РАЗРАБОТКИ
|
Деятельностный подход в формировании у классного коллектива ценностных ориентиров «Личность - семья - общество».Все лучшее и нужное «рождается в деятельности». Современный мир полон обновлений и новшеств. Узнать все новое и современное остается сложной задачей не только для детей, но и для родителей и педагогов. Задача старшего поколения – воспитать культурного человека, то есть человека, принявшего ценности прошлых поколений, имеющего желание и возможности самому формировать ценностные ориентиры и реализовать их в повседневной деятельности. По мере взросления ребенок входит в социум, который имеет свою уникальную ценностно-ориентационную структуру, где отражена самобытность данной культуры, в которой он живет, и осваивает нормы и правила, проходит свой индивидуальный путь социализации. Все изменения, происходящие в этом возрасте, оказывают непосредственное влияние на формирование ценностно-смысловых ориентаций и на самоопределение подростка. Ценностно-смысловые ориентации представляют для личности ее индивидуальный выбор, ее путь деятельности. Личность существует и общается в обществе, является его частью, поэтому общество не должно оставаться в стороне при выборе личностью своего пути, не навязывая свою волю, а принимая позицию консультанта, помощника. Отсюда и вытекает проблема - сформировать подрастающему поколению ценностные ориентиры. Именно этой проблемой занимались такие педагоги-учёные, как Г. А. Аргунова, С.Г. Гладнева, Э. В. Зауторова, С.А. Куликова, Т. А. Шатилова, С. А. Артюхова, Н.Д. Никандров, И. И. Шатилова,Т. А. Серебрякова, З. И. Равкин, Г. А, Аргунова и многие другие. Так исследователь С. А. Артюхова рассматривает ценности, как «духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющийся мотивом деятельности». Таким образом, на первый план выходит понятие «деятельность». Она, по мнению многих учёных-педагогов, является основой современного учебно-воспитательного процесса. «Воспитания в чистом виде не существует. Воспитание есть организация деятельности» — утверждал С.Т. Шацкий. И именно деятельностный подход может стать основой этой организации. Деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно – воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности школьника. Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач , как средством становления и развития субъекности ребенка.. Педагог не подает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с младшими товарищами, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода. Воспитательный процесс в аспекте деятельностного подхода исходит из необходимости проектирования, конструирования и создания ситуаций воспитательной деятельности. Они, составляя часть учебно — воспитательного процесса и реализации бытия воспитанника, общественной жизни в целом, характеризуются единством деятельности воспитателей и воспитанников. Ситуация воспитывающей деятельности должна содержать в себе: социальные факторы, инициирующие возникновение разнообразных духовных потребностей и формирования мотивов общественно полезной и лично значимой созидательной деятельности, требующей непрерывного рефлексии; возможность и необходимость осуществления различных видов подобной деятельности, требующих творчества, непрерывного поиска новых задач, средств, действий, волевых актов субъектов деятельности, общения, активной жизненной позиции, принципиальности, познавательности в отстаивании своих взглядов, бескорыстного риска, сверхнормативной активности, готовности не только следовать к намеченной цели, но и конструировать новые, более интересные и продуктивные цели и смыслы уже в процессе деятельности. Критерием эффективности воспитания является степень соответствия результатов воспитания потребностям и запросам природы и общества, уровню готовности ребенка, т. е. соответствия его поведения требованиям правовых моральных норм. Критерием эффективности воспитания является степень соответствия результатов воспитания потребностям и запросам природы и общества, уровню готовности ребенка, т. е. соответствия его поведения требованиям правовых моральных норм. Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что ребенок развивается и растет в обществе. Поэтому работа по формированию у ребят ценностных ориентиров началась с оформления портфолио. Портфолио школьника – это первый шаг на этапе формирования собственного Я ребенка: анализ побед, разочарований, открытий, переживаний. Это своеобразная «копилка» достижений в разных родах деятельности, возможность повторно пережить положительные эмоции. При его составлении оказались следующие направления:
В начале учебного года ученики ставят перед собой определенную цель, тем самым формируя умение правильно обобщать и систематизировать свои удачи и поражения. Также дети учатся организовывать свою деятельность, диагностировать интересы, потребности и склонности. Работа с портфолио ведется при сотрудничестве с психологической службой школы — психологические исследования, традиционно проводимые в конце начальной и в средней школе, стали составной частью портфолио и материалом для анализа для детей, их родителей и классного руководителя. В шестом классе работа с портфолио предполагает следующие направления: «Я — культурный человек», «Я и моя семья», «Я — житель моего города», «Я — здоровый человек»; «Я –друг». Самыми успешными и интересными стали следующие темы:
Дети с большим интересом отнеслись к этим темам, задействовав не только всех своих одноклассников, но и родителей.
Проводя такие занятия, детки учатся общаться не только в обыденной школьной жизни, но и в игровой деятельности. Ценность семейных отношений в современном обществе остаётся очень высокой. Любая воспитательная деятельность должна ориентироваться на семейные ценности, поэтому так важно взаимодействие педагога с родителями. В начальной школе традиционно родители принимают участие в организации деятельности классного коллектива. При определенных усилиях возможно сохранение и развитие этого потенциала, использование его в средней школе. Так, взаимодействие с родителями начинается в рамках родительского всеобуча на собраниях, когда в ходе встреч с педагогами родители получают актуальную информацию по воспитанию подрастающего поколения. В рамках педагогического всеобуча проведены тематические родительские собрания: «Адаптация учащихся», «Режим дня ученика», «Конфликты взрослых и детей», «Мы закончили учебный год…» Также при работе с коллективом проводятся совместные мероприятия: «Первый раз в пятый класс», «Праздник именинника», «Новогодние посиделки», «Праздник ко Дню матери», «День защитника Отечества», «Масленица». Все праздники я стараюсь проводить с участием мам, пап, бабушек, дедушек, братьев и сестер. Это очень важный показатель нацеленности родителей и детей на совместную деятельность. В рамках семейного воспитания было организовано семейное мероприятие ко Дню Защитника Отечества – игра «Папы и сыны». Игра прошла очень интересно и интенсивно. Восторг общения и соревнования получили не только дети, но и родители. В ходе таких мероприятий происходит становление семейных ценностей, у ребят семья выходит на главное место. Они не только общаются с родителями в нестандартной обстановке, но и получают новые навыки познания мира. Умение устанавливать и развивать социальные связи в современном мире является одной из ведущих компетенций, поэтому организация деятельности в этом направлении так же оказалась очень важной и интересной. Использовался потенциал родного города — были организованы и проведены экскурсии на «Кондитерскую фабрику им. 1 мая», музей художественных промыслов. В выборе экскурсий активное участие приняли дети, сформулировав на первом классном часе основные направления деятельности классного коллектива. Используя потенциал учреждений культуры в районе, ученики класса приняли активное участие в библиотечных сумерках, организованных библиотекой им. Горького, посетили спектакли Камерного театра им. Степанова, ТЮЗа. Жизнедеятельность коллектива отражается путем ведения фотолетописи (на страничке класса), организации мониторинга, работы с портфолио и классным уголком Цель дальнейшей деятельности с классным коллективом:
Задачи, которые позволят достичь этой цели:
Список литературы:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Как интересно провести время по дороге в детский сад Особенности физического воспитания в условиях семьи Советы родителям дошкольников: Как надо вести себя с ребенком, испытывающим страх. Важность проблемы задержки речевого развития и необходимые меры в коррекции речевых нарушений Вовлечение семьи в процесс развития словаря детей младшего дошкольного возраста по средствами игр. |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены