РАЗРАБОТКИ
|
Развитие математических способностей младших школьников при решении задач через уровневую дифференциациюРазвитие личности человека – это развитие системы «Человек - мир». В этом процессе человек, выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Через деятельность и в процессе деятельности, человек становится сам собой. Процесс учения – это прогресс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Обучать деятельности – это, значит, делать учение мотивированным, учить учению, ставить перед собой цель и находить пути и средства её достижения, помочь ребёнку сформировать у себя умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Но важно ещё и стимулирование познавательной деятельности, которое рассматриваем кА побуждение учения к самостоятельности. Успешность ученика в учёбе о того, насколько он стал субъектом собственной умственной деятельности, научился эту деятельность самостоятельно планировать и реализовывать так как «процесс учения должен быть творческим». Это и есть деятельный подход в образовании. Обучение деятельности на современном этапе – это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивательной, формирующей широкий спектр личностных качеств ребёнка: Отсюда следует, что учебный процесс строится таким образом, чтобы обеспечить чувство психологической защищённости, радости познания, развитие индивидуальности. Учитель не подгонят развитие детей к известным канонам, а предупреждает возникновение тупиков и создает благоприятные условия для полного развития способностей каждого ученика. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией личностно-ориентированных технологией. Одной из них является уровневая дифференциация обучения. На сколько целесообразно и как включать дифференцированную работу в процессе усвоения учащимся знаний, какова степень эффективности такой работы и определило и определило цель моего исследования: творчески обосновать и экспериментально проверить эффективность уровневой дифференциации младших школьников. Используя преимущества технологии уровневой дифференциации обеспечить каждому учащемуся возможность достижения планируемых результатов обучения с учётом его индивидуальных особенностей. Объект исследования: процесс обучения младших школьников математике. Предмет исследования: методические основы обучения младших школьников в условиях уровневой дифференциации. Тема: «Развитие математических способностей младших школьников при решении задач через уровневую дифференциацию». Цель: создать систему уровневой дифференциации обучения на уроках математики. В соответствии с этой целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
База исследования: 3 класс При переходе на разноуровневое обучение приходится сталкиваться с проблемой отбора учащихся в группы. При разделении учащихся на уровни учитывала желания самих учащихся учиться на том или ином уровне. Для этого дала шанс проявить себя, оценить свои силы и возможности. По определению уровня математических способностей я провела эксперимент. Наблюдения проводились как в процессах изучения нового материала, так и при решении задач. Для наблюдений были выданы те признаки математических способностей, которые проявляются у младших школьников:
Проведена самостоятельная работа.
На основании результатов самостоятельной работы учащихся распределены по уровням:
Для повышения эффективности обучения решению задач необходимо учитывать исходный уровень сформированности этого умения у ученика. Умения учащихся каждой группы: 3 группа учащихся – высокий уровень На основе полного анализа задачи, ученик выделяет целостную систему взаимосвязей между данными и искомым. Это позволяет ему осуществлять целостное планирование решения задачи. Ученик способен самостоятельно увидеть и выделить более рациональный способ. 2 группа – средний уровень Восприятие задачи сопровождается её анализом. Ученик стремится понять задачу, выделяет данные и искомое, но устанавливает лишь отдельные связи. Из-за отсутствия единой системы связей между величинами затрудняется предвидение последующего хода решения задачи. 1 группа – низкий уровень Восприятие задачи поверхностное, неполное. При этом ученик выполняет разрозненные данные, не может и не пытается предвидеть ход её решение. Не поняв условия задачи, ученик приступает к её решению, которое оказывается беспорядочным манипулированием числовыми данными. Для того, чтобы организовать разноуровневую работу над задачей в разных группах в одно и тоже время на уроке, я использую карточки – задания, которые готовлю в вариантах. Предлагая ученикам вариант оптимального для него уровня сложности, осуществляю дифференциацию поисковой деятельности при решении задачи. В карточке уровень не указывается, а различие вариантов обозначается геометрической фигурой разного цвета. высокий средний низкий Карточка 1. Тема: Слагаемые. Сумма. Цель:
Задача: В школе учатся 668 учеников, из них 340 мальчиков. Сколько девочек учится в школе. 1 уровень: Цель:
2 уровень: Цель:
3 уровень: Цель: формирование навыков умение самостоятельно составлять уравнение и решать обратные задачи уравнением; Карточка 2. Тема:
Задача: 4 мальчика пропололи по 5 грядок моркови, несколько грядок пропололи девочки. Всего они пропололи 57 грядок. Сколько девочки пропололи грядок? 1,2 уровень: Цель: развитие умения решать задачи по образцу или выполнив рисунок к задаче. 2,3 уровень: Цель: совершенствовать умения составлять и решать обратные задачи и записывать выражение. Карточка 3. Решение составных задач. Цель:
Задача: Для школы купили 940 тетрадей из них в клетку 480 тетрадей, а в линейку 270 тетрадей. Сколько тетрадей купили в косую линейку? 1 уровень. Цель:
2 уровень. Цель:
3 уровень. Цель: совершенствование умений решать задачу разными способами. Обязательным элементом обучения является анализ. Учащиеся решают одну и ту же задачу, это создаёт благоприятные условия для обсуждения задачи сразу же после решения. Это служит обратной связью для учителя, который получает сведения о выполнении работы уже на уроке. Результаты анализируются, обсуждаются варианты решений, выбираются рациональные способы решения задачи, исправляют ошибки. Обратная связь осуществляется и для ученика. В ходе обсуждения решения задачи каждый ученик имеет возможность увидеть деятельность более высокого уровня чем тот, на котором он работал. Для учащихся, которые не справились с задачей, организую коррекционные занятия до полного усвоения, умения решать задачу данного вида и провожу самостоятельную работу. Проводя такую работу над задачей, всё больше убеждаюсь, она имеет важные воспитательное значение, поддерживает на должном уровне интерес к учёбе, формирует чувство самостоятельности ответственности. Литература:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены