РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Жанровое своеобразие программ ГТРК «Пенза»

Теоретические основания для определения жанра, его признаков следует искать в искусствоведении и литературоведении, откуда понятие «жанр» пришло в теорию журналистики.
Егоров В.В утверждает, что жанр на телевидении можно определить как «сложившийся тип отображения реальной действительности, обладающий рядом относительно устойчивых признаков, используемый с целью классификации творческих продуктов и играющий роль подсказки для аудитории» [Егоров 1997: 117]. Для современного телевидения жанровая структура имеет практическое значение: деление телевизионного контента на жанры важно не только с содержательной, но и с технической точки зрения, поскольку от этого во многом зависит технология производства.

Журналистика, как уже отмечалось, не только творчество (зачастую не столько), но и «сфера политической деятельности».

По мнению Вартанова А.Б. «прямая, но чаще скрытая политическая детерминированность обусловлена интересами реальных владельцев СМИ, будь то газета, журнал, радио и телестудия» [Вартанов 2003: 142].

ГТРК «Пенза» — крупнейшая вещательная организация на территории Пензенской области, которая является региональным филиалом Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании.

В структуру ГТРК входят два телеканала: «Россия 1 Пенза», «Россия 24. Пенза», две радиостанции: ««Вести FM» на частоте 96.0» и «Радио России из Пензы» и официальный сайт. Широкий спектр источников подачи информации оправдывает жанровое своеобразие программ, транслируемых на ГТРК «Пенза». Рассмотрим подробнее программы и их жанровую направленность всех источников ГТРК «Пенза».

Телеканал «Россия 1. Пенза» основывается на новостных программах.

Утренние передачи данного телеканала - познавательные и развлекательные рубрики. В дневном эфире — в 11.40, 14.40, 17.20 и 20.45 — выходит информационная программа «Вести. Пенза». Ее хронометраж совпадает со временем выхода в эфир новостных информационных программ в филиалах ВГТРК в других регионах страны. Субботнее вещание на канале «Россия 1. Пенза» представлено тематическим часом, в который входят авторские программы и фильмы, сделанные на ГТРК «Пенза». Кроме того, выходит программа «Экономика» в 11.10 и 14.20.Итогом информационного вещания на канале «Россия 1. Пенза» является программа «Вести. Пенза. События недели», которая выходит по воскресеньям в 10.20.

Жанровое разнообразие данного телеканала представлено информационными (интервью и репортажи) и аналитическими жанрами (передача, обозрения и др.).
Цвик В.Л. в своей работе «Телевизионная журналистика: история, теория, практика» утверрждал, что «интервью (от англ, interview – буквально встреча, беседа) – жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам» [Цвик 2004: 86].

Интервью для журналиста – это, с одной стороны, способ получения информации путем непосредственного общения с человеком, владеющим этой информацией; а с другой – публицистический жанр в форме беседы, диалога, в котором журналист на экране с помощью системы вопросов помогает интервьюируемому (источнику информации) как можно полнее, логически последовательно раскрыть заданную тему в процессе телевизионной передачи.

Как справедливо предупреждают многие опытные интервьюеры, чтобы добраться до глубинных свойств личности собеседника, от интервьюера требуется особый душевный настрой. Иначе все будет как будто правильно, может быть даже непринужденно, но не взволнует, не затронет, не вызовет ответных чувств.

Интервью как жанр занимает особое место на телеэкране. Фактически нет ни одного выпуска новостей, где бы журналисты ни задавали вопросов компетентным людям, ни обращались к участникам различных событий, ни интересовались мнением окружающих о тех или иных важных событиях. Интервью – непременный элемент многих сложных телевизионных форм. Реже оно используется для создания самостоятельной передачи.

Протокольное интервью проводится для получения официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики государства. Интервьюируемый – соответственно официальное лицо высокого ранга.

Информационное интервью. Цель – получение определенных сведений («интервью-мнение», «интервью-факт»); ответы собеседника не являются официальным заявлением, поэтому тон разговора близок к обычному, окрашен различными эмоциональными проявлениями, что способствует лучшему восприятию информации. Входит в состав информационно-публицистических программ.

Интервью-портрет – особая разновидность телевизионного интервью с целью по возможности всестороннего раскрытия личности собеседника. Преимущественное значение приобретают социально-психологические эмоциональные характеристики, выявление системы ценностей интервьюируемого. Нередко выступает как составная часть экранного очерка.

Проблемное интервью (или дискуссия). Ставит задачу выявить различные точки зрения или пути решения социально значимой проблемы.

Интервью-анкета проводится для выяснения мнений по определенному вопросу у различных собеседников, не вступающих в контакт друг с другом. Обычно это серия стандартизированных интервью, в которых всем участникам задается один и тот же вопрос. Скорее всего, именно эта разновидность телевизионного интервьюирования может стать первым самостоятельным заданием начинающего репортера. Интервью-анкета проводится, как правило, за пределами студии. Выполняя это задание, репортер должен уметь вступать в контакт с людьми, располагать их к себе, добиваться поставленной цели [Цвик 2004: 91].

Репортаж, по мнению Цвик В.Л., – это «жанр также актуальный для данного телеканала. Термин «репортаж» происходит от фр. reportage и англ. report, что означает сообщать. Общий корень этих слов – латинский: reporto (передавать)» [Цвик 2004: 93].

Таким образом, репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент. Особо отметим последнее обстоятельство, ибо сообщение новостей является целью и других информационных жанров. Но в репортаже на первый план выходит личностное восприятие события, явления, отбор фактов автором репортажа, что не противоречит объективности этого информационного жанра.

В сущности, вся история журналистики - история становления и совершенствования репортажа, характеризуемого максимальной приближенностью к естественной жизни, способного представлять явления реальной действительности в их естественном развитии.

Подобно другим жанрам аналитической публицистики, корреспонденция пришла на телевидение из газеты и радиовещания. Но этот термин не прижился на ТВ. Вместо «корреспонденция» принято говорить просто: «передача»» Это жанр аналитический, разрабатывающий на конкретном материале ту или иную актуальную проблему, взятую в достаточно ограниченном масштабе. Тематика корреспонденции практически безгранична: сельское хозяйство, искусство, бизнес, изобретательство, события международной жизни и т.д.

В телевизионной публицистике, имеющей стабильное стремление к персонификации сообщения, жанр корреспонденции получил широкое распространение в программах в виде публичных размышлений, телевизионных расследований острой проблемы конкретным, как правило, уже составившим себе имя журналистом. В сущности, телевизионная корреспонденция – «экранный эквивалент газетно-журнальной корреспонденции или проблемной статьи» [Юровский 1994: 69].

Обозрение также является актуальным жанром тележурналистики. Это, во-первых, наблюдение за событиями, происходящими в общественной жизни, и, во-вторых, обдумывание, анализ сути этих событий с последующим подытоживанием полученных результатов. Обычно обозреваются вопросы политики, экономики, социальной жизни и т.д.
В материалах данного жанра ярко проявляется позиция журналиста. Важной приметой обозрения является его периодичность. Обозревается что-либо имевшее место быть в течение какого-либо времени. Соответственно, и обозрения будут ежедневными, еженедельными, ежемесячными, ежегодными. Конечно, чем больше временной охват, тем более серьезны, глобальны обозреваемые события или процессы.

Цвик В.Л. утверждает, что «бозрению свойственно использование выразительных деталей. В этом жанре не так часто, как в статье, используются логические доводы. Журналист в данном случае больше наблюдатель, чем аналитик» [Цвик 2004: 74].

«Младшим братом» обозрения является, по мнению Цвик В.Л. , является «обзор СМИ – наблюдение, анализ и комментарий событий, описываемых наиболее популярными или авторитетными газетами или журналами. Обзоры могут быть новостными (рассказывать о событиях, которым уделило внимание то или иное СМИ), тематическими (посвященными одной теме, например, политике, автомобилям и т.д.), анонсирующими (раскрывающими темы будущих телевевыпусков)» [Цвик 2004: 91].

Телеканал «Россия 24. Пенза» представляет собой трансляцию в виде рассказов об основных событиях Пензы за текущий день и представляют интервью с экспертом по злободневным вопросам. Кроме того, в традиционных рубриках дается полезная информация, например, о ситуации на дорогах, прогноз погоды, мнение жителей по важным вопросам городского развития. Эфир телеканала в 18.00.

Жанровое разнообразие данного телеканала представлено основным информационным жанром - интервью.

Интервью (от англ. interview – буквально встреча, беседа) – жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам [Цвик 2004: 64].

Интервью для журналиста, по мнению Цвик В.Л., – это, «с одной стороны, способ получения информации путем непосредственного общения с человеком, владеющим этой информацией; а с другой – публицистический жанр в форме беседы, диалога, в котором журналист на экране с помощью системы вопросов помогает интервьюируемому (источнику информации) как можно полнее, логически последовательно раскрыть заданную тему в процессе телевизионной передачи» [Цвик 2004: 67].

Все основные разновидности телевизионного интервью представлены данным телеканалом: протокольное, информационное, проблемное интервью (дискуссия), интервью-портрет, интервью-анкета. Наиболее актуальными являются проблемные интервью и интервью – портреты, представленные в рубрике «Город говорит». Журналисты - Екатерина Миленькая и Инесса Романова - ежедневно приглашают в студию гостей, интересных и влиятельных людей нашего города, которые являются ее собеседниками в эфире телеканала. За период выпусков данной программы за 2017 гостями студии ГТРК «Пенза» стали люди разных профессий и социальных статусов: депутат Пензенской Государственной Думы – Леонид Левин ( 31 января, 2017 г.), молодой ученый, студентка – аспирантка ПензГТУ – Алина Холугенева (8 февраля 2017 г.), известный ведущий - Семен Вахштайн ( 9 февраля 2017 г.), художественный руководитель пензенского театра «Кукольный дом» - Владимир Бирюков ( 12-13 февраля 2017г.). Руководитель исполкома Общероссийского народного фронта в Пензенской области Сергей Мельников стал гостем программы «Город говорит». Как граждане могут повлиять на чистоту своих дворов и ситуацию с дорогами — об этом он рассказал в своем интервью на телеканале «Россия 24. Пенза» от 9 марта 2017 года. Глава областной ассоциации ТСЖ, эксперт в области жилищно-коммунального хозяйства Владимир Лощинин разъяснил, что такое СОИ, в чем суть законодательных изменений и как гражданам не стать жертвами недобросовестных управляющих компаний? Об этом и многом другом было изложено в его интервью от 13 марта 2017 года. На ремонт пензенских тепломагистралей в этом году будет потрачено 206 млн. рублей — почти втрое больше, чем было запланировано до январской аварии на ТЭЦ. Но и эти средства кардинально не поменяют ситуацию в пензенском теплоснабжении. Об этом в студии программы «Город говорит» рассказал директор филиала компании «Т Плюс» Александр Суслов. Сколько участков будет отремонтировано на эти средства? И когда планируется начать работы? Об этом и многом другом рассказал В. Лощинин в своем интервью от 2 марта 2017 года на телеканале ГТРК «Пенза» . Очевидно, что люди разных рабочих профессии, представители власти и даже простые студенты – все они стали гостями студии ГТРК «Пенза» .

Рассмотрим несколько примеров разных видов телеинтервью ГТРК «Пенза», используемые журналистками И. Романовой И Е. Миленькой.

20 апреля 2017 года в эфире телеканала «Россия 24. Пенза» вышло телеинтервью с участием поэта – барда Бориса Шигина, который рассказал о том, как рождается современный поэт, о состоянии поэзии в наши дни. Яркий пример интервью – портрета.

31 января 2017 г. в эфире телеканала «Россия 24. Пенза» вышло телеинтервью, которое стало актуальным среди всех остальных, так как в нем обсуждалась наболевшая проблема последних дней – трагедия на пензенской ТЭЦ. Участниками данного интервью стали телеведущая Екатерина Миленькая и депутат Пензенской Государственной Думы – Леонид Левин. Данноое интервью - пример интервью-расспроса, целью которого является получение новой информации о трагедии на пензенской ТЭЦ и о том, как государство пытается решить эту проблему.

Интервью Екатерины Миленькой от 16 марта 2016 года стало уникальным примером данного жанра, участниками которого стали 3 человека: журналист, создатель дискотеки и радиоведущий С.Ю. Пономарев и ресторатор В. Сафронов. Количество участников данного интервью определило его жанр- интервью – дискуссия.
Таким образом, видовая специфика жанра интервью на ГТРК «Пенза» многообразна и представлена интервью- портретом, дискуссией, расспрос и привычные – информационные интервью.

Р.А. Борецкий в книге «Информационные жанры телевидения» более четверти века назад разработал классификацию жанров телевидения. В том числе он выделил несколько уровней, из которых два основных:

  • информационно-публицистические жанры;
  • художественно-публицистические (постановочно-игровые) жанры [Борецкий 2008: 113].

Все они представлены в рамках трансляции канала ГТРК «Пенза». Рассмотрим подробнее.

К первой группе Р.А. Борецким были отнесены информационное выступление в кадре, комментарий, обзор, репортаж, интервью, беседа, дискуссия, пресс-конференция. Среди них актуальными на телеканале являются обзор, репортаж, интервью.

Во вторую группу вошли документальные кино- и видеофильмы, а также жанр очерка. Эта группа менее представлена в выпусках телеканала, но документальные фильмы – актуальный жанр художественно- публицистического вещания на ГТРК «Пенза».

В 2016 год был объявлен годом русского кино и ко Всемирному дню короткометражного кино ГТРК «Пенза» на телеканале состоялся показ двух документальных картин, главными героями которых стали ключевые фигуры отечественного кинематографа — Василий Шукшин и Марлен Хуциев.

Документальных фильмов, транслируемых на ГТРК «Пенза» немного. Важную роль и значимость для развития жанрового своеобразия ГТРК «Пенза» сыграл документальный фильм ГТРК «Пенза» «Александр Архангельский. Гласом моим ко Господу воззвав…». Он покорил зарубежную вершину. Чешская публика приняла его со слезами на глазах. Фильм об Александре Архангельском стал обладателем приза дирекции международного фестиваля «Злато Прага». Покровителями проекта выступили архиепископ Пражский и всех словацких земель Христофор и магистр богословия Павел Секора. Как утверждает режиссёр и автор сценария фильма Людмила Усова, её картина имеет огромное значение для России. «Это уже не наше личное дело, не личное дело творческой группы ГТРК «Пенза». Наш фильм представлял российское телевидение, российское документальное кино», – сказала Людмила Усова. «Здесь речь идёт уже о международных отношениях», – подчеркнула она. По словам Людмилы Усовой, особенно сложно было перевести текст фильма с русского на чешский язык. «Текст высокохудожественный, сложный, изобилует цитатами из русской православной культуры. Есть стихотворные вставки. Кроме того, текст был стилизован под былину, сказание», – сообщила Людмила Усова. По её мнению, переводчику хотелось сохранить музыку языка, именно поэтому он занимался этой работой в течение десяти месяцев.

Специальный приз 43-го международного фестиваля «Злато Прага» приедет в Пензу не раньше октября 2006 года. Его торжественно вручат авторам проекта на евразийском телефоруме в Москве. Это уже 14-е лауреатство творческой группы ГТРК «Пенза» и первый серьёзный вклад в укрепление и развитие российско-чешских отношений.
В настоящее время Людмила Усова завершает работу над следующим проектом: документальным фильмом, который создаётся по заказу федерального агентства по культуре и кинематографии. Планируется, что картину, посвящённую 70-летию Центральной музыкальной школы, увидят телезрители всей России.

Перечислить все тв-передачи, в которых появлялись сюжеты о Пензе не представляется возможным. Это и «Битва экстрасенсов», и «Хочу знать с Михаилом Ширвиндтом», и «Сфера» и т. д. Ну, а кинолент о Белинском и Лермонтове вообще невозможно сосчитать. Однако художественных фильмов в Пензе до недавнего времени не снимали. Так что Андрею Соколову предстоит стать настоящем первопроходцем в этом деле.

Современные классификации жанров телевизионной журналистики, как правило, в своей основе имеют такой критерий, как основной способ отображения действительности журналистикой.

По мнению Борецкого Р.А. в тележурналистике всего выделяется «три таких основных способа:

  • сообщение фактов;
  • интерпретация фактов и событий;
  • образно-публицистическое раскрытие фактов и событий» [Борецкий 2008: 117].

Исследователь утверждает, что эти «способы отображения образуют соответственно три относительно устойчивые группы жанров тележурналистики.

  • Информационные: информационное сообщение (заметка), интервью, репортаж, телевизионный отчет, обзор печати.
  • Аналитические: корреспонденция, комментарий, беседа, обозрение.
  • Документально-художественные (иногда их называют художественно-публицистическими): очерк, документальный фильм и др.» [Борецкий 2008: 120].

На ГТРК «Пенза» актуальными жанрами стали репортаж, интервью и документальное кино. Все они стали олицетворением жанровой специфики ГТРК «Пенза».

Список использованных источников

  1. Борецкий Р.А. Телевидение на перепутье. Статьи 1989-1998. М., 1998.
  2. Борецкий Р.А., Кузнецов Г.В. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. М., 1990.
  3. Борецкий Р.А. Информационные жанры телевидения. М., 2008.
  4. Бузин В.И. Что смотрят на региональных телеканалах. Часть 1. - 2010. - № 7. - С.43-45.
  5. Вартанов А.Б. Актуальные проблемы телевизионного творчества. - М., 2003.
  6. Ворошилов В. В. Журналистика: учебник / В.В.Ворошилов. - 2-е изд. - СПб., 2000.
  7. Егоров В. Терминологический словарь телевидения: основные понятия и комментарии / В.Егоров. - М., 1997.
  8. Егоров В.В Телевидение: Страницы истории. М., 2004.
  9. Егоров В.В.Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999.
  10. Ельчанинов А.В. Журналистика и журналистское образование нового столетия: Теория и практика. - Казань, 2001.
  11. Климов И. Региональное телевидение: особенности зрительского восприятия [Электронный ресурс] / И.Климов. - Сайт Фонда «Общественное мнение». - Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/map/d041825 (дата обращения: 20.04. 2017).
  12. Корконосенко С. Г. Основы творческой деятельности журналиста / С.Г.Корконосенко. - СПб, 2000.
  13. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты на ТВ. - М., 2000.
  14. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для студентов вузов. - М., 2004.
  15. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2004.
  16. Орнатская Л.A. Массовая культура и «дух эпохи» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/gathered/masscult/index.html (дата обращения: 22.04. 2017).
  17. Самарцев О. Р. Творческая деятельность журналиста: Очерки теории и практики. - М., 2007.
  18. 18. Саруханов В.А. Азбука телевидения [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / В.А.Саруханов. - М.: Аспект-Пресс, 2003. - Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text/85.htm (дата обращения: 24.04. 2017).
  19. Телевидение «ГТРК «Пенза»» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.penza. Rfn..ru (дата обращения: 20.04. 2017).
  20. Тоффлер Э. Культурные потребители. М., 2016.
  21. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологии исследования. М., 1980.
  22. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика: Учебное пособие / В.Л.Цвик. - М., 2004.
  23. Юровский А.Я. Телевизионная журналистика: учебник / А.Я.Юровский. – М., 1994.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены