РАЗРАБОТКИ
|
Использование игр на уроке иностранного языкаСовременное состояние развития общества и социально-экономические преобразования в стране вызывают необходимость реформирования системы образования, совершенствования методов, средств и приемов обучения, результаты которых соответствовали бы требованиям общества и образовательным запросам учащихся, их интересам и возможностям. Возрастающий объем информации, непрерывное пополнение и обновление содержания школьных предметов, перегруженность некоторых учебников и программ теоретическим материалом требуют от школьников усвоения все большего количества теорий, законов и понятий. В то же время многочисленные наблюдения и исследования показывают, что интерес учащихся к некоторым предметам падает. Таким образом, возникает противоречие между возрастающими требованиями общества к уровню знаний выпускников общеобразовательных школ и возможностью, а порой и желанием учеников следовать этим требованиям. Основная тенденция развития этого противоречия заключается в том, что требования общества к процессу обучения постоянно расширяются, а результаты обучения отстают от этих требований. В определенной степени это противоречие вызвано тем, что зачастую ученики не проявляют интереса, желания, стремления к учению и познанию чего-то нового. У многих школьников отсутствуют мотив обучения, потребность к самосовершенствованию, слабо сформированы компоненты учебной деятельности. В связи с этим в педагогике и частных методиках обучения возникает проблема разработки методов, средств и приемов более эффективного и плодотворного учебно-воспитательного процесса, одновременно не допускающих перегрузок учащихся, которые не только вызывают отрицательное отношение к учебе, но и пагубно сказываются на здоровье детей. Эту проблему отчасти можно решить, используя в процессе обучения, наряду с традиционными методами и приемами, такое средство обучения, как дидактическая игра. В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Так, если обычная детская игра, в общем смысле этого слова, ассоциируется с такими понятиями, как отдых, развлечение, забава, соревнование и т.д., то понятие «дидактическая игра» содержит в себе несколько иной смысл. В дидактической игре, с одной стороны сохраняются элементы забавы – это игровые приемы и правила, определенный эмоциональный настрой, атрибуты и условность игровой ситуации, элементы удовольствия, занимательности и соревнования, наличие победителей и побежденных, то есть, все основные признаки, присущие обычной игре (занимательное свойство). С другой стороны, в дидактической игре должен превалировать дидактический результат: усвоение тех или иных знаний и умений, развитие мыслительных и речевых качеств, воспитание социальной культуры и других сторон личности учащихся (дидактические функции). Таким образом, определение дидактической игры может быть следующим: дидактическая игра – это специальное методическое средство обучения в виде игровой ситуации, применяемое учителем для возбуждения интереса и достижения определенных дидактических целей в учебно-воспитательном процессе [Пичугина:2003, С.5]. Спектр целевых ориентаций игр:
Требования к игре как способу достижения задач обучения:
В обучении младших школьников можно не всегда пользоваться системой оценок. Правила игры продумываю так, чтобы ошибка в речевом действии приводила бы к проигрышу в игре. Утюкина Г.В. считает, что современный урок характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Известно, что внимание младших школьников неустойчиво. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана еще и спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений. Поэтому чтобы достигнуть высокой эффективности урока иностранного языка, во-первых, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, а во-вторых, необходимо предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость. При планировании урока желательно включать многократные зарядки-релаксации, в общей сложности отводя на них 3—5 минут. Под релаксацией понимается расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности. Цель ее проведения - снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала [Утюкина: 2003, №3, С.55]. В качестве одной из форм релаксации преподаватель предлагает использовать игры. Каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности. На начальном этапе естественным для учащихся являются игровые элементы деятельности. Так, Утюкина Г.В. проводит игру на немецком языке «Geizige Warwara» («Жадная Варвара»). Жадная Варвара пытается присвоить себе все, что видит вокруг себя: «Das ist mein Buch (mein Heft, mein Stuhl)» (Это моя книга (моя тетрадь, мой стул) и т.д. Остальные учащиеся, восстанавливая справедливость, хором или индивидуально указывают того ученика, кому принадлежит тот или иной предмет: «Nein, das ist sein Buch. (Das ist Katjas Stuhl.)» (Нет, это его книга. Это Катин стул.). Учебную деловую игру Г.П. Щедровицкий определяет как особое отношение к окружающему миру; субъективную деятельность участников; социально заданный вид деятельности, который исключает пассивную позицию участников игры; особое усвоение учебного материала, в котором знания и умения естественно воспринимаются участниками игры; прием организации, в котором отрабатываются определенные формы социального поведения. В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама. Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов. Операцонные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные. Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием». Преподаватель истории Васяева М.Н. использует ролевую игру для реконструкции конкретного исторического события или явления, чего-то уже случившегося, приведшего к конкретным результатам. При этом преподаватель планирует лишь тактику игры, варианты поворотов действия, способы поддержания темпов игры, преодоления заминок [Васяева: 2001, №6, С. 71]. «Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи. Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт. Игра может быть рассмотрена и как саморегулируемая система. Если обычные учебные занятия предусматривают общение преподавателя и учеников "по вертикали", когда преподаватель полностью диктует направление и режим работы, выявляя недоинформированность учеников по ряду вопросов, то отношения в дидактической игре между ее участниками складываются "по горизонтали". Она вырабатывает основу свободных, творческих отношений равно информированных партнеров. Преподаватель исключается из числа непосредственных партнеров, он как бы уходит на второй план, в среду зрителей; это обстоятельство снимает определенный психологический барьер общения, раскрепощает учащихся. Ученик наполняет роль индивидуальными средствами самовыражения, борется за профессиональное и интеллектуальное признание в группе сверстников. В образовательном процессе игру используют как способ обучения в рамках игровых технологий с целью вызвать активность ребенка, то есть повысить его уровень мотивации, осознанную потребностью в усвоении знаний и умений и результативность. Это достигается путем целенаправленных управленческих педагогических воздействий и орга-низацией педагогической среды.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как развить талант у ребенка: 6 советов для родителей Как воспитать у ребенка любовь к книге и чтению Правила пользования мобильным телефоном для детей Рекомендации для педагогов, родителей по готовности будущих первоклассников к обучению в школе |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены