РАЗРАБОТКИ
|
Экономическое образование в процессе обучения физикеБурный рост производства, использование в хозяйственной практике новейших достижений науки и техники, постоянно усложняющиеся задачи экономического строительства предъявляют к профессиональной подготовке новых поколений тружеников все более высокие требования. Одно из них – настойчивое приобщение учащейся молодежи к экономическим знаниям, которые помогают выработать не только более точное и полное представление о развитии нашего общества, но и приобщают к проблемам современного производства. Экономическое образование базируется на той сумме знаний, которые накоплены обществом, экономической наукой и практикой. Специфическая задача образования – помочь человеку научиться экономически мыслить, применять теоретические положения на практике, анализировать и оценивать в их свете реальную действительность, делать выводы и принимать решение, обеспечивающие эффективное участие в экономической деятельности. Широкие возможности для теоретической экономической подготовки открываются в условиях изучения общеобразовательных дисциплин. К одной из таких дисциплин относится физика. Изучая физические принципы действия того или иного технического объекта, обязательно рассматривать его устройство, технологию изготовления и применения с позиции экономики. Подчеркивая необходимость сбережения материальных ресурсов, раскрывать перед учащимися основные технико-экономические проблемы, которые решаются на основе достижение физической науки. В процессе углубления знаний учащихся о физических основах современного производства следует показывать преимущества и более высокую экономичность новой техники, сообщать экономические показатели ведущих отраслей производства, рассказывать об экономической эффективности тех или иных научно-технических решений( например, об увеличении надежности и долговечности изделий, подвергающихся термической обработке, о замене дорогостоящих и дефицитных цветных металлов в узлах трения машин, дешевыми и недефицитными полимерными материалами). Изучение экономических вопросов на занятиях физики позволяет воспитывать у учащихся бережное, глубокое уважение к государственной собственности. Так при решении задач на вычисление количества электроэнергии, расходуемой зря, учащиеся осознают необходимость экономичного использования этого ресурса. Учебно-воспитательному процессу по физике можно придать экономическую направленность, используя следующие основные способы: Знакомство с достижениями науки и техники. Это один из главных способов. Благодаря ему учащиеся узнают о том эффекте, который достигается в результате внедрения в промышленность технического изобретения, связанного с изучаемыми физическими явлениями и законами. Так при прохождении механических свойств твердых тел, в частности прочности, приводится такой факт: для бурения твердых и сверхтвердых образцовых пород созданы новые алмазные долота. Конструкторы модернизировали старые образцы, применив иную технологию введения алмазов, что повысило стойкость инструмента на 90%, увеличили число лопастей, усовершенствовали систему промывки. Все это дало возможность снизить эксплуатационные затраты. Изучая тему «Генераторы переменного тока» отмечается, что в процессе изготовления генераторов одним из главных звеньев является создание обмоток. Для этого требуется много меди, которая дефицита. Заменить ее алюминием нельзя, т.к. это ведет к снижению мощности и КПД машин. Если же улучшить мощность без увеличения сечения провода или уменьшить сечение при сохранении прежней мощности, как показали расчеты и испытания, в результате совершенствования только изоляции мощность электрических машин при их прежних габаритах удается повысить на 4 – 10 %, а это экономит 3-8 % цветных металлов. Такого рода примеры подбираются из материалов «Новости науки и техники». Использование задач с экономической направленностью. Во многих случаях конкретные данные доводятся до сведения учащихся при решении физических задач . Среди задач с экономической направленностью выделяю следующие: А) Задачи на определение величин, характеризующих принципы и условия действия технического объекта, сравнение которых имеет экономический смысл, напрмер: Электрический чайник, имеющий две обмотки. При включении одной из них вода в чайнике закипает через время 15 мин, при включении другой- через 30 мин. Через какое время закипает вода в чайнике, если включить обе обмотки: последовательно, параллельно? В двухлитровом электрическом чайнике мощностью 1000Вт вода, закипает через 20 мин, тогда как в чайнике мощностью 3кВт – через 5 минут. Каким пользоваться выгоднее? Б) Задачи на расчет основных физических величин( массы, времени, энергии, мощности и др.) Например: Катер пересекает реку. Скорость течения15 м/с, скорость катера относительно воды 30 м/с. Под каким углом к берегу должен идти катер, чтобы пересечь реку за минимальное время? В) Задачи, рассматривающие внедрение прогрессивных технологических процессов и производство новых видов продукции. Почему смесь антифриза с водой в радиаторах автомобилей замерзает при более низкой температуре, чем чистая вода? Г) Задачи, отражающие снижение затрат на сырье, материалы, топливо. Пользуясь секундомером и стаканом, объем которого 250 〖см〗^3, определить утечку воды за сутки, если она из крана тянется струйкой толщиной в спичку. Организация самостоятельной работы учащихся . Одним из эффективных видов деятельности учащихся на занятиях являются лабораторные работы. Чтобы придать выполнению этих работ экономическую направленность, необходимо: а) учить выполнять работу различными способами и выбирать наиболее оптимальный из них; б) предоставлять им возможность обосновывать сделанный ими выбор приборов и материалов; в) обращать внимание на рациональную организацию рабочего места; г) формировать у них умение самостоятельно определять последовательность своих действий, в соответствии с планом выполнения работы. Но самую большую роль в экономическом образовании играют лабораторные работы с экономическим содержанием. К таким работам относятся работы на определение КПД, мощности, изучение свойств различных материалов и наиболее эффективный способ их применения. Использование на занятиях физики метода проектов является одним из самых действенных способов реализации экономического образования. Большую роль в данном случае играет использование связи с жизнью. Так студентам в качестве тем проектов предлагаются следующие : «Альтернативные источники энергии», «Электромобиль – миф или реальность?», «Энергосберегающие технологии – новый свет», Исследование различных видов двигателей». Используя данные способы на своих занятиях, я каждый раз убеждаюсь в их эффективности. Они не только позволяют экономически образовывать учащихся, но и мотивировать их на изучение моего предмета. Воспитание высоконравственных, добросовестных и дальновидных людей и есть сама цель образования. Литература.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены