РАЗРАБОТКИ
|
Формирование познавательных учебных универсальных действий
Выступление Воронцовой Л. А. на неделе педагогического мастерства
Каждый учитель знает, что его задача состоит не только в том, чтобы дать ученику информацию, рассказать известные факты, но и, наверное, в большей степени учитель должен научить учащихся самостоятельно добывать информацию из любых источников и правильно использовать ее, развивая тем самым навыки познавательной деятельности.
Способности к познанию существуют у любого ребенка с первых дней его рождения и учитель должен выявить и развить способности к познанию.
Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую);
- умение структурировать знания;
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных;
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятия, распознавание объектов;
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств;
- выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков; - выдвижение гипотез и их доказательств.
Постановка и решение проблемы:
- постановка и формулирование проблемы;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Знаково-символические:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Роль данного вида УУД для школьника.
Познавательные УУД обеспечивают возможность учащимся
- самостоятельно осуществлять деятельность учения,
- ставить учебные цели,
- искать и использовать необходимые средства и способы достижения,
- контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Познавательные УУД
- обеспечивают успешное освоение знаний, умений и навыков по всем предметам,
- формируют картину мира и компетентности в любой предметной области познания,
- создают условия для самореализации и развития личности на основе готовности к непрерывному образованию, для формирования компетентности "научить учиться", высокой социальной и профессиональной мобильности.
Предлагаем Вам памятку по формированию познавательных УУД, в которой любая совместная деятельность учителя и ученика рассматривается как проект, краткосрочный или долгосрочный.
Этапы работы
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1 этап:
|
1. Создает условия для проблемной ситуации:
- предлагает противоречивую информацию;
- предлагает задания, в ходе выполнения которых учащиеся осознают нехватку информации для его выполнения;
- предлагает удивительные факты или ситуации, которые учащиеся не могут объяснить.
2. Показывает значимость решения данной проблемы для жизни учащегося.
3. Организует диалог, побуждающий к выдвижению гипотез.
4. Побуждает к формулированию цели и задач исследования или проекта.
|
Осуществляют:
Личностное решение проблемы;
Вживание в ситуацию;
Понятие, уточнение и конкретизацию цели и задач проекта и исследования;
Участвуют в диалоге и выдвижении гипотез.
|
2 этап:
|
Предлагает спланировать деятельность, создать алгоритм деятельности (при необходимости помогает организовать группы, распределить роли в группах).
Знакомит учащихся с разнообразием методов работы.
Предлагает разнообразные источники получения новых знаний.
Обсуждает с детьми контроль и оценку процесса и результата деятельности.
|
1. Осуществляют планирование своей работы (при необходимости разбиваются на группы и распределяют роли в группах).
2. Выбирают методы исследования или составляют программу осуществления проекта.
3. Выбирают источники получения знаний.
4. Выбирают формы и способы презентации результатов.
5. Разрабатывают вместе с учителем критерии контроля и оценки процесса и результатов деятельности.
6. В итоге создают алгоритм своей деятельности.
|
3 этап:
|
По необходимости:
консультирует учащихся;
дает новые знания;
помогает выбрать критерии для сравнения, выстроить причинно-следственные связи, построить логические доказательства, сделать обоснование или опровержение выдвинутых гипотез;
помогает преобразовать объекты в модель.
2. Создает условия для обобщения и представления результатов.
3. Обсуждает с учениками предстоящую презентацию и помогает ее осуществить.
|
Учащиеся работают активно и самостоятельно в соответствии со своими обязанностями.
Консультируются с учителем или родителями по необходимости.
Извлекают необходимую информацию из разнообразных источников, используя смысловое чтение: «добывают» недостающие знания.
В ходе деятельности развивают мыслительные процессы.
Подготавливают презентацию результатов проекта или исследования.
В ходе презентации демонстрируют понимание проблемы, цели и задач, умение планировать и осуществлять работу, умение строить речевое высказывание.
|
4 этап:
|
Организует рефлексию деятельности:
помогает осуществить анализ деятельности;
выявить допущенные ошибки и пути их устранения;
создает условия для осознания своей роли в достижении успеха.
|
Приобретают навык рефлексии результатов деятельности.
|
Ученик научится.
- Осуществлять поиск информации.
- Использовать модели и схемы.
- Осуществлять анализ и синтез.
- Проводить сравнение и устанавливать причинно-следственные связи.
- Обобщать и устанавливать аналогии.
- Строить речевое высказывание.
Ученик получит возможность научиться.
- Осуществлять поиск информации с помощью различных ресурсов.
- Создавать и преобразовывать модели и схемы.
- Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
- Строить логическое рассуждение.
- Осуществлять сравнение, классификацию, выбирая основания и критерии для логических операций.
Выводы:
- Если вы хотите чтобы дети усвоили материал, по вашему предмету научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала).
- Постарайтесь, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
- Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
- Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.
Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
|