РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Адаптация первоклассников

Адаптация первоклассников

Точка, точка, запятая…
Вышла рожица кривая.
Ручки , ножки, огуречек,
Появился человечек.
Что увидят эти точки,
Что построят эти ручки,
Далеко ли эти ножки уведут его?
Как он будет жить на свете?
Мы за это не в ответе.
Мы его нарисовали -
Только и всего…

Только и всего? Если бы было все так просто! Но настоящему художнику далеко не безразлична дальнейшая судьба его творения.

А ведь педагог – это тоже художник. Только в отличии от художника из отдельных мазков которого складываются на века застывшие картины, каждый штрих педагога ложится не на голое тело, мертвое полотно, а на живую трепетную душу, а его творение – сама история.

Маленький человек идет в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым, или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони, согреют теплом или заставят выживать, изворачиваться или страдать? Во многом зависит это от того, насколько широко мы владеем информацией об особенностях младшего школьного возраста.

Сегодняшний первоклассник отличается своей большей раскованностью, меньшей самостоятельностью.

Восприятие младшего школьника отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью».

Внимание его непроизвольно, недостаточно устойчиво и ограничено по объему.

Мышление претерпевает большие изменения - от эмоционально-образного к абстрактно-логическому.

В любом детском коллективе (как и в моем классе) можно выделить одаренных детей, детей, имеющих физические проблемы и трудных учащихся (при чем возраст трудных детей, к сожалению, значительно помолодел). Но всех этих детей объединяет одно - 6-7 лет ребенок становится школьником. Все меняется в его жизни: отношения с людьми, виды деятельности, общение.

Процесс адаптации для каждого ребенка происходит по-разному.

Представьте, мы опоздали на сеанс в кино : из светлого вестибюля переходим в темный кинозал. Вначале мы ничего не видим , но вскоре начинаем различать и людей, и кресла, глаз адаптировался к новым условиям, при этом без специальных целенаправленных действий с нашей стороны.

С социально-психологической адаптацией происходит все иначе: чтобы адаптироваться ребенку в коллективе, к новым условиям его жизни надо приложить немало усилий. Это и есть наша главная задача.

Первоначальный этап пребывания ребенка в школе как раз и есть период социально-психологической адаптации его к новым условиям. Результат адаптации - адаптированность, которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности.

Как же мы работаем в этом направлении?

Во-первых, это выбор учебно-методического комплекта.

Мы работаем по УМК «Планета знаний» , который состоит из учебников, рабочих тетрадей, методических пособий по всем основным предметам для каждого класса. В этом комплекте максимально воплощены идеи модернизации российского образования.

Основная особенность этого комплекта заключается в его ЦЕЛОСТНОСТИ. Содержание и структура учебников комплекта базируются на основных положениях «Концепции непрерывного образования» и современных педагогических технологий.

Знакомство с каждым учебником и с каждой крупной темой начинается со специальных разворотов-маршрутов, в которых представлены все темы или этапы работы по теме.

Учебный материал каждого учебника разделен на инвариантную и вариативную части.

В инвариантной части находятся обязательные задания, которые обеспечивают усвоения материала в соответствии с новым « Стандартом начального общего образования».

В вариативной части - задания , выполняемые учащимися по выбору учителя.

Такая структура распределения материала дает возможность использовать учебники в классах с любым уровнем подготовленности и осуществлять дифференцированный подход в классах, где обучаются дети с разным уровнем подготовки.

В учебниках ,в конце каждой темы, представлены проверочные работы, в рабочих тетрадях тренинговые упражнения, которые могут быть использованы по усмотрению учителя для диагностики знаний учащихся, устранения пробелов в знаниях, индивидуальной работы с учениками, организации самостоятельной работы с учащихся. (рассказать несколько слов использование учебников и рабочих тетрадей на уроке, как изложенный материал позволяет вести опережающее обучение)

Обучение грамоте

  • фонетический разбор слов (использование наглядности «разрезной азбуки»)
  • работа с родственными словами (продолжение работы по учебнику «Литературное чтение»)

Математика: счет в пределах 10 от зубов, можно уделить внимание ЗАДАЧЕ.

  • учить записывать краткую запись задачи;
  • пропедевтическая работа по составной задачи (в несколько действий, другим способом)

Другие находки: - Способы повышения интереса к учебному материалу.

«УДИВЛЯЙ» Хорошо известно, что ничто не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное.

Урок окружающего мира.

Тема: «Вода». Я рассказываю, что как то раз в одной из Африканских школ проходил урок на тему: «Вода».и учитель рассказала, что существует такая страна, где люди ходят по воде.И он не шутил! Такая страна действительно существует!

А теперь представьте себе зимний день. Что такое снег? Это же вода! Только мы так привыкли к этому, что не замечаем, что на самом деле ходим по воде!

ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА.

При объяснении материала я дополняю реальную ситуацию фантастикой. Особенно это возможно, если работать по учебнику « Литературное чтение». ( КУРкузябра, удивительная комната.)

ЛОВИ ОШИБКУ!

При объяснении материала я намеренно допускаю ошибки. Русск. Яз. пишу КОН, а диктую КОНЬ. СИГНАЛ

Что мне облегчает работу

  • использование «ЁЖИКОВ»
  • использование «СИГНАЛОВ»
  • использование ОПОРНЫХ СХЕМ, ОБРАЗЦОВ РАССУЖДЕНИЯ ( ищу гласные…)
  • НО и, КОНЕЧНО, использование принципа КОНТАКТНОСТИ «учитель - ученик - класс»

Учебный процесс не возможен без воспитательного процесса. Задача внеклассной работы - сплотить детский коллектив, научить детей дружить, уважать друг друга.

Внеклассная работа - это широкий спектр самых различных мероприятий. Праздники «День рождения класса», «Новый год», «Праздник Букваря», игра «Остров сокровищ», «Умники и умницы», экскурсии совхоз «Матвеевский», « В гостях у Бабы Яги», поездка на Новогоднее представление в ЦИРК, проведение недели «Добрых дел».

Все эти мероприятия помогают адаптироваться ребенку в классе, получить благоприятный статус в группе сверстников.

Работа с родителями происходит следующим образом:

  • выбирается родительский комитет.
  • все родители разбиваются на 4 рабочие группы.

Мы все делаем всё во благо наших детей.

Л.Н.Толстой сказал: «Чем с меньшим принуждением учатся дети, тем метод лучше, чем с большим, тем метод хуже».

Желаю Вам творческих поисков ,интересных детей, но и, конечно, здоровья, терпения, успехов в нашей интересной, но нелегкой работе.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены