РАЗРАБОТКИ
|
Работа с аутентичными текстами на уроках немецкого языкаI. Введение. Актуальность темы «Работа с аутентичными текстами на уроках немецкого языка» Общеизвестно, что в жизни человека чтение занимает значительное место. Оно не только обогащает человека духовно, но и позволяет ему глубже понять окружающий мир. Обучение чтению на иностранном языке не является в этом плане исключением, потому что оно имеет практически такое же значение для изучающего этот язык. Чтение, как вид речевой деятельности, развивается на основе аутентичных текстов разного жанра, имеющих коммуникативную и личностно-ориентированную направленность. Аутентичный текст - основа личностно-ориентированного общения. Чтение аутентичных текстов способствует повышению коммуникативно-познавательной мотивации, формирует лингвострановедческую и интеркультурную компетенцию, положительно воздействует на личностно-эмоциональное состояние учащихся, обеспечивает возможность одновременного обращения к языку и культуре, позволяет в комплексе и более эффективно решать стоящие перед школой задачи через посредство иностранного языка, используя его образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Структурная аутентичность. В аутентичном тексте отдельные предложения тесно связаны и взаимно дополняют друг друга. Между ними устанавливаются логические отношения, возникают тема- рематические цепочки, обеспечивающие коммуникативную целостность текста. Тема текста также определяет его связность. Ее установление является первым шагом к пониманию текста. Здесь важную роль выполняет заголовок. Он настраивает на восприятие определенной информации, создает условия для прогнозирования. Признаками структурной аутентичности учебного текста является содержательная и формальная целостность, прочные логико-грамматические связи между его составляющими. Лексико-фразеологическая аутентичность. Отбор лексики и фразеологии играет важную роль в достижении аутентичности высказывания. Фразеологические обороты придают тексту идиоматичность и экспрессивность. Знакомство с пословицами и фразеологическими оборотами формирует у обучаемыx навыки аутентичности речевого поведения, а сопоставление нем и русской фразеологии неизменно вызывают эмоциотический отклик и повышает интерес к предмету. Аутентичность учебного текста во многом определяется правильным отбором лексики и фразеологии. Важнейшими критериями отбора являются аутентичность той или иной единицы, ее частотность. употребимость в естественном немецкой речи. Грамматическая аутентичность. Она связана с использованием в устной и письменной речи свойственныx для данного языка грамматическиx структур. Знакомство с грамматическими явлениями,иx включение в грамматический багаж учащихся облегчит в дальнейшем понимание аутентичной речи, будет способствовать формированию у них представлений о межъязыковых расхождениях. Функциональная аутентичность. Подразумевает естественность отбора лингвистических средств для решения речевой задачи. Овладение умением выбора оптимального в конкретной ситуации средства выражения мысли- одна из важнейших задач при изучении иностранного языка. Разговорная лексика, эмоционально окрашенные восклицания, разделительные вопросы, заполнители пауз и т.д.органично вписываются в неформальную беседу, письмо другу, монолог подростка, Работа над функционально аутентичным учебным текстом приближает учащихся к реальным условиям употребления языка, знакомит его с разнообразными лингвистическими средствами и готовит его к самостоятельному функционально аутентичному употреблению этих средств в речи. Культурологическая аутентичность. Обучение языку неотделимо от знакомства с культурой стран, где говорят на этом языке, с особенностями быта и менталитета их граждан. Без этого невозможно полноценно общаться с иностранцами и уверенно чувствовать себя в их стране. В текстах вводятся реалии Германии и других немецкоговорящих стран, географические названия, имена известных людей, традиционные формы обращения, популярные клички домашних животных, традиционные песни и т.д. Формированию представлений о специфике другой культуры, об особенностях быта, о привычках носителей языка способствуют тексты, выполненные в форме писем или праздничных открыток. В ходе работы над такими текстами учащиеся получают аутентичную надъязыковую информацию, знакомятся с правилами оформления писем, написания адреса на конверте, усваивают традиционные формы поздравлений. Информативная аутентичность. Содержание учебного текста подбирается в соответствии с возрастными особенностями и интересами учащихся, информация оценивается с точки зрения ее значимости для школьников и доступности. Текст информативно аутентичен, сли он вызывает естественный интерес у читателя или слушателя. Ситуативная аутентичность. Предполагает естественность ситуации, предлагаемой в качестве учебной иллюстрации, интерес носителей языка к заявленной теме, естественность ее обсуждения. Ситуативно аутентичные тексты вызывают интерес и естественную эмоциональную реакцию школьников, формируют положительное отношение к предмету. Аутентичность национальной ментальности. При отборе материала нельзя забывать о национальной специфике той страны, для которой он предназначается. Реактивная аутентичность. В реальной жизни любой услышанный или прочитанный текст вызывает у нас ту или иную реакцию. Реактивная аутентичность достигается разнообразными средствами. Наличие в тексте восклицательных предложений, междометий, риторических вопросов, усилительных конструкций, оценочных слов придает ему выразительность, эмоциональную окрашенность, вызывает интерес у читающего.Реактивные аутентичные материалы стимулируют ответную деятельность учащихся, превращают ее из чисто учебной в личностно значимую. Аутентичность оформления. Учебные тексты часто сопровождаются рисунками, схемами, географическими картами, диаграммами, фотографиями персонажей. Аутентичное оформление не только привлекает внимание учащихся, но и облегчает понимание коммуникативной задачи текста, установление его связей с реальностью. Аутентичность учебных заданий к текстам. К аутентичным относятся задания, стимулирующие взаимодействие с текстом, основанные на операциях, которые совершаются во внеучебной среде при работе с источниками информации. III. Работа с аутентичными текстами на уроках немецкого языка Всю работу над чтением аутентичного текста я делю на 2 этапа. На первом этапе я использую упражнения, которые помогают ученикам снять лексические и грамматические трудности, встречающиеся в тексте. При этом особое внимание я уделяю развитию умений правильно пользоваться словарем для определения или уточнения значения незнакомых слов. Для этого я использую следующие упражнения( покажу на тексте "Berlin",тема «Eine Reise durch die Bundesrepublik Deutschland», 8 класс):
3. Suchen Sie in jeder Reihe ein Wort,das dem ersten sinnverwandt ist.
На этом этапе следует развивать умение определять значение сложных слов, состоящих из двух и более основ. 4. Bestimmen Sie,aus wieviel Stammen folgende Wörter bestehen! Der Verkehrsknotenpunkt,die Rathausstrasse, der Bürgermeister, das Weltkulturerbe, die Schlossbrücke, das Reichstagsgebäude, die Museumsinsel, das Ausstellungsstück, die Antikensammlung, der Stadtteil, zwischendurch. Упражнения на данном этапе выполняются самостоятельно или под руководством учителя в зависимости от уровня подготовленности учащихся. После этого идёт процесс чтения, который является вторым этапом. После выполнения заданий, выявляющих степень понимания прочитанного, организуется обсуждение (или изложение) содержания по плану, составленному самими учащимися или учителем. Berlin Das Brandenburger Tor am Pariser Platz wurde in den Jahren von 1788 bis 1791 auf Anweisung des preussischen Königs Friedrich Wilhelm II. vom Architekten Carl Gotthard Langhans errichtet. Das Tor ist das wichtigste Wahrzeichen der Stadt und gleichzeitig ein nationales Symbol. Beantworten Sie die Fragen!
Was ist richtig? (R.) Was ist falsch? (F)
IV. Значение использования аутентичных текстов при обучении немецкому языку и для воспитания учащихся Существенные изменения, произошедшие в целевых установках общеобразовательной школы, ориентировали ее на создание условий для развития учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Творческая личность наиболее адаптирована к новым условиям. Реформируются все сферы жизни, что требует полной отдачи всего творческого потенциала каждого человека. Учебный процесс должен строиться таким образом, чтобы создать условия для проявления и развития творческих способностей, возникновения внутренней мотивации и устойчивого интереса учащихся к учению. Иностранный язык как учебная дисциплина вносит свою лепту в воспитание социально-активной, творческой личности. Нетрадиционный подход к обучению иностранному языку вообще, и в частности ,к немецкому,"будит" в детях творчество, фантазию, развивает навыки говорения, творческого письма, способствует развитию мотивации, познавательного интереса к предмету. Аутентичные тексты немецкой художественной литературы являются реальной и продуктивной основой формирования креативного мышления, развития фантазии, чувства языка. Они способствуют развитию всех видов речевой деятельности, особенно чтения и письма. Творческое письмо открывает учащимся и учителю возможность соединять друг с другом основные виды речевой деятельности, письменные навыки положительно влияют на навыки говорения. Творческое письмо является средством выражения мыслей и чувств говорящего . При работе с аутентичными текстами ученики обучаются, действуя. Что это значит? - Они могут по-своему интерпретировать смысл текста, книги, опираясь на свой собственный жизненный опыт, чувства. -При работе с такими текстами существует столько интерпретаций, сколько есть читателей. -Продуктивно работая с текстом, ученики могут изменить его, задавать вопросы, фантазировать. -Ученикам доставляет удовольствие предвосхищать события, которые происходят в книге или тексте. -Учащиеся учатся выступать от имени различных героев, описывают события, высказывают свои мнения. Работа с аутентичными текстами позволяет:
Как показал опыт, использование аутентичных текстов создает благоприятную почву для развития коммуникативных умений учащихся, обеспечивает активность и личную заинтересованность учащихся на уроке, опору на имеющийся опыт в языке и общении. С помощью аутентичных текстов ученики удовлетворяют свои познавательные потребности, обогащают свое мировоззрение, свои представления о культуре и истории страны изучаемого языка и получают удовольствие от чтения и обсуждения текстов. V. Результативность опыта Работа над проблемой дает положительные результаты:
Об этом свидетельствуют результаты анкетирования, текущая успеваемость. 1. Результаты анкетирования " Формирование интереса к предмету". Анкетирование производилось следующим образом: Напротив каждого предмета учащиеся ставили баллы "3" - очень нравится "2" - нравится "1" - не нравится "0" - очень не нравится 30% - очень нравится немецкий язык 58% - нравится 12% - не нравится 2. Результативность обученности учащихся по немецкому языку. За последние три года уровень обученности 100%. Уровень качества знаний - 65%.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены