РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Активизация творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс.

«Активизация творческого мышления обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности» - эта тема не нова, но она актуальна в любое время, потому что перспективы развития школьного курса русского языка, литературы связывают, прежде всего, с идеей речевого развития учащихся, их творческих способностей.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе, активно принимали участие в изучении учебного материала. Но подчас нам приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет», «ребёнок просто отсиживает урок».

Как же помочь детям? Как облегчить восприятие теоретического материала, научить учащихся самостоятельно рассуждать, делать выводы?

Свою роль учителя вижу в том, чтобы помочь учащимся активизировать свою деятельность, формировать умение использовать теоретические сведения в практике. Одна из важнейших задач уроков русского языка и литературы заключается в применении текстоориентированного подхода при обучении устной и письменной речи обучающихся .

Важнейшей составной процесса реализации личностно ориентированного обучения и неотъемлемой частью гуманитарного образования в школе является речевое развитие школьников, осуществляемое на уроках русского языка через работу с текстом.

Опорной, ключевой единицей курса русского языка является текст.

Анализ текста с учащимися способствует созданию на занятиях не только обучающей, но и развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции, без чего невозможен процесс совершенствования речи.

Не менее важная задача уроков русского языка и литературы – повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.

Третья важная задача, стоящая перед преподавателями русского языка и литературы, - научить детей писать сочинения различных видов и жанров.

Выпускные экзамены в 9 и 11 классах направлены на проверку этого умения: изложение в 9 классе, сочинение-рассуждение на ЕГЭ.

Придерживаемся многоаспектного подхода к определению творчества: творчество – это и процесс, и продукт деятельности, это и личностное качество, и среда, создающая условия для развития творческих способностей.

В работе используются элементы технологий личностно-ориентированного обучения, здоровьесбережения, проблемного обучения, развития критического мышления, игровые технологии, в нем используются идеи межличностного общения Ш. Амонашвили, педагогики сотрудничества.

Организация такой деятельности в целостном педагогическом процессе основывается на следующих принципах:

  • личностно-ориентированный подход, который реализуется через выбор заданий, способствующих оптимальному развитию каждого ученика;
  • субъектный подход, который реализуется через создание ситуаций, в которых каждый участник оказывается в субъектной позиции: ему необходимо самостоятельно ставить цели, осуществлять деятельность, анализировать и оценивать ее результаты;
  • принцип импровизации, который реализуется через включение в деятельность этапов «свободного поиска вариантов».

Новые федеральные государственные стандарты образования декларируют как основной приоритет системы образования, формирование у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин. Особенно актуально это в период экспериментального внедрения Федеральных государственных стандартов второго поколения в основной общеобразовательной школе.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Развитие, совершенствование и обогащение речи учащихся — одна из серьезнейших и всегда актуальных задач преподавания русского языка и литературы в школе. Направления работы по развитию речи многообразны, а ее объем велика.

Занимаясь изучением темы «Активизация творческого мышления обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности» » и постепенным внедрением её в свою педагогическую деятельность, я получаю свои плоды:

  • во-первых, на уроке, где применяются приёмы активизации учеников, практически каждый ребёнок выступает активным участником образовательного процесса. А именно для нашей школы, где разноуровневые классы.
  • во-вторых, ученик, привыкший самостоятельно добывать знания по одному учебному предмету, так же будет действовать и на других занятиях, показывая сформированность поисковых навыков;
  • в-третьих, арсенал форм работ в рамках выбранной мною темы настолько велик, что учитель может многократно возвращаться к учебному материалу, не докучая, а, наоборот, вызывая интерес.
  • в-четвёртых, использование приёмов активизации деятельности учащихся даёт возможности развития творческих способностей ребёнка;
  • и, наконец, мы знаем, что главной целью школы является развитие личности ребёнка при приоритете сохранения его здоровья. Приёмы активизации учащихся как раз и способствуют этому. Переутомляемость, перенапряжение снимается за счет переключения на разнообразные виды деятельности.

На мой взгляд, самыми эффективными из них являются творческие задания.

Так, творческий диктант – одна из самых распространенных и удобных форм работы, позволяющая не только проверить степень усвоения материала, но и помогающая учащимся проявить свои способности к творческому мышлению.

Формулировка задания к творческим диктантам может быть самой разной.

Например, к данным фразеологическим оборотам подберите наречия-синонимы.

В аккурат -... ;
как в аптеке -…;
откуда ни возьмись -…;
хоть пруд пруди -... ;
с три короба - ….

Чаще всего я использую этот вид творческих заданий на уроках повторения и обобщения материала.

Сочинение по данному началу или рассказ-экспромт позволяет учащимся уже самостоятельно проявить творческие способности, ведь сочинения у всех будут разные, а учителю – проанализировать, насколько дети смогли понять основную мысль сочинения и насколько соответствует теме работы самостоятельно подобранный ими материал.

- Составьте рассказ-экспромт по данному началу: «На улице жарко по-прежнему….»

Каждый последующий с помощью вербальных цепочек должен продолжить предыдущую фразу. Условие – использовать в своих предложениях всевозможные наречия.

Данное задание относится к опознавательным упражнениям, так как учащиеся должны подобрать наречие для своего предложения, отличив его от других частей речи.

Особенно удобен этот прием активизации для систематизации и закрепления изученного материала.

Помимо творческих заданий я применяю на уроках русского языка в качестве активизации познавательной деятельности и игровые элементы – решение кроссвордов, составление и отгадывание ребусов, загадок, дидактические и ролевые игры и т.п.

Особенно оправдана, по моему мнению, игра в 5-6 классах, где в силу психологических особенностей дети охотно включаются в неё, не боятся фантазировать и чувствуют себя более уверенно.

Ещё одна из форм активизации учебно-воспитательного процесса - межпредметные связи.

МПС позволяют воздействовать не только на интеллектуальную, но и на эмоциональную сферы, что в свою очередь делает обучение более осмысленным и стимулирует познавательную деятельность учащихся. На своих уроках чаще всего использую межпредметные связи с музыкой или изобразительным искусством. Считаю эффективным такое задание:

- Прослушайте музыку П.И.Чайковского из сборника «Времена года. Весна», выберите из предложенных наречий те, которые подходят для характеристики этой мелодии.

Ярко, тихо, стремительно, медленно, сумрачно, по- весеннему, весело, горько, сверху, вдаль, звёздно, поровну, празднично, тревожно, пронзительно, быстро.

С помощью МПС в данном случае учитель добивается понимания того, что наречия необходимы для точного и образного выражения мысли.

Важнейшей составной процесса реализации личностно-ориентированного обучения и неотъемлемой частью гуманитарного образования в школе является речевое развитие школьников, осуществляемое на уроках русского языка через работу с текстом.

Анализ текста с учащимися способствует созданию на занятиях не только обучающей, но и развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции, без чего невозможен процесс совершенствования речи.

Анализ текста позволяет:

  • обеспечить взаимосвязь в изучении слова и текста
  • ликвидировать разрыв между изучением языка и обучением речи
  • обеспечить реализацию как внутрипредметных (межуровневых), так и метапредметных связей (в первую очередь курсов русского языка и литературы)
  • усилить внимание к вопросам воспитания в процессе обучения

Но при работе с текстом нельзя упускать из виду: понимание текста сугубо индивидуально, процесс восприятия текста неизбежно субъективен. Каждый ученик по-своему понимает прочитанное или услышанное, у него складывается свое, индивидуальное представление о содержании и основной мысли текста. Текст, используемый в учебных целях, должен отвечать таким общеметодическим требованиям, как доступность, познавательность, интересность, новизна, современность, информативность, соответствие возрастным и учебным возможностям учащихся, согласованность с программой данного класса.

Методы и приемы, используемые в работе:

  1. Игра.
  2. Творческие работы.
  3. Использование ИКТ.
  4. Метод проектов.
  5. Исследовательская деятельность.
  6. Элементы проблемного обучения.

Соответственно методам и приемам применяются технологии – игровая, проблемного обучения, проектная, исследование, современные информационные технологии, развивающая, используются идеи межличностного общения Ш. Амонашвили, педагогики сотрудничества, здоровьесбережения. Приоритетной нет, потому что преподавание русского языка подразумевает работу с комплексом технологий, с элементами их, что, на мой взгляд, является наиболее результативной. Ведущая педагогическая идея – это использование средств развивающего обучения при формировании мыслительных и творческих способностей и познавательных потребностей учеников. Все это происходит в диалоге «учитель – ученик» на основе принципов сотрудничества и взаимного уважения и доверия, а также учения без принуждения, основанного на достижении успеха.

Процесс обучения и воспитания, направленный на развитие инициативно-творческого мышления и индивидуальных способностей школьников можно отобразить в такой цепочке: актуализация, создание ситуации, проблема, идея, творческий процесс, творческий продукт, рефлексия, афиширование, самооценка, новый творческий продукт.
Введение ЕГЭ и ГИА по русскому языку за курс средней и основной общеобразовательной школы потребовало корректировки содержания опыта, календарно-тематического планирования, поурочного планирования в соответствие с актуализацией личностно-ориентированного, деятельностного и компетентного подходов к определению целей, содержания и методики обучения русскому языку. Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет меня как учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. Деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал?.

В своей работе стараюсь придерживаться модели, предложенной д.п.н. А.В.Хуторским:

  1. ученик изучает объект (в том числе эвристически)
  2. создаёт в результате свой образовательный продукт
  3. с помощью учителя сопоставляет свой продукт с культурным аналогом
  4. переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения
  5. рефлексия процесса, самооценка, оценка результатов.

По данной структуре строю как весь урок, так и отдельные этапы урока. Разбудить в учащихся интерес к русскому языку помогают уроки развития речи. Особое место занимают творческие работы, задания с элементами творчества.

Таким образом, вы уже поняли, что возможности для реализации приёмов активизации познавательной деятельности обучающихся безграничны. И всё зависит от творчества учителя. Результативность не заставила себя ждать: заметно повысился интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков. Развитие творческих способностей учащихся повышает качество обученности по русскому языку и литературе, а также по другим предметам.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены