РАЗРАБОТКИ
|
Формирование интегративной готовности будущих учителей ОБЖ к профессиональной деятельностиВведенные в образовательную практику Российской Федерации с января 2016 г. новые ФГОС ВО позволяют при подготовке высших профессиональных кадров формировать творческий подход при построении системы обучения специалистов в области безопасности жизнедеятельности. Профессиональные компетенции вышеназванной предметной области обладают ярко выраженным когнитивным современные средства защиты и обороны при обучении школьников и студентов; Учитывая, что число часов, отводимых на изучение дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»в школе невелико, существует возможность в соответствии с существующими стандартами ФГОС ВО направления «Педагогическое образование» в 5 летнем бакалавриате осуществлять подготовку учителей в области безопасности жизнедеятельности параллельно с подготовкой по профилю «Физическая культура». Анализируя результаты выполненных диссертационных исследований по проблематике безопасности жизнедеятельности и результаты констатирующего этапа нашего педагогического эксперимента, мы констатировали, что, несмотря на значительное число диссертационных исследований, посвященных формированию отдельных компетенций преподавателей (правовых, безопасности в чрезвычайных ситуациях, дорожно-транспортных, информационной безопасности т.д.), отсутствуют работы, посвященные интегративной готовности будущего учителя основ безопасности жизнедеятельности во всех аспектах этой многогранной деятельности, что и приводит к появлению методической проблемы, для разрешения которой необходимо разработать методическую систему формирования готовности будущих учителей безопасности жизнедеятельности к профессиональной работе. Мы пришли к констатации следующих противоречий между:
В связи с этим, целью нашего многолетнего исследования является: теоретическое обоснование, разработка и практическая реализация концепции методической системы формирования готовности студентов педагогического вуза - будущих учителей безопасности жизнедеятельности. Мы полагали, что формирование высокого уровня интегративной готовности к профессиональной деятельности студентов педагогического вуза - будущих педагогов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности будет возможным, если их обучение будет осуществлено на основе специально разработанной методической системы, которая:
Исследование проводилось в три этапа в период с 2005 по 2016 год. В процессе проведения диссертационного исследования получены следующие существенные результаты:
Ядро концепции составляет ведущая идея исследования, которая заключается в том, что формирование высокого уровня готовности учителя безопасности жизнедеятельности возможно в инновационной образовательной среде вузов - социальных партнеров, находящихся во взаимодействии, основанном на применении современного оборудования, основанного на последних достижениях науки, техники, технологий и инноваций. Прикладной блок концепции отражает основной подход, который положен в основу построения методической системы формирования интегративной готовности будущих педагогов безопасности жизнедеятельности - это системный подход, на основании которого определяются блоки методической системы (целевой, содержательный, процессуальный, диагностический). Особенность авторской методической системы заключается в том, что разработанные авторские методики, применяемые системно, построенные на обучение в инновационной образовательной среде вузов - партнеров позволяют сформировать учителя с высоким уровнем интегративной готовности к профессиональной педагогической деятельности в области безопасности жизнедеятельности. Выделены компоненты интегративной готовности, отражающие содержание профессиональной деятельности педагога в различных областях безопасности жизнедеятельности:
Вслед за Б.С. Гершунским выделены этапы восхождения от условно более низких к столь же условно более высоким ступеням личностных образовательных приобретений (грамотность-образованность - профессиональная компетентность - культура - менталитет). Выделено содержание этих этапов:
Выделены уровни интегративной готовности педагога к профессиональной образовательной деятельности:
Разработана модель формирован интегративной готовности учителя безопасности жизнедеятельности, включающая целевой, содержательный, процессуальный, диагностический блоки с критериями и показателями сформированности готовности студентов педагогического вуза-будущих учителей в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. Создана методическая система организации процесса подготовки студентов - будущих педагогов в области безопасности жизнедеятельности на основе интеграции психолого-педагогической, профессиональной и личностной готовности к обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся средних и высших учебных заведений в социально-правовой безопасности, безопасности в чрезвычайных ситуациях, дорожно-транспортной, военной безопасности, методикой компетентности. Высокий уровень готовности студентов в области безопасности жизнедеятельности возможен при обучении в инновационной образовательной среде, созданной на основе социального партнерства педагогического вузами и подразделениями МЧС, МО РФ, МВД РФ, прокуратуры и других организаций. Понятие «Инновационная образовательная среда вуза» адаптировано к области социального партнерства в области безопасности жизнедеятельности, основано социальном партнерстве с вузами и подразделениями МЧС РФ, МО РФ, МВД прокуратуры и других организаций, обеспечивает формирование высокого профессионализма учителя в области безопасности жизнедеятельности, способного обеспечить безопасность отдельной личности и социума в целом. Разработаны методики формирования:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены