РАЗРАБОТКИ
|
Формирование акцентологических умений младших школьников в процессе изучения родного языкаПотребность школы в совершенствовании речи школьников, в том числе и грамотном акцентологическом произношении велика, однако методических указаний по введению в урок элементов совершенствования акцентологической культуры школьников недостаточно. Особенно сложно обстоит дело с сельской школой, где учащиеся ограничены в широком общении, далеки от очагов культуры, слыша, в основном, неграмотную речь односельчан. И поэтому возникло противоречие между потребностью формировать акцентологические умения младших школьников и методической обеспеченностью в этом отношении учебного процесса. Проблема исследования: каковы возможности уроков родного языка и внеклассных мероприятий в эффективном формировании акцентологических умений младших школьников в сельской начальной школе. Объектом исследования является культура младших школьников, а предметом – процесс формирования акцентологических умений учащихся начальной школы в процессе изучения родного языка. Актуальность темы исследования обусловлена:
Научной основой опыта являются труды учёных-лингвистов, в которых доказывается системный характер русской лексики (Ф.П. Филин, Д.Н.Шмелёв, М.И.Фомина), современные положения методики развития речи учащихся, разработанные в трудах психологов и методистов (А.А. Леонтьев, М.И.Львов, М.Т.Баранов), работы методистов, в которых рассматриваются проблемы обогащения словаря учащихся (М.А. Портнягина, Г.В. Бобровская). Исследование включило несколько этапов. 1. Констатирующий этап Для реализации целей эксперимента учащимся были поставлены вопросы и задания. Задание №1. Ответить на вопросы:
Анализ ответов на вопросы показал следующее. Учащиеся не могут дать правильное определение ударению. На второй вопрос в основном ответы даны правильные. Ошибочными были ответы на третий вопрос: дети не знают такой особенности русского ударения, как разноместность. На четвёртый вопрос дети сказали, что все слова имеют ударение, только 1 ученик отметил, что предлоги не имеют ударения. Ответы на 5 вопрос: 3 ученика ответили: «чтобы слова красиво звучали». «чтобы наша речь была правильной», «чтобы быть грамотным». Остальные затруднились ответить. Анализ ответов на последний вопрос показал, что учащиеся в случае затруднения обращаются к учителю (4 ученика), к родителям (1), к словарю (1), ни к кому (5). 2. Формирующий этап Ученики с помощью учителя подготовили сообщения об особенностях русского ударения. Сообщение 1. Ударение в русских словах может падать на любой слог. Например, мама- на первый, окно – на второй, карандаш – на третий. Во французском языке ударение падает всегда на последний слог, в польском – на предпоследний. Давайте поиграем в игру: как бы прочитали слово «реченька» французы, поляки, русские? Для третьеклассников проводилось внеклассное мероприятие «Паспорт грамотности». Дети завели тетради, где фиксировали ошибки, допущенные ими или товарищами при постановке ударения. На уроке русского языка по теме «Повторение изученного» один из этапов был посвящён характеристике лингвистических словарей. Дети вспомнили, что раньше использовался орфографический словарик. А теперь используются толковый, фразеологический, синонимов и антонимов. Особое внимание было уделено орфоэпическим словарям, в частности словарям ударений. На уроках литературного чтения также проводилась акцентологическая работа. При изучении устного народного творчества дети расставляли ударения в словах потешек, небылиц, считалок: Стучит, бренчит на улице. При изучении частей речи учащиеся получали исследовательские задания: выписать из художественных произведений, которые изучались на уроках чтения, те части речи, постановка ударений в которых вызывает затруднения. Особое внимание уделялось лексике: вечор, кровля, чернавка. На каждом уроке несколько минут посвящалось обучению учащихся акцентологическим умениям и навыкам. При выполнении любого упражнения проводился акцентологический разбор слов. Часто на уроках пользовались таблицами, в которых менялись слова «Произнеси правильно слова с ударением на 1 слоге, 2-м и т.д. Запомнить некоторые слова учащимся помогли рифмованные стишки и загадки: Как разрежешь – сок течёт, На уроке обобщения и повторения по теме «Имя существительное» была проведена акцентологическая разминка: 1. Прочитай и поставь ударение в зависимости от их значения: Атлас (материал), пропасть (исчезнуть) и т.д. Игра «Школа», участники игры записывают сначала слова с ударением на первый слог (школа, парта), затем на второй (учебник, пенал), потом на третий (ученик, перемена). 3. Контрольный этап. Учащиеся отвечали на вопросы, поставленные на формирующем этапе. На первый вопрос ответили все учащиеся. Много раз повторялось определение, поэтому дети хорошо усвоили понятие. На 2 все ответили безошибочно. При ответе на 3 вопрос 2 ученика допустили неточности. На остальные вопросы дети ответили, в основном правильно, допуская некоторые неточности. Проведённый эксперимент дал положительный результат, тем самым подтвердив гипотезу исследования. Целенаправленная работа по обучению учащихся акцентологическим умениям способствовала успешному развитию языковой и речевой компетенции, приобщала детей к творческой речевой деятельности, развивала языковое чутьё, интерес к предмету. Поскольку дети сельской школы «отдалены» от очагов культуры, во многом успех акцентологической работы зависит от речи самого учителя, которая должна быть образцовой. В сельской школе важно использование таких форм, как работа в парах, групповая работа, когда более подготовленные дети помогают более слабым. Только в полноценном общении могут совершенствоваться речевые навыки учащихся. В качестве перспектив дальнейшей работы мы видим разработку методических рекомендаций, подбор упражнений и заданий, нацеленных на формирование культуры речи учащихся начальной школы.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены