РАЗРАБОТКИ
|
Мотивация учения школьникаИзвестно, что проблема мотивации учения десятилетиями сохраняет свою актуальность. Нередко ее рассматривают как проблему развития познавательного интереса. Но ведь далеко не всегда приходится делать и учиться тому, что интересно. Успехи в учебе, как, впрочем, и в другой деятельности, во многом определяет наличие мотива достижений - стремления добиться положительных результатов и улучшить прежние. Стремление к высоким достижениям в учебе в школьном возрасте может послужить хорошей основой для формирования направленности личности на различные достижения в дальнейшей жизни и деятельности человека. В школе же есть ряд проблем традиционных, и проблема мотивации справедливо относится к их числу. Поднять мотивацию путем развития познавательного интереса, на мой взгляд, удается немногим, а недостаток учебной мотивации - одна из важнейших причин низких результатов учебы. Поэтому проблему формирования мотивации учения у школьников можно считать одной из самых актуальных в образовательном процессе, т.к. ее недостаток - одна из главных причин низких результатов учебы. Перед тем как начинать развивать и формировать мотивацию учения нужно изучить ее. У каждого ученика есть как некоторый наличный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, так и перспективы, резервы ее развития. Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. В реальной работе учителя изучение и формирование мотивации неразрывно связаны. Формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознания их учеником. Изучение и формирование мотивов учения должны иметь объективный характер с одной стороны и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика обстановке - с другой. Мотивы будут проявляться по-разному в зависимости от того, в каких ситуациях оказывается ребенок. Более того, мотивы не во всех ситуациях достаточно явно обнаруживаются. Поэтому надо не просто долго наблюдать, а наблюдать в таких ситуациях, где изучаемые качества могут проявляться. Учителю при изучении личности ученика в условиях учебной деятельности необходимо выявить взаимосвязь трех основных личностных характеристик, которые обеспечивают успешность его учебно-познавательной деятельности. В качестве таких личностных характеристик можно выделить:
Как же оценить уровень мотивации? Для диагностики детской мотивации предлагаются различные виды анкетирования, важное место, конечно, занимает знание учителем особенностей коллектива, каждого обучающегося в отдельности. Одним из способов знакомства с классным коллективом на определение мотивации может быть таким. На уроке ученикам предлагается самостоятельно выполнить по выбору задания, различающиеся по:
В старших классах, определяя уровень мотивации, я обратилась к тестам, предложенным М.М.Лукьяновой и Н.В. Калининой в книге «Психолого-педагогические показатели деятельности школы». В старшем школьном возрасте возникает потребность и возможность совершенствования своей учебной деятельности, что проявляется в стремлении к самообразованию, выходу за пределы школьной программы. Особую роль приобретает овладение контрольно-оценочными действиями до начала работы в форме прогнозирующей самооценки, планирующего самоконтроля своей учебной работы и на этой основе – приемов самообразования. Умение ставить в учебной деятельности нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем нестереотипные способы их решения. В старшем школьном возрасте широкие познавательные мотивы укрепляются за счет того, что интерес к знаниям затрагивает закономерности учебного предмета и основы наук. Мотивы самообразовательной деятельности связываются с более далекими целями, жизненными перспективами выбора профессии. Развитие целеполагания выражается в том, что старшеклассник при постановке системы целей учится исходить из планов своего индивидуального самоопределения. Возрастает умение оценить реалистичность своих целей. Формирование мотивации Общий смысл формирования состоит в том, чтобы перевести учащихся с уровня отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному осознанному и ответственному. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе, классе; участие ученика в коллективных формах организации разных видов деятельности; сотрудничество учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов; привлечение учителем школьников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формирование мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; умелое применение учителем поощрения и порицания. Особое значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другой, включение учащихся в совместную учебную деятельность. Формирование мотивации на отдельных этапах урока. Какую бы деятельность ученики ни осуществляли, они должны иметь полную психологическую структуру - от понимания и постановки школьниками целей и задач через выполнение действий, приемов, способов и до осуществления действий самоконтроля и самооценки. Можно определить следующие этапы формирования мотивации на отдельных этапах урока.
Формирование мотивации учения у отстающих детей. При коррекционной работе с отстающими учениками надо начинать с таких ее целей, которые могут быть достижимы за относительно короткое время (недели), что поможет ученику и учителю быстро увидеть первые результаты. В целом формирование мотивации учения и умения учиться у отстающих учеников включает следующие направления: прежде всего восстановление положительного отношения к учению и к отдельным учебным предметам и занятиям, для чего следует начинать с решения этими учениками доступных им задач, поддерживающих их уверенность в успехе, подкреплять даже маленькие удачи, создавать условия для положительных переживаний успеха, часто спрашивать, терпеливо выслушивать. Кроме того, у отстающих детей важно укреплять собственное умение учиться: устранять пробелы в знаниях, расширять запас знаний и развивать знаний по всем их параметрам (полнота, системность, гибкость, действенность и прочность); обучать учащихся выполнению действий по инструкции, четкой их последовательности при понимании детей неизбежности и полноты контроля учителя с детальным объяснением нового материала, с использованием наглядных опор, с проговариванием, с обязательным доведением каждого действия до этапа автоматизации; специально обучать более сложным действиям: различению способа от результата, сопоставлению нескольких способов, изменению способа при необходимости переноса его в новые условия, т.е. умению пользоваться способами и применять их, опираясь при этом на планы, наглядные схемы и т.д. В работе с неуспевающими необходимо реализовать все изложенное, имея в виду, что начинать лучше с упражнений на постановку целей и стимулирование мотивов, параллельно укрепляя умение учиться, постепенно и дробно отрабатывая его звенья. Специально надо предусмотреть преодоление у отдельных детей "выученной беспомощности" как следствия длительных неудач, часто укрепляющих сомнение детей к себе. Я в своей практике разрабатываю «алгоритмы» действий, следуя которым обучающемуся легче справиться с поставленной перед ним задачей. Например, алгоритм по определению количества н (нн) в полном причастии. (Мои ученики называют его «Правилом 5-и пальцев») 1. Не краткое ли причастие перед нами? (в нем всегда 1 н) Если полное, то: 2. Есть ли приставка? (Помним, что НЕ не считается!) 2. Есть ли зависимые слова? 4. Нет ли на конце причастия - ОВАННЫЙ - ЕВАННЫЙ? 5. А может, причастие особенное: приставки нет, а вид СОВЕРШЕННЫЙ? Если все ответы отрицательные, то и с Н - вопрос решенный. На этапе знакомства с темой алгоритм предлагается всем в виде распечатки перед глазами, затем он становится «достоянием» памяти обучающихся, отстающие же учащиеся «подсматривают» в него по мере необходимости без ограничений вплоть до урока контроля. Знание алгоритма у таких учащихся «без шпаргалки» отмечаю обязательно, и это, как правило, становится мотивацией «знать» и у других. В своей практике мне часто приходится начинать работу в классах, где грамотность «на нуле» почти у всех обучающихся и все они могут быть отнесены к разряду «слабоуспевающих». Приходится начинать с нуля во всех отношениях: дисциплина, отношение к предмету, формирование хоть какой-то мотивации. И когда наконец к обучающимся приходит понимание того, что «что-то нужно делать, чтобы изменить ситуацию», начинается работа над формированием мотиваций. Прежде всего беру на вооружение оценку за достижение «СЕГОДНЯ»: работу по проверке знаний по конкретной теме я оцениваю двумя отметками: за качество всей работы и за качество знаний по проверяемой теме. Первая оценка, как правило, увы, отрицательная: много «белых пятен» в знаниях, а вторая с каждой новой проверкой постепенно укрепляется и растет. А моя задача (конечно, не из легких) - устранять постепенно эти самые «белые пятна», параллельно с новыми темами, объясняя давно «пройденные». И еще об оценке. На мой взгляд, не случайно все настойчивее звучат призывы к отмене текущей оценки и замене ее развернутой словесной оценкой. Кто-то предлагает перейти на 10-ти, а то и 100-балльную(!) систему оценки. А пока идет дискуссия, традиционная система оценок мало что оценивает, но держит в заложниках всех участников образовательного процесса: они не отражают реального уровня знаний, способствуют развитию только внешней мотивации, не связанной с совершенствованием знаний и ростом учебных достижений. Нередко борьба за отметки ставится выше борьбы за знания, вынуждает хитрить, обманывать…А отрицательные отметки, являясь к тому же основным методом устрашения, формируют мотивацию тх «избежания». Хотя и «комплекс отличника» не лучше, если «5» - основная цель. Заключение. Стаж моей педагогической деятельности - более 35 лет. И все эти годы вопрос мотивации не перестает быть актуальным в моей практике. Но, на мой взгляд, отдельно взятому учителю трудно добиться стабильных в этом вопросе результатов по многим причинам. Одна из них - отсутствие единой программы повышения мотивации хотя бы для конкретного учебного заведения, об опыте которого я с интересом для себя прочла в работе Н.В. Немовой «Школа достижений: начало пути к успеху»; производственная необходимость «брать и отдавать» классные коллективы из рук в руки; отсутствие теоретических знаний, нехватка времени да и просто отсутствие желания заниматься этим…и др. А пока каждому (желающему) приходится своими силами повышать мотивацию к конкретному предмету, и, как в моей практике, не всегда добиваться тех результатов, на которые надеялся. Но одно точно: безрезультатной такую работу все же назвать нельзя. Литература
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены