РАЗРАБОТКИ
|
Подготовка учащихся техникума к участию в профессиональных конкурсах как педагогическая задачаВ настоящее время для учащихся техникумов участие в профессиональных конкурсах является неотъемлемой частью на пути к освоению профессии. И задача педагогов подготовить учащихся к участию в профессиональных конкурсах, подготовив их тем самым к условиям приближенным к работе на производстве. Рассмотрим подготовку учащихся техникума к участию в профессиональных конкурсах по таким профессиям швейной промышленности как портной, закройщик, швея. В данный момент для учащихся существуют следующие профессиональные конкурсы:
Конкурсы профессионального мастерства помогают успешно решать задачи повышения качества подготовки специалистов, совершенствуя профессиональные умения и навыки, развивают профессиональное и креативное мышление студентов, способствуют формированию опыта творческой деятельности в профессиональной сфере. Основная цель любого профессионального конкурса: демонстрация профессионального мастерства и дальнейшее его совершенствование. Однако, в ходе подготовки и участия педагогами были обнаружены и проблемы, которые заключаются в том, что в настоящее время учащиеся техникума не обладают современными технологиями из-за неосведомленности. Учащимся очень сложно работать в непривычной обстановке на новом оборудовании. Находясь в такой обстановке учащиеся чувствуют неуверенность в своем профессионализме, страх, боязнь допустить ошибку, находясь в стрессовой ситуации теряют внутренний контроль и не могут выполнить поставленные перед ними задачи. Подготавливая учащихся к профессиональным конкурсам по рабочим специальностям преподаватели тем самым формируют профессиональную готовность студентов к осуществлению ими трудовой деятельности по приобретаемой специальности. Конкурс способствует как формированию творческого заинтересованного отношения к труду, применению полученных знаний в практической деятельности, так и повышает общий эмоциональный статус, то есть оказывает положительное влияние сразу на все компоненты профессиональной и мотивационной готовности: когнитивной, деятельностной и эмоциональной. На начальном этапе рассмотрим организационно-педагогические условия подготовки к участию в конкурсе с целью максимального вовлечения студентов в специальность, закрепления практических профессиональных навыков. Участие позволяет учащимся применить полученные навыки, а также показать свое мастерство, что является прекрасным стимулом профессионального роста и положительным примером для остальных. В конкурентной борьбе у студентов возрастают показатели компонентов мотивационной готовности к дальнейшей работе по приобретаемой специальности. В процессе подготовки к участию в конкурсе выявляются новые технологии, необходимые условия, появляются знакомства предполагающие дальнейшие сотрудничества. С конкурсантами работает педагог-психолог с целью снижения тревожности, развития воли к победе, обучения навыкам работы в ситуации стресса и т.п. Студенты имеют возможность подготовки к конкурсу в ходе теоретических и практических занятий, в профессиональных кружках, а также в процессе самоподготовки. Победителей можно назначать помощниками и выдвигать в наставники. Практика применения наставничества в образовательном процессе техникума показывает положительные результаты. Подростки легче и быстрее осваивают практические навыки, так как сверстники объясняют сложные вопросы более доступным языком, имеют возможность многократно повторить, показать на своем примере, рассказать о трудностях, с которыми сами сталкивались при приобретении данного профессионального навыка, а также об особенностях, важных при освоении профессии. Не следует упускать из виду и положительное влияние примера. Отобранные в конкурсе профессионального мастерства студенты поощряются морально и материально. Студенты имеют возможность развивать и совершенствовать профессиональные компетенции по приобретаемой специальности и в процессе наставничества. Участвуя в профессиональных конкурсах студенты совершенствуют профессиональные навыки, приобретают необходимый опыт подготовки и участия в конкурсных программах, значительно повышается их самооценка, к ним обращаются с просьбами поделиться опытом. Согласно опросу, победители пользуются авторитетом у сверстников, ситуация их успеха повышает стремление студентов техникума к освоению профессиональных навыков, что в итоге способствует формированию положительного отношения к труду как к ценности, желания самоутверждения посредством труда и психологическую установку на труд. Например, конкурс профессионального мастерства WorldSkills – это международное некоммерческое движение, основанное с целью повышения престижа рабочих профессий и развития профессионального образования. Кроме того, движение WorldSkills активно поддерживают крупные промышленные предприятия, поскольку ни один современный проект сегодня невозможен без кадров, работающих по международным стандартам». К участию в чемпионате WorldSkills отбираются лучшие из лучших. Данный факт широко освещается в техникуме, максимально привлекаются студенты первых курсов. Таким образом, формируется их мотивации к освоению и совершенствованию профессиональных навыков. Чемпионат проводиться ежегодно, и соответственно каждый год можно участвовать, узнавать новое в своей профессии, делиться опытом, применять новую практику, совершенствовать условия подготовки учащихся техникума. В ходе проведения конкурсов всегда рядом находится педагог-психолог, который помогает участникам справиться с эмоциональными нагрузками, усталостью, мотивирует их на победу, поддерживает дух, оказывает поддержку, при возникновении каких-либо сложностей. Опыт участия в чемпионате WorldSkills высветил проблемные моменты, на которые необходимо обратить внимание: организационные, финансовые и связанные с построением образовательного процесса. Таким образом, можно прийти к выводам: неоспоримые достоинства профессиональных конкурсов, их важная роль в формировании профессиональных компетенций и мотивационной готовности студентов к трудовой деятельности требуют устранения финансовых и организационных препятствий, принципиального решения вопроса об участии образовательных организаций в профессиональных конкурсах, возможно, выделения статьи расходов в бюджете учреждения. В настоящий момент финансирование не достаточное. Несмотря на возникающие проблемы, профессиональные конкурсы являются действенным средством для выявления и создания организационно-педагогических условий подготовки учащихся техникума, для обмена опытом, формирования мотивационной готовности студентов к работе по профессии. Опыт успеха обладает огромной жизненной значимостью, он убеждается в собственной компетентности, способности решать сложные профессиональные задачи в условиях соревнования, что укрепляет его чувство самоуважения и служит основанием для уважения его со стороны не только сверстников, но и родителей, и педагогического коллектива. Чувство профессионального успеха выступает в данном возрасте ведущим эмоциональным компонентом мотивационной готовности к труду. Проведение конкурсов профессионального мастерства способствует совершенствованию профессионального образования, внедрению новых форм и средств формирования и развития профессиональных компетенций. Профессиональные конкурсы оказывают благоприятное влияние и на престиж профессии, и на раскрытие новых возможностей для профессионального совершенствования, творчества. Само участие в конкурсах обогащает новыми практическими навыками, теоретическими знаниями, придает уверенность в своем мастерстве и открывает перспективы для дальнейшего профессионального роста и творчества.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены