РАЗРАБОТКИ
|
Использование электронной формы учебника на уроках биологии как инновационная форма работы по ФГОСНа современном этапе так сложилось, что разные школы имеют разные материальные возможности и средства для проведения уроков. Одни имеют хорошую базу в виде лабораторного оборудования, пособий, таблиц, раздаточного материала, другие имеют хорошую техническую базу в виде компьютерного оснащения, мультимедийных проекторов и интерактивных досок. И каждый учитель старается полноценно использовать все возможности школьного оборудования для подготовки и проведения интересных, информационно насыщенных, и в то же время развивающих самостоятельность в работе у своих обучающихся уроков. В школе, где я работаю, было всё, для того, чтобы использовать электронные учебники в учебном процессе: у нас был выход в Интернет, нужное количество компьютеров, наушники. Всё это, а также проектор и интерактивную доску я до этого использовала для работы с электронными образовательными ресурсами (ЭОР) не просто для демонстрации наглядного иллюстративного материала, а для активной познавательной деятельности обучающихся. Классы, в которых я работаю неоднородны, это также подтолкнуло меня пойти на апробацию электронных учебников. С 2015 учебного года наша школа участвует в проекте пилотирования и внедрения электронных форм учебников. Было заключено трехстороннее соглашение между школой, издательством «Дрофа» и СОИРО, что на базе СОИРО будет осуществляться внедрение электронной формы учебников (ЭФУ) в образовательный процесс. Целями эксперимента были: апробация модели использования учебников в электронной форме; посмотреть, каким образом надо изменить организацию образовательного процесса в школе с использованием учебника в электронной форме; определить способы модернизации образовательной среды, обучение в которой строится на базе ЭФУ в целях реализации в школах города требований ФГОС общего образования. Основными задачами апробации стали: определение учебно-методических и дидактических и иных возможностей использования ЭФУ; определение способов встраивания электронных учебников в деятельность обучающихся школы; анализ результатов обучения, который построен на базе ЭФУ; разработка концептуальных подходов по созданию электронных учебников нового поколения. Электронная форма учебника – принципиально новая форма. Она является эффективным инструментом обучения, который помогает учителям сделать уроки яркими и интересными, а также оперативно получать результаты работы каждого обучающегося и выставлять отметку как в бумажный, так и в электронный журналы. В нашей школе электронный учебник был загружен на школьные компьютеры. Для этого я скачала программу «Дай 5», где активировала сертификат издательства. После введения необходимых данных я попала в личный кабинет. Для выдачи учебников обучающимся, я сформировала комплекты, добавляя необходимый набор материалов из представленного списка. ЭФУ полностью соответствует учебнику в привычной нам печатной форме и поэтому планирование уроков не вызвало у меня трудностей, а благодаря электронным образовательным ресурсам, которые даны к текстам учебников почти не приходилось искать наглядный иллюстративный материал к уроку. Нужно было внимательно рассмотреть все предложенные учебником данные к уроку материалы, дополнительную информацию, практические, контрольно-измерительные ЭОР, лабораторные, исследовательские задания и грамотно спланировать урок, учитывая индивидуальные особенности ребят класса. Дети используют эту форму и дома наряду с традиционным печатным учеником. На первых этапах работы, обучающиеся выполняли задания по траектории обучения под руководством учителя, сейчас они выбирают собственные образовательные маршруты, используя самоконтроль и самооценку. Электронный учебник для меня на уроке - это одна из форм использования информационных технологий. В ходе внедрения проекта мы осуществили сравнительный анализ двух пятых и двух шестых классов. По входной диагностике 5 «б» и 6 «б» имели более низкие результаты, чем 5 «а» и 6 «а». Применяя ЭФУ в 5 «б» и 6 «б», мы наблюдали положительные тенденции в отношении качества знания. Уже в 3 четверти ребята показали одинаковые результаты, а по опросу учащиеся высказали, что им стало интересней заниматься, т.к. такая форма работы их более привлекает. Рассмотрим по этапам один из уроков в 6 «б» классе. На первом этапе урока применяется рефлексия в виде электронного тестирования по теме предыдущего урока. Это тестирование автоматизировано, т.е. сразу выдается результат и заносится в журнал. Затем озвучивается тема урока, и ребята записывают на половинке обыкновенной доски сведения, которые они знают по этой теме. Далее организуется работа в парах для освоения новых знаний. Вначале мы использовали работу в парах, из-за того, что в компьютерном классе было недостаточное количество компьютеров для обучающихся класса. Мы вышли из положения следующим образом: пара обучающихся сидит за одним компьютером и по очереди одевают наушники и прослушивают фрагмент интерактивного курса и делятся услышанным со своей парой. Получается, что ребята сами себя обучают, а соответственно развиваются память, внимание. По ходу прослушивания информации, обучающиеся ведут необходимые записи в своих тетрадях и зарисовывают рисунки с монитора. Также, выполняют задания из учебника. При работе с компьютерами важно соблюдать здоровьесберегающие технологии. Не весь урок занимает работа у включенных монитора и компьютера. А когда дети работают с техникой, с перерывом через 10 минут осуществляется зарядка, в том числе и зарядка для глаз. За зарядку отвечает назначенный ученик – он придумывает упражнения для зарядки и ее организовывает. За урок зарядка проводится 2-3 раза. ЭФУ позволяет также и выполнять традиционные лабораторные работы виртуально – например, на данном уроке это была работа с гербарием. Урок по ФГОС предполагает самостоятельное добывание знаний обучающимися, от учителя требуется собрать их воедино, поэтому на уроках мы работаем и с обыкновенной доской. И вот, в конце урока там записываются 10 положений, уже из того, что они узнали за урок. Ребята наглядно могут увидеть, на сколько они обогатили за урок свои знания. В конце урока мы проводим рефлексию в виде электронного тестирования. В работе я отметила следующие преимущества электронной формы учебника по сравнению с печатной формой: Используется дифференцированный подход в обучении, такие формы работы с электронным учебником как: Разнообразные средства учебника в электронной форме помогали учителю на уроках выстраивать индивидуальную траекторию учащихся: Элементы учебника в электронной форме способствуют увеличению концентрации и продуктивности внимания учащихся на задании: чтение дополнительного материала формируют навыки работы с различными видами и источниками информации; интересные иллюстрации, расширяют информационное пространство; интерактивные задания, виртуальные лабораторные работы, тестовые задания дают возможность обучающимся обучаться по индивидуальной образовательной траектории; а наличие контрольно-измерительных материалов для автоматической проверки знаний дает ребятам возможность самопроверки знаний, умений, компетенций. Очень удобны объекты, сервисы учебника в электронной форме, они побуждают обучающихся выполнять дополнительные задания: активные ссылки по тексту учебника привлекают внимание и побуждают открыть и посмотреть, что за ними находиться. Наглядность ЭФУ помогает при объяснении, анимации заменяют доску и мел, звуковое сопровождение речь учителя. Делая наблюдения за детьми во время уроков, я увидела удобство работы с ЭФУ для каждого индивидуума. Так для визуалов, для которых лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, в учебнике помещены фотографии, видеофрагменты, текстовая информация. Кинестетиков порадуют в ЭФУ интерактивные задания, виртуальные лаборатории, работа с клавиатурой. Аудиалы в нём находят звуковое сопровождение и те же видеофрагменты. Для тех, кто использует правое полушарие и являются творческими личностями, даны видеофрагменты, смотря на фотографии объектов, выполняя задания в картинках, интерактивные и творческие задания у них развивается эстетическое восприятие мира. Левополушарные для себя находят в ЭФУ текстовую информацию, звуковое сопровождение, тестовые и логические задания. За два года работы с ЭФУ можно сделать вывод: электронная форма учебника позволяет учителю разнообразить виды деятельности обучающихся на уроке, активно использовать системно-деятельностный подход, развивают в ребенке желание быть исследователем, электронный учебник просто интересен для учеников.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены