РАЗРАБОТКИ
|
Активизация творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное времяВ современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс. «Активизация творческого мышления обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности» - эта тема не нова, но она актуальна в любое время, потому что перспективы развития школьного курса русского языка, литературы связывают, прежде всего, с идеей речевого развития учащихся, их творческих способностей. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе, активно принимали участие в изучении учебного материала. Но подчас нам приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет», «ребёнок просто отсиживает урок». Как же помочь детям? Как облегчить восприятие теоретического материала, научить учащихся самостоятельно рассуждать, делать выводы? Свою роль учителя вижу в том, чтобы помочь учащимся активизировать свою деятельность, формировать умение использовать теоретические сведения в практике. Одна из важнейших задач уроков русского языка и литературы заключается в применении текстоориентированного подхода при обучении устной и письменной речи обучающихся . Важнейшей составной процесса реализации личностно ориентированного обучения и неотъемлемой частью гуманитарного образования в школе является речевое развитие школьников, осуществляемое на уроках русского языка через работу с текстом. Опорной, ключевой единицей курса русского языка является текст. Анализ текста с учащимися способствует созданию на занятиях не только обучающей, но и развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции, без чего невозможен процесс совершенствования речи. Не менее важная задача уроков русского языка и литературы – повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст. Третья важная задача, стоящая перед преподавателями русского языка и литературы, - научить детей писать сочинения различных видов и жанров. Выпускные экзамены в 9 и 11 классах направлены на проверку этого умения: изложение в 9 классе, сочинение-рассуждение на ЕГЭ. Придерживаемся многоаспектного подхода к определению творчества: творчество – это и процесс, и продукт деятельности, это и личностное качество, и среда, создающая условия для развития творческих способностей. В работе используются элементы технологий личностно-ориентированного обучения, здоровьесбережения, проблемного обучения, развития критического мышления, игровые технологии, в нем используются идеи межличностного общения Ш. Амонашвили, педагогики сотрудничества. Организация такой деятельности в целостном педагогическом процессе основывается на следующих принципах:
Новые федеральные государственные стандарты образования декларируют как основной приоритет системы образования, формирование у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин. Особенно актуально это в период экспериментального внедрения Федеральных государственных стандартов второго поколения в основной общеобразовательной школе. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Развитие, совершенствование и обогащение речи учащихся — одна из серьезнейших и всегда актуальных задач преподавания русского языка и литературы в школе. Направления работы по развитию речи многообразны, а ее объем велика. Занимаясь изучением темы «Активизация творческого мышления обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности» » и постепенным внедрением её в свою педагогическую деятельность, я получаю свои плоды:
На мой взгляд, самыми эффективными из них являются творческие задания. Так, творческий диктант – одна из самых распространенных и удобных форм работы, позволяющая не только проверить степень усвоения материала, но и помогающая учащимся проявить свои способности к творческому мышлению. Формулировка задания к творческим диктантам может быть самой разной. Например, к данным фразеологическим оборотам подберите наречия-синонимы. В аккурат -... ; Чаще всего я использую этот вид творческих заданий на уроках повторения и обобщения материала. Сочинение по данному началу или рассказ-экспромт позволяет учащимся уже самостоятельно проявить творческие способности, ведь сочинения у всех будут разные, а учителю – проанализировать, насколько дети смогли понять основную мысль сочинения и насколько соответствует теме работы самостоятельно подобранный ими материал. - Составьте рассказ-экспромт по данному началу: «На улице жарко по-прежнему….» Каждый последующий с помощью вербальных цепочек должен продолжить предыдущую фразу. Условие – использовать в своих предложениях всевозможные наречия. Данное задание относится к опознавательным упражнениям, так как учащиеся должны подобрать наречие для своего предложения, отличив его от других частей речи. Особенно удобен этот прием активизации для систематизации и закрепления изученного материала. Помимо творческих заданий я применяю на уроках русского языка в качестве активизации познавательной деятельности и игровые элементы – решение кроссвордов, составление и отгадывание ребусов, загадок, дидактические и ролевые игры и т.п. Особенно оправдана, по моему мнению, игра в 5-6 классах, где в силу психологических особенностей дети охотно включаются в неё, не боятся фантазировать и чувствуют себя более уверенно. Ещё одна из форм активизации учебно-воспитательного процесса - межпредметные связи. МПС позволяют воздействовать не только на интеллектуальную, но и на эмоциональную сферы, что в свою очередь делает обучение более осмысленным и стимулирует познавательную деятельность учащихся. На своих уроках чаще всего использую межпредметные связи с музыкой или изобразительным искусством. Считаю эффективным такое задание: - Прослушайте музыку П.И.Чайковского из сборника «Времена года. Весна», выберите из предложенных наречий те, которые подходят для характеристики этой мелодии. Ярко, тихо, стремительно, медленно, сумрачно, по- весеннему, весело, горько, сверху, вдаль, звёздно, поровну, празднично, тревожно, пронзительно, быстро. С помощью МПС в данном случае учитель добивается понимания того, что наречия необходимы для точного и образного выражения мысли. Важнейшей составной процесса реализации личностно-ориентированного обучения и неотъемлемой частью гуманитарного образования в школе является речевое развитие школьников, осуществляемое на уроках русского языка через работу с текстом. Анализ текста с учащимися способствует созданию на занятиях не только обучающей, но и развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции, без чего невозможен процесс совершенствования речи. Анализ текста позволяет:
Но при работе с текстом нельзя упускать из виду: понимание текста сугубо индивидуально, процесс восприятия текста неизбежно субъективен. Каждый ученик по-своему понимает прочитанное или услышанное, у него складывается свое, индивидуальное представление о содержании и основной мысли текста. Текст, используемый в учебных целях, должен отвечать таким общеметодическим требованиям, как доступность, познавательность, интересность, новизна, современность, информативность, соответствие возрастным и учебным возможностям учащихся, согласованность с программой данного класса. Методы и приемы, используемые в работе:
Соответственно методам и приемам применяются технологии – игровая, проблемного обучения, проектная, исследование, современные информационные технологии, развивающая, используются идеи межличностного общения Ш. Амонашвили, педагогики сотрудничества, здоровьесбережения. Приоритетной нет, потому что преподавание русского языка подразумевает работу с комплексом технологий, с элементами их, что, на мой взгляд, является наиболее результативной. Ведущая педагогическая идея – это использование средств развивающего обучения при формировании мыслительных и творческих способностей и познавательных потребностей учеников. Все это происходит в диалоге «учитель – ученик» на основе принципов сотрудничества и взаимного уважения и доверия, а также учения без принуждения, основанного на достижении успеха. Процесс обучения и воспитания, направленный на развитие инициативно-творческого мышления и индивидуальных способностей школьников можно отобразить в такой цепочке: актуализация, создание ситуации, проблема, идея, творческий процесс, творческий продукт, рефлексия, афиширование, самооценка, новый творческий продукт. В своей работе стараюсь придерживаться модели, предложенной д.п.н. А.В.Хуторским:
По данной структуре строю как весь урок, так и отдельные этапы урока. Разбудить в учащихся интерес к русскому языку помогают уроки развития речи. Особое место занимают творческие работы, задания с элементами творчества. Таким образом, вы уже поняли, что возможности для реализации приёмов активизации познавательной деятельности обучающихся безграничны. И всё зависит от творчества учителя. Результативность не заставила себя ждать: заметно повысился интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков. Развитие творческих способностей учащихся повышает качество обученности по русскому языку и литературе, а также по другим предметам.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены