РАЗРАБОТКИ
|
О развитии навыков чтения нот с листаХудолеева Наталия Александровна Для успешной практической работы концертмейстера большое значение имеют развитые навыки чтения нот с листа. Этот процесс способствует расширению музыкального кругозора учащихся, обогащению их музыкальной памяти, музыкального вкуса. Обычно, когда говорится о том, что музыкант хорошо читает ноты с листа, подразумевается высококачественное в техническом и художественном отношении исполнение произведения без предварительной подготовки. Владение этим искусством проверяется в такой ответственной обстановке, как концерт, а так же в классе при занятиях с педагогом. Учащийся должен за одну - две минуты мысленно представить себе форму произведения, его стиль, темп, звучание в целом, динамику, быстро подобрать удобную аппликатуру и исполнить произведение. На практике мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда учащиеся просто разбирают ноты с листа. При этом замысел произведения остается полностью не раскрытым, трудные в техническом отношении пассажи пропускаются, не выполняется соответствующая замыслу композитора динамика и нюансировка. Обычно так проходит чтение нот с листа в домашних условиях, когда учащийся просто знакомится с новым сочинением. Существует мнение, что нужно играть больше новых произведений и навыки чтения с листа сформируются сами собой. Такая способность, действительно, может в какой-то степени развиться у музыканта спонтанно, без участия педагога. Но этот подход ошибочен. Еще Б.М.Теплов подчеркивал: «Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. ... Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности». [3, с. 204- 205]. По мнению Терликовой Л.Е., эта идея должна лежать в основе специальной методики обучения как системы целенаправленного педагогического воздействия. Она подчеркивает, что само понятие «чтение с листа» один из видов исполнительской деятельности. Это не навык, как называют его во многих методических работах, а «по - существу чтение с листа является умением, т.к. сам процесс освоения нового текста относится к сложной структуре действий и базируется на совокупности более простых приемов и навыков («автоматизированных» приемов)» [6, с.7]. В психолого-педагогической литературе указанные понятия трактуются следующим образом: «Умение - это успешное выполнение какого-либо действия или сложной деятельности с применением правильных приемов, способов. Навыками называют закрепленные, автоматизированные приемы и способы работы, которые являются составными моментами в сложной сознательной деятельности» [1, с.160]. Автоматизировать чтение с листа, как и любой художественно-исполнительский процесс, невозможно. Имеется в виду лишь автоматизация отдельных приемов, которые при целенаправленной и постоянной подготовке переходят в навыки. Игра с листа имеет сложную структуру и состоит, по - существу, из двух взаимосвязанных этапов деятельности исполнителя:
Первая задача заключается в умении сориентироваться в условиях задания, поэтому первичные действия - ориентировочные: зрительное восприятие текста, мысленный анализ с целью определения основных структурных компонентов сочинения, его смысловой логики с учетом фактуры баяна. Этот этап играет большую роль, т.к. частые остановки и ошибки, в основном, происходят из-за неясного понимания смысла исполняемой музыки. Н. Крючков в своей книге «Искусство аккомпанемента как предмет обучения» подробно рассматривает вопросы развития навыков чтения нот с листа путем комплексного восприятия звуков. Подобно тому, как грамотный человек читает текст не по буквам и слогам, а сразу охватывает слова (или даже группу слов), так и при чтении с листа музыкального произведения необходимо мыслить фразами, крупными звуковыми комплексами. Главная задача такого краткого анализа - выявить стиль, жанр, лад, форму, фактуру, ритм, артикуляцию. При анализе фактуры, что имеет большое практическое значение, необходимо определить её тип: гомофонный или полифонический. Наиболее распространены такие аккордовые стереотипы, как аккорды со звуками, расположенными по терциям ( нонаккорды, септаккорды, трезвучия); аккорды с секундой (секундаккорды, терцквартаккорды), изложение материала терциями, секстами, октавами и т. п. Часто встречаются в произведениях «формул» фортепианной техники: гаммы и гаммообразные пассажи, арпеджио, тремоло, альбертиевы басы. хроматические фигурации и т. д. Быстрое распознавание этих «формул» и стереотипов ускоряет процесс чтения с листа, даёт выигрыш во времени. Л.Е. Терликова предлагает методику обучения учащихся чтению нот с листа построить по следующей схеме:
Итак, основной задачей педагога является такая организация процесса обучения, когда учащийся ясно осознаёт цель, знает основные приёмы и способы действий и выполняет эти действия самостоятельно, лишь при косвенной помощи педагога в форме наводящих вопросов. Во время игры с листа необходимо использование следующих качеств: концентрация воли, слуха, внимания, воображения, памяти; синтез слуха, зрения и моторики; необходимо постоянно «забегать глазами вперёд», для того, чтобы обеспечить непрерывность игры, а это вызывает дополнительную психическую нагрузку. Такая форма музицирования содержит большие и пока не до конца реализованные возможности для развития интеллектуальных способностей музыканта: гибкости мышления, мобильности ассоциативного опыта, интуиции. Именно эти свойства игры с листа вызывают живой интерес музыкантов к знакомству с новыми произведениями, который помогает отчасти преодолевать естественные «трудности». Такие «трудности» возникают перед учащимися с недостаточно развитыми способностями, так как возникает своеобразный «стресс новизны», а с ним связаны значительные психологические нагрузки. Напряжение всех сил, которые для многих становятся непреодолимым психологическим барьером на пути постижения всего нового в музыкальном искусстве, препятствуют закреплению необходимых игровых навыков. Наверное, поэтому многие считают, что беглое чтение нот с листа - это «особая способность» или «счастливый дар», который может быть заложен в исполнительстве. И тем не менее, при систематической работе можно научить учащегося свободно читать ноты и аккомпанировать с листа. Начинать следует с проигрывания сборников вокальных сочинений: романсы А. Варламова, А. Гурилёва, А. Дюбюка, А. Алябьева и др.; затем - сборников песен Великой Отечественной войны, инструментальных аккомпанементов струнным народным, струнным смычковым инструментам и т.д. Можно использовать «Хрестоматию по аккомпаниаторской практике» Б. Егорова, Г. Левкодимова. На первых занятиях возможны некоторые задержки в темпе в тех случаях, когда это вызвано усложнённой фактурой, что даёт возможность осознать многие особенности произведения. Сохранение точного движения музыкального сочинения в ущерб точному выигрыванию всех нот (из опасения разойтись с певцом) справедливо лишь в концертных условиях, так как в повседневной работе такой подход к тексту приведёт к небрежности и поверхностному отношению к тонкостям художественного восприятия музыки. Аккомпанемент с листа ставит более сложные задачи перед концертмейстером, чем перед солистом. Вот что пишет об этом В. Подольская: «Аккомпаниатор, не зная партнёра, должен быть очень чутким к его музыкальным намерениям, чувствовать и исполнять произведение в едином с ним «эмоциональном ключе»,... стремиться поддерживать его, составить с ним целостный ансамбль, быть максимально гибким в процессе исполнения» [2, с. 89]. Если концертмейстер обладает этими качествами, то солист в полную силу раскрывает свои творческие намерения, что в конечном счёте решает успех выступления. Для неопытного аккомпаниатора такие задачи часто оказываются непосильными: здесь и отсутствие профессиональных навыков, воли к преодолению трудностей, и невыдержанность нервной системы. В концертной практике встречаются такие случаи, когда аккомпаниатор, из-за стремления выиграть все ноты, замедляет темп, тормозит движение, теряет контакт с певцом, который оказывается впереди концертмейстера, и ансамбль, соответственно, разрушается. Хуже всего, когда музыкант начинает нервничать на сцене, проявлять отсутствие воли и выдержки, прекращает игру, опустив руки. Такие выступления, в большинстве своём, имеют серьёзные последствия: учащиеся после этого долго боятся выходить на сцену. Иногда художественная сторона ансамбля страдает вследствие особой интерпретации произведения солистом, не совпадающей с авторскими указаниями, которыми пользуется аккомпаниатор при чтении с листа. Он также начинает нервничать и творчески зажиматься, не входит в сферу ощущений солиста и не чувствует rubato. В. Подольская подчёркивает, что недостатки ансамбля при аккомпанементе с листа объясняются следующими причинами: отсутствием активного профессионального внимания и чутья к намерениям солиста, упругого темпоритма, неумением находить в любой сложной фактуре гармонические «опорные точки», позволяющие сохранить единый с солистом темп и удобную аппликатуру для трудных в техническом отношении пассажей, а также быстро производить гармонический анализ всего произведения. Она предлагает ряд упражнений, которые если не разрешают полностью вопроса о том, как научить концертмейстера идеально аккомпанировать с листа, то помогают ему развить более быструю ориентировку в произведении во время этого процесса. Соответственно, это сказывается на его психике, учащийся обретает большую уверенность и спокойствие в концертных условиях. И хотя В. Подольская разработала эти упражнения для пианистов, аналогию можно провести и для аккомпаниаторов - баянистов. В любом случае, суть этапов занятий единая. Итак, на первом этапе нужно вырабатывать у музыканта выдержку на темп и ритм, т.е. умение сыграть произведение от начала до конца очень ритмично и в настоящем темпе. Появление фальшивых нот может вызвать торможение темпа, так как учащийся будет стараться сыграть правильно. Систематическое повторение этого упражнения со временем даст результат и тогда можно переходить ко второму этапу. Его основа заключается в том, чтобы научить учащегося видеть и играть в густой фактуре хотя бы минимум верных нот, соблюдая при этом четкий ритм. Третий этап - тренировка зрительного и слухового внимания, когда педагог или иллюстратор нарочно поёт неправильно, «перескакивает» через такты, строчки, а учащийся не должен ни на минуту терять чувства насторожённости, которое называется профессиональным вниманием. Ему необходимо следить глазами за графическим исполнением мелодии. Овладение этими навыками даёт возможность становиться более гибким и чутким, что очень важно в концертных условиях. Четвёртый этап - память на «условности». Берётся любая куплетная форма и учащемуся даётся задание, аналогичное встречающимся на концертной эстраде. Например, нужно сыграть вместо вступления заключение; первый куплет от начала до конца, второй до определённого места и перейти на своё соло, а между третьим и четвертым куплетами сыграть вступление; в четвёртом куплете повторить два раза последние строчки. Могут быть «условности» и на дыхание, связанные с ускорением каких-либо фраз и т.д. Это очень важный навык, т.к. такое можно услышать на концерте от любого профессионального певца. Необходимо также следить за тем, чтобы учащийся, «потеряв» певца, выбрался из этой ситуации незаметно. Бывают и такие случаи, что солист забывает текст, здесь задача концертмейстера - помочь ему: шёпотом подсказать текст, сделать свой проигрыш, ни в коем случае не показан вида, что случилась оплошность. Следовательно, аккомпаниатор во время исполнения должен уметь видеть и исполнять не только свою партию, но и видеть наперёд » партию солиста. Нужно постоянно помнить о том, что грубый, жёсткий и громкий звук провоцирует певца на форсированное звукоизвлечение, а мягкое звучание инструмента, наоборот, способствует естественному звучанию голоса. Профессия концертмейстера – подлинное искусство. При построении учебного процесса необходимо развивать в начинающих концертмейстерах творческую самостоятельность, совмещать последовательную и целенаправленную систему обучения с активной практикой. Список используемой литературы:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Выступление на родительском собрании "Сложные ответы на простые вопросы" Адаптация в 5 классах в новых условиях образования Компания HEINEKEN помогает взрослым обсуждать с подростками тему злоупотребления алкоголем Как подготовить ребенка к экзамену по английскому Создание комфортных условий для приготовления домашних заданий |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены