единства интересов в различных сферах жизнедеятельности; безличность и неопределенность общего содержания этнического самосознания позволяет наполнять его в конкретной исторической обстановке различным конкретным содержанием. Если в период сложения этноса на первый план выступает, как правило, общность происхождения и территории, то впоследствии в этой роли сменяются в разном порядке общность культуры, языка, идеологии (религии), социального и политического устройства, подданство определенному правителю и т.п. в зависимости от ситуации. Это позволяет этническому самосознанию сохраняться и активно функционировать в течение долгого времени и быстро исчезать. Удовлетворительной такую попытку мы признать не можем, поскольку единство интересов может характеризовать не только этнос, но и вообще любую общность людей, да и определение этноса через этническое самосознание, а этническое самосознание через этнос не характеризует ни первое, ни второе [2]. Более определенно по этому поводу высказывается Ю.И. Семенов: этническое самосознание - это осознание людьми, составляющими этническую общность, своей принадлежности именно к этой, а не к какой-либо другой общности, хотя в контексте понятия этноса как совокупности людей, которые имеют общую культуру, говорят, как правило, на одном языке и осознают как свою общность, так и свое отличие от членов других таких же человеческих групп, специфически этническое не выявляется, так как последнее определение в равной степени применимо к любой общности людей. В.Г. Бабаков и В.М. Семенов выявляют структуру этнического и национального самосознания. Для этноса самосознание выступает главнейшим образующим этноисторической индивидуальности, отличающим данный этнический коллектив от другого этнического коллектива. Самосознание этноса базируется на антитезе “мы - они” и реализуется в категориях этнической принадлежности и идентификации; последняя и обусловлена как личностно-психологическими связями, общей системой ценностей так и объективно-материальными условиями жизнедеятельности индивидов, общими хозяйственно-экономическими и социально-культурными интересами. Иерархия этнического самосознания выстраивается следующим образом: осознание этнической принадлежности; автостереотипы, т.е. представления этнического коллектива о себе; стереотипы, т.е. представления о других этнических коллективах. Рассматривая национальное самосознание, В.Г. Бабаков и В.М. Семенов утверждают, что оно выступает ведущим компонентом национального сознания [2]. Это сложная структурно-функциональная система, в которой взаимодействуют автостереотипы, включая социальную память, осознание значимости национальной территории как важнейшего фактора существования данного народа, ее целостности в единстве внутреннего и внешнего общения; осознанное отношение к созданным материальным и духовным ценностям; оценочное отношение к инонациональному окружению - стереотипы. В.П. Торукало, говоря о соотношении нации и этноса, анализирует сущность национального самосознания: это духовное образование, представляющее собой совокупность идей, взглядов, представлений, чувств и настроений, отражающих место той или иной нации среди других, ее самобытные интересы, особенности ее исторической судьбы, языка, культуры, религии, морали. К сожалению, философ не соотносит данную категорию с этническим самосознанием, в то время как определение национального самосознания в равной степени может быть применимо и к этническому. В данных концепциях этнического и национального самосознания неясно отличие этих видов самосознания, поскольку обнаруживается изоморфизм структуры самосознаний, а содержательные компоненты в большей степени различают самосознания различных этносов или наций. Данный факт обусловлен недостаточной ясностью в вопросе о различии этноса и нации [29]. Интересными представляются рассуждения В.И. Козлова, согласно которым основу этнического самосознания составляет так называемая этничность. Проблематика этничности в отечественной науке впервые наиболее полно представлена С.В. Чешко. Этничность, с одной стороны, - это представление о наследуемой групповой солидарности, исторических судьбах, интересах и культуре. С другой стороны, такие представления имеют объективную основу - они действительно вырабатываются реально существующими группами людей (народами), занимающими относительно обособленное положение в окружающей социальной среде. В качестве рабочей гипотезы С.В. Чешко предлагает считать этничностью групповую идентичность, производную от имманентного человечеству социального инстинкта коллективности и “легитимизируемую” посредством представлений об общем происхождении и специфичности своей культуры. Однако неясно, каким образом формируется групповая идентичность, и чем детерминируется социальный инстинкт коллективности. На этот вопрос пытается ответить Г.В. Дзибель, утверждая, что многие концепции этничности (этничность - это постоянно вырабатываемый консенсус между членами этноса, а также между ними и окружающими этническими общностями; интегративная социальная функция для определенной категории людей; взаимное признание товарищества; не детерминированный никакими материальными причинами социальный инстинкт коллективности и т.д.) объединяются понятием родства, реализующимся в биологическом, социальном и ментальном модусах. Причем биологическое родство рассматривается на уровне “индивид - индивид” и восходит к кровнородственным отношениям, следствием чего является общность языка, культуры, психологии, территории обитания. Социальное родство проявляется в отношениях двух или более групп индивидов: с одной стороны, данный этнос противостоит другому этносу по определенному набору признаков, с другой - каждый индивид принадлежит к той или иной группе лиц в рамках этнической группы. Ментальное родство выявляется из отношений индивида ко всему коллективу в целом (ср.: этническое самосознание). К такой типологии родства можно добавить и региональное родство, которое всегда определяло интеграцию этносов, а в настоящее время становится доминирующим признаком интеграции [2]. Известно и доказано, в частности А.А. Ухтомским, что в каждом человеке (психологической цельности) формируется "доминанта", которая составляет главную систему рефлексов и благодаря которой живой организм устанавливает своё отношение к среде не как пассивный наблюдатель, а как активное существо. "Здесь, - утверждает А.А. Ухтомский, - организм мыслится как некая единица, реализующая целиком, как некое интегральное целое" [45]. Именно благодаря доминанте человек становится подвижной, энергетической, меняющейся системой и потому он (само) деятелен. Активность как раз означает способность человека к спонтанным, самопроизвольным изменениям без явного воздействия извне и порождает, формирует, оттачивает механизмы своего собственного осуществления, своих собственных органов - новообразований. Данная доминанта активности человека может быть перенесена и привлечена к объяснению этнических процессов. Чтобы жить на Земле, каждый этнос должен приспосабливаться (адаптироваться) к условиям ландшафта, усваивать (приобретать) какие-то специфические черты и изменять своё поведение, т.е. он должен обладать пассионарностью - способностью и готовностью переделывать окружающий мир, включая и географическую среду. Пассионарность не может рассматриваться вне этногенеза, а этногенез - без пассионарности. "Новое развитие, - пишет Л.Н. Гумилёв, - может вызвать лишь очередной пассионарный толчок, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но она отнюдь не реконструирует старый этнос, а создаёт новый, давая начало очередному витку этногенеза - творческого процесса, благодаря которому Человечество не исчезло с лица Земли"[16]. Этнос есть форма коллективного бытия, присущая лишь человеку и потому он социален. Его (этнос) нельзя рассматривать односторонне - либо на стороне только природы (генетики), либо на стороне только социума. По природе он, прежде всего, биосоциален и находится на стыке природы и истории. Этнос, проживая в определённых географических и климатических условиях и своеобразным образом приспосабливаясь к ним, усваивает некоторые стереотипы, ментальные установки, определяет традицию, создаёт этническую историю [15]. Таким образом, этнос следует рассматривать как исторически сложившуюся на определенной территории достаточно устойчивую общность людей, обладающую общим самосознанием, единым языком и культурой. Культура является важным компонентом любого этноса. Понятие культура существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории. В настоящее время, как утверждают знатоки, уже существует свыше 500 определений культуры. По своим способам существования культуру можно подразделить на: 1) общественное сознание людей; 2) проявление его в поведении; 3) материальные и духовные результаты деятельности [44]. Эти уровни, представляют единство, выраженное в широком понятии «культура». К общественному сознанию можно отнести эстетические взгляды, этические убеждения, религиозные верования и взгляды, представления и знания в виде художественных произведений, обрядов, поступков. В художественных произведениях, обрядах, поступках и т. п. слиты воедино духовные и материальные начала. Так любой обряд – выработанная культурой модель поведения, несет в себе элементы общественного сознания людей, объединяя материальные и духовные начала. Так что объективированная культура в виде художественных произведений, традиций и обрядов и т.д. – это культура в узком смысле слова. Если говорить о такой существенной части любой культуры как язык, то в широком значении слова – это вид человеческой деятельности, в узком – устная речь и письменность. Этническая культура рассматривается как органическое целое, компоненты и даже структуры которой в процессе развития претерпевают закономерные изменения. Совокупность подходов к познанию этнокультурных явлений в целом представляет историческое развитие этноса. Этническая культура - эта та сфера материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с историческим развитием народа, передаваемая из поколения в поколение, влияющая на воспитание детей. Этническая культура - это традиции, обычаи, обряды народа. Культура- это концентрация всего нравственного в человеке, поэтому к ней следует относиться весьма бережно. Культура не зависит от жизнеспособности правительства и поэтому никогда не погибает [10]. Из всех традиций, передаваемых из поколения в поколение, важнейшими все более становятся педагогические. Многое говорят о возрождении национальных, народных традиций, и эти разговоры не будут иметь под собой основы, если не обратиться к педагогическим традициям, ибо именно они и являются сердцевиной, ядром, стержнем всей и всякой культуры. В основе всякой культуры - традиционная культура воспитания, в самом зачаточном, примитивном виде, появившаяся исторически миллион лет назад вместе с матерью. В народной педагогике воспитания далеких друг от друга этносов мы не всегда ясно видим целеполагание, педагогические принципы, технологию воспитательного воздействия. Традиционную культуру воспитания целесообразно рассматривать в контексте общей культуры, совокупно со многими другими традициями, чего требует и характер народной педагогики. Культура носит синтетический характер, она включает в себя все те элементы материальной и духовной культуры, которые имеют отношение к духовному обогащению подрастающего поколения. Всем живым существам присущи инстинкты самосохранения и продолжения рода. Подлинно социальная сущность человека отчетливее всего проявляется в сознательном стремлении к духовному самосохранению в потомках и к продолжению самого себе в своих учениках по происхождению и воспитанию (собственные дети), и по воспитанию (не свои дети). Так, участие народа в воспитании подрастающего поколения становится, с одной стороны, стимулом общественного прогресса в целом и, с другой, - показателем духовного богатства отдельной личности. Культура пользуется всеми важнейшими достижениями человека - наукой, философией, искусством [10]. Искусством воспитываются чувства, философией – интеллект. Изучение народного творчества чрезвычайно важно для выявления того ценного, что вкладывает каждый народ в мировую культуру; в культуре каждого народа есть нечто ценное и чаще всего это связано с творчеством трудящихся. Следовательно, этническую культуру можно рассматривать как органическое целое, компоненты и даже структура которой в процессе развития претерпевают закономерные изменения. Таким образом, можно сказать, что этническая культура – это традиции, обычаи, передаваемые от поколения в поколение. 1.2. Содержание и задачи процесса приобщения школьников к этнической культуре Потребность в воспитании и обучении подрастающего поколения существовала уже в далеком прошлом; в каждом народе живет стремление передать накопленный жизненный опыт и мудрость молодым. Научные исследования проблем народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего. Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. "Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…" [46, с.45]. А.С. Макаренко на собственном многолетнем опыте народного учителя убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива. Он подчеркивал, что "семейная, трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека". В.А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся. "О народной педагогике никто до сих пор серьезно на думал, и по-видимому, это принесло много бед педагогике, - писал он. - Я уверен, что народная педагогика - это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах" [45, с.129]. В середине XIX века ряд ученых, педагогов и мыслителей стали обращаться к проблемам народной педагогики. В 1861 году В.И. Водовозов написал статью о книгах, изданных для народного чтения, назвав ее "Русская народная педагогика" [3, с.45]. В 1890 году впервые в более широком аспекте Д. Булгаковский и Г. Пинчук обращаются непосредственно к памятникам народной педагогики - пословицам, песням, загадкам, обрядам, отличая их воспитательное значение в народном быту. Большой научный интерес представляет попытка Е.А. Покровского в этнографическом и педагогическом плане проанализировать детские игры и их роль в физическом и нравственном развитии детей. Другой исследователь А. Соболев, проблемы детских игр рассматривает в сочетании с детскими песнями и тем самым еще более расширяет границы народной педагогики [3, с.92]. В советский период одним из первых к проблемам народной педагогики обратился известных этнограф и педагог Г.С. Виноградов, давший описание сущности этого явления как составной части педагогической культуры народа, утверждавший право существования термина и понятия "народная педагогика". Народная педагогика "не столько система, сколько сумма знаний, умений", - утверждал Г.С. Виноградов. Он характеризовал народную педагогику как совокупность навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении. По мнению ученого, когда речь идет о народной педагогике, то имеется в виду не педагогическая теория, а педагогическая практика. Исходя из этого, Г.С. Виноградов считал, что совокупность народного взгляда, принимаемых народом средств воздействия на юное поколение в целях его обучения и воспитания следует назвать народной педагогикой. К проблемам этнопедагогики обратились в середине XX века такие этнографы, педагоги, как Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, В.Ф. Афанасьев, А.Э. Измайлов, В.М. Григорьев, С.М. Малиновская и другие. Г.Н. Волков выделял следующие проблемно-тематические разделы научной этнопедагогики:
Педагог, обеспечивая национальное воспитание, формирует национальное самосознание ребенка путем обучения родному языку, путем ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентациями народа. Однако, ставя в структуре личности национальное на первый план, следует учитывать две возможные крайности: нигилистическую - отрицающую и не признающую свою национальность и ее культуру, и националистическо-шовинистическую - проповедующую лишь свои национальные приоритеты и установки и принижающую роль и значение других национальностей. Поэтому очень важна параллельная работа по ознакомлению с другими этническими коллективами, чтобы не упустить сенситивный период усвоения других языков и культур, не ограничить мир социальных контактов детей. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики заключается, прежде всего, в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель "облагораживания" человеческой души и утверждалась в народной педагогике. 1.3 Этнокультурная направленность уроков технологии при формировании этнической культуры у детей младшего школьного возраста. Теоретические аспекты использования национально-регионального компонента на уроках технологии. Большое внимание уделяется в современном образовательном процессе использованию национально-регионального компонента. Неисчерпаемые возможности для его применения на уроках технологии. Знание истории родного края, национальной культуры своего народа делает человека духовно богатым, ответственным за настоящее и будущее своего народа, формирует целостное восприятие народного творчества, способствует воспитанию уважения к обычаям других народов. В законе «Об образовании» (статья 7) закреплены 2 компонента стандарта – федеральный и региональный. Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства на территории Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений базовыми знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими возможности продолжения образования. Региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями, культурой региона. Он отвечает потребностям и интересам региона и позволяет организовать поддержку образовательных областей, развитие направлений, ведение курсов, приоритетных для региона. Углубление учителем своих этнохудожественных знаний помогает в работе по патриотическому и этническому воспитанию школьников. Эмоциональный язык декоративно-прикладного творчества - самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен проповедуется принцип воспитания детей в семье и в школе на близком, родном искусстве родного края, где живет человек. Смысл уроков и внеклассных занятий по технологии с использованием регионального компонента - в ознакомлении школьников с традициями народного творчества малой Родины, в развитии эстетических чувств детей, художественном познании мира, в развитии эмоциональной, нравственно-волевой сфер личности ребенка. Дети с помощью взрослых познают смысл искусства в народном творчестве, у них вырабатываются собственная художественная инициатива, творческий поиск. Ребята начинают заимствовать приемы, мотивы, разные техники в традиционных видах декоративно-прикладного творчества народов родного края. Технология - в знакомстве школьников с историей и культурой России, в воспитании духовности, нравственности и патриотизма. Хакасия - многонациональный регион, его территорию населяют разные народы, каждый из которых имеет свою самобытную культуру. Искусство родного края - тот дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства, поэтому творчество родного края должно быть им остро прочувствовано. Не понимая родное искусство, человек не способен чувствовать культуру другого народа, понимать психологию человека другой национальности. Это очень важно, ведь мы все живем в большой многонациональной стране, традиции и обычаи которой должны быть близки, любимы каждому гражданину. Культуру народа невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное промыслы должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, мировоззрение. И, если говорить о возможности выбора подрастающим поколением своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и истории народного промысла [37]. Подход к этнокультурному образованию как педагогическому процессу предполагает систему связей, в основе которой лежит феноменология личности, ее ценностное, но не однозначное, противоречивое бытие. Исходя из социокультурной ситуации развития нашего общества, должны быть, выделены современные приоритеты в данном образовании. Одним из важнейших его компонентов становится воспитание у человека высокой нравственной культуры, способного в условиях гибкой, вариативной социальной практики регулировать свои поступки и деятельность, контролировать и управлять своим поведением па основе накопленных веками национальных ценностей своего народа. Такая постановка про-блемы требует, в свою очередь, изменения форм организации учебного процесса, методов преподавания и содержания образования дисциплин, разработанных на этнокультурном материале [11]. Сфера образования, несомненно, имеет самое непосредственное отношение к происходящим в мире событиям, в том числе и к тем негативным тенденциям, которые сегодня все более явственно дают о себе знать. Потребность в возрождении духовно-нравственных ценностей, единства и целостности актуализирует ориентацию образования на формирование у подрастающего поколения суперэтнической позиции - системы взглядов и принципов, определяющих отношение человека к культуре разных народов как к самоценности, проявляющейся в уважении национальных традиций и готовности нравственно действовать в условиях многонационального социума на основе общечеловеческих ценностей. Национально-региональные компоненты стандартов способствуют свободному развитию личности на основе сочетания национальной самобытности и общечеловеческих ценностей, бережному отношению к жизни и здоровью человека, воспитанию гражданственности и любви к Родине. Главной задачей национальных школ В.Г. Богораз считал такую организацию образования, которая не отрывала бы местных жителей от их привычной хозяйственной обстановки, от промысловой деятельности, а была бы строго согласована с местным укладом жизни, со спецификой охотничьего хозяйства и национальной культуры. Гармоничное развитие личности невозможно без этнического чувства, которое включает всякие многогранные понятия. Воспитание прекрасного, отношения к нему, желание творить красивое – сложные психологические качества личности. Основа формирования художественного видения мира закладывается с самого раннего детства. Немало усилий тратят родители и педагоги, чтобы дети выросли добрыми, отзывчивыми, понимающими красоту жизни. Одним из эффективных средств трудового воспитания является декоративно – прикладная деятельность. Хорошо, если это проводится системно и последовательно. Природные задатки формируются в навыки, навыки в способности, а способности превратятся в талант. На наших уроках ведется большая творческо – поисковая работа по прикладному мастерству. Часто сам материал подсказывает такие неожиданные варианты, что просто диву даешься, а дальше много вопросов: на какую основу поставить, на какой клей? С какими материалами выбранный дает лучшее сочетание? И так далее… Как музыкант из ограниченной гаммы звуков извлекает бесконечное разнообразие мелодий, так и наши мастера из немногих сочетаний цветов создают каждый раз новую работу с неожиданным декоративным эффектом и настроением Если программой предусмотрено по два часа в неделю, то на национально – региональный компонент отводится 14 уроков в год. За год занятий ребенок может выполнить две – три выставочные работы. Помимо этого он занимается изготовлением сувениров и небольших подарочных работ для себя и для коллекции школы. При выборе темы дети исходят из своего жизненного опыта и представления об окружающем мире. Можно наблюдать, что чаще всего они обращаются к теме своего края, с удовольствием наряжают куклы в хакасские национальные костюмы. Для проведения уроков труда большое значение имеют следующие условия:
Таким образом, за период трудового обучения в начальной школе ученик овладевает несколькими видами прикладной деятельности – идет накопление практических навыков выразительного использования фактуры материалов, цвета, рисунка, объема, пространства в композиции. Так развивается художественный вкус, человек приобщается к искусству, а главное к творчеству. Работая над материалом регионального компонента и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов:
Важно, чтобы на таких уроках широко использовалась наглядность – это могут быть иллюстрации, фотографии, презентации, слайд-фильмы. Интеграция элементов регионального компонента в другие предметы требуют активных форм и методов обучения: уроки-путешествия, экскурсии, наблюдения, устные журналы, конкурсы, викторины, творческие работы по развитию речи и т.д Во многих регионах России состав учащихся в школах традиционно многонационален. В связи с этим немаловажным в организации учебно-воспитательного процесса становится понятие этнической толерантности. В него входит уважение к ценностям и культурным особенностям других этнических групп, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Планируя свои уроки, учитель должен ставить задачу – расширять и углублять знания и представления учеников не только о русской, но и татарской, и о других национальных культурах, быте и традициях народов, живущих в данном регионе. При изучении декоративно-прикладного искусства необходимо знакомить с историей развития ремёсел, историческими корнями, традиционными ремёслами. Полезна демонстрация изделий, выполненных с учетом национального компонента. Надо учить различать символику в орнаменте, характерные черты орнаментов, цветовые сочетания. Местные мастера татарского народа в своих работах часто используют растительные мотивы – тюльпан, колокольчик, гвоздику, астру. В качестве фона – красный, синий, зелёный, жёлтый, фиолетовый и черный цвета. При этом благодаря продуманному подбору цветовых сочетаний не создаётся впечатления излишней пестроты. При выполнении индивидуальных заданий, в том числе творческих проектов, учащимся предоставляется свободный выбор объектов труда.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены