РАЗРАБОТКИ
|
Некоторые аспекты при подготовке концертмейстераХудолеева Наталия Александровна Для успешной практической работы концертмейстера большое значение имеет умение концертмейстера транспонировать аккомпанемент в другую тональность. Транспонирование или транспозиция (от лат. transposition - перестановка, перемещение) - перенесение музыкального произведения или его части в новую тональность. Что же нового привносит в музыкальное сочинение изменение тональности? Очень часто восприятие тональностей ассоциируется в сознании слушателей или музыкантов с тем или иным цветом, например, восприятие тональностей в красках было присуще Н.А. Римскому-Корсакову, А.Н. Скрябину. Для людей с абсолютным слухом смена тональности вносит в музыкальное произведение новое качество. Но и те музыканты, которые не имеют такого дара, не могут быть безразличны к новой тональности, так как они знают (именно, знают, а не слышат!) характер тональностей. В концертной практике транспонирование обусловлено, как правило, самочувствием певца, поэтому очень часто вокалист исполняет произведение в более удобной для голоса тональности. Есть оперные арии, по традиции исполняемые в транспорте (ария Зибеля и каватина Валентина из «Фауста» Ш. Гуно, ария Германа «Что наша жизнь» из «Пиковой дамы» П.И. Чайковского и др.). Г. Шахов считает, что обучение транспонированию по нотам складывается из двух основных фаз:
В первом случае происходит формирование и развитие слуходвигательных и зрительно - слуховых представлений музыкального материала. Для этого необходимо добиться, чтобы нотный текст уже при зрительном восприятии вызывал соответствующие слуховые представления о его звучании (пусть в исходной тональности), логике развития мелодии и гармонии подбирался по слуху, особенно в тех тональностях, с которых начинается транспонирование по нотам. Большую роль играет хорошо развитый мелодический и гармонический слух, умение подбирать по слуху, владение импровизационным чутьём. И. Гофман отмечает, что: «Вопрос транспонировки связан с процессом слушания через посредство глаза. Этим я хочу сказать, что над пьесой нужно работать до тех пор, пока вы не научитесь представлять себе напечатанные ноты как звуки и звуковые сочетания, а не как тональные картины. Затем перенесите мысленно звуковую картину в другую тональность совершенно так же, как если бы вы переселялись со всем своим имуществом с одного этажа на другой и вам нужно было бы расставить вещи на новом месте так же, как они стояли на старом».[1] Чтобы транспонировать по нотам, требуется прежде всего умение играть их с листа. Таким образом, обучение транспонированию неразрывно связано с игрой по слуху и чтением с листа. В этом процессе, как нигде, важна систематичность и последовательность. Лучше начинать с транспонирования на полтона без изменения названий нот (т.е. интервал увеличенной примы). Например, из соль - мажора в соль бемоль - мажор, или из ля - минора в ля диез - минор. В таких случаях аккомпаниатор учится мысленно видеть ключевые знаки новой тональности и при игре обращает внимание лишь на встречающиеся в тексте случайные знаки (диез на дубль диез при транспонировании вверх, бекар на бемоль при транспонировании вниз). После усвоения транспорта на увеличенную приму, можно переходить к изменению тональности на большую секунду, выяснив предварительно гармонический план пьесы (последовательность функций) и характер движения мелодии (восходящий, нисходящий или скачкообразный). При транспонировании аккомпанемента особое значение имеет правильный бас как основа гармонии, поэтому главная задача концертмейстера - если не охватить всю фактуру, то правильно прочесть в транспорте бас, чтобы не сбить певца. Для баянистов дополнительную сложность при транспонировании аккомпанемента с листа (например, классических романсов) представляет необходимость одновременно делать его переложение с фортепиано на баян, поэтому начинать обучение нужно с произведений, которые написаны для голоса в сопровождении баяна. После освоения техники переложения фортепианных аккомпанементов на баян (аккордеон) модно переходить к их транспорту. «Транспонирование на баяне» описывает ряд приемов, облегчающих баянистам транспонирование с листа. Для концертмейстеров, имеющих инструменты с пятирядной правой клавиатурой, вопросы транспонирования значительно упрощаются. Конструктивные особенности такого инструмента позволяют, не меняя аппликатуры и позиции руки, транспонировать аккомпанемент на малую и большую секунды вверх и вниз. Список используемой литературы:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены