РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Социализация детей-инвалидов посредством современных информационных технологий

Нечаева Алена Александровна
учитель информатики
КГБОУ АКПЛ, ЦДО

Вопросы совершенствования условий и создания эффективных технологий социализации и социально-культурной интеграции детей-инвалидов в последнее время приобретает особую актуальность. Данная проблема связана с ухудшением параметров среды жизнедеятельности, в которой происходит формирование личности ребенка, обусловлено ограниченными возможностями условий и норм, призванных обеспечивать развитие личности ребенка, сложностью социально-педагогических и психологических проблем, возникающих в процессе обучения.

Процесс формирования личности ребенка с ограниченными возможностями отягощен неблагоприятными факторами биологического, социального, психологического и педагогического характера. Они усугубляют проблему социально-культурной дезадаптации ребенка, препятствуют освоению основного репертуара социальных ролей.

Существующие методы традиционной педагогики, сформировавшиеся на иной методологической базе и апробированные на социальных группах нормативных личностей, не способны сегодня в полном объеме решить проблему социализации детей-инвалидов [1].

Совершенствование поведения ребенка с ограниченными возможностями предполагает развитие системы инновационных социологических служб, ориентированных на детей с ограниченными возможностями, открывающих им доступ к образованию, труду, спорту, искусству, широкому общению.

Безусловно, во главе всех факторов влияющих на развитие ребенка-инвалида стоит школа, которая сегодня обязана предоставить условия для получения «современных» знаний и умений. Именно в образовательном учреждении у ребенка появляются первые официальные ролевые общения, первые сложные задачи, первые поражения.

Перед учебным заведением, в котором обучается ребенок-инвалид, ставится много задач:

  • Развитие творческих возможностей;
  • Пробуждение социальной активности;
  • Воспитание чувства собственного достоинства;
  • Стремление к самоопределению;
  • Формирование способности к выбору жизненной позиции и др. [2].

В свою очередь, педагог, как главный путеводитель, должен владеть большим арсеналом современных средств обучения, чтобы вложить в своего воспитанника необходимые знания для будущей жизни.

С 1 сентября 2010 года в Алтайском крае начала реализацию программа обучения детей-инвалидов, по которой у них появилась возможность обучаться дистанционно независимо от места их проживания. Был образован краевой центр дистанционного образования детей-инвалидов. Педагоги данного центра и не понаслышке знают, какие трудности возникают при обучении детей и что необходимо использовать на уроках и внеурочной деятельности, чтобы помочь ребенку стать увереннее и общительнее.

Обучая ребенка-инвалида, необходимо учитывать своеобразие его развития, поскольку в активной жизни и деятельности у ребенка - инвалида формируются компенсаторные процессы, позволяющие ему развивать психические качества, адекватные жизненным проблемам и ситуациям. Надомное обучение с применением дистанционных образовательных технологий как нельзя лучше подходит для того, чтобы ребенок - инвалид получил качественное образование при массовой школе, не покидая родительский дом. К таким детям применяется индивидуальный подход и индивидуальная траектория его психического развития, обучения и, как следствие, социализация.

К современным информационным технологиям, которые можно применять при обучении детей-инвалидов относят:

  1. Компьютерные презентации. Использование презентаций позволяет педагогу привнести эффект наглядности в уроки и помогает ребенку, нуждающемуся в индивидуальном обучении, усвоить материал в полном объёме. Создание мультимедийных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, поскольку именно здесь учитель имеет возможность учесть специфику конкретного обучающегося [3].
  2. Системы дистанционного обучения (например, Moodle). Посредством дистанционного обучения можно наконец решить вопрос нехватки времени, отведённого на изучение какой-либо темы рабочей программы. В системе представлены сведения о курсах. Пользователи системы имеют возможность регистрироваться, знакомиться с информацией о курсах и записываться на них. После зачисления учащегося на некоторый курс он получает доступ к соответствующим учебным материалам, выполняет задания и взаимодействует с учителем и другими обучаемыми.
  3. Специализированные Web-сайты, где располагаются разработанные задания, регистрация на сайте, условия и правила использования, виртуальные лабораторные работы и практикумы, а так же многое другое.
  4. Виртуальная доска (например, Twiddla, iDroo) - онлайн сервис предназначен для для совместной работы. Доска позволяет размещать на рабочей поверхности текст (размер, начертание букв, выравнивать текст, выделять его жирным, курсивом), иллюстрации, математические формулы; встраивать документы, виджеты и html-код; общаться при помощи чата и звука.
  5. Учебники формата SCORM – которые размещаются в сети интернет в виде сайта, где учащиеся после регистрации открывают необходимый материал и выполняют задания.
  6. И, конечно, Skype, приложение без которого сложно представить дистанционное обучение. Методика и технология использования программы Skype для проведения дистанционного урока позволяет видеть собеседника, а при проведении аудиоконференции мы можем добавлять до четырех-пяти участников. В Skype мы можем пересылать друг другу прикрепленные файлы, например, задания к уроку. Таким образом можно проводить групповой урок. Данная программа позволяет также предоставлять свой экран во время урока. Учитель может использовать дидактические материалы, иллюстрации, карты, видео и аудио сюжеты, выделив цветом, шрифтом, то есть при применении специальных технологий стираются различия между обучением в очной и дистанционной форме [5].

Ученики дистанционного центра очень любят классные часы и мероприятия проводимые в группе, с помощью Skype. Они охотно участвуют в дискуссиях и предлагают свои пути решения проблем. Не трудно заметить, как меняется их манера поведения: появление аудитории заставляет их быть «не хуже всех», следить за речью, быть активным при работе с педагогом.

Для ребёнка - инвалида общеобразовательная школа является одним из важных факторов социализации и закладывает фундамент непрерывного образования.

Общеобразовательная школа становится символом здоровья и полноценной жизни. Обучаясь в специализированном учреждении, ребенок находится в обществе себе подобных, что улучшает его психологический настрой. Широкое внедрение информационных технологий в учебную деятельность ведет не только к повышению компьютерной грамотности, к индивидуализированному образованию, но и раскрытию индивидуальных возможностей человека. Изменяется культура быта, возможности и средства обучения, появляются новые горизонты в экономическом наполнении существования обучающегося. Все это позволит правильно организовать образование детей - инвалидов и обеспечить их успешную интеграцию и социализацию в обществе.

Список использованных источников

  1. Зиатдинова, Г.Р. Социализация детей-инвалидов средствами социально-культурной деятельности [Электронный ресурс] / Г.Р. Зиатдинова. – Режим доступа: http://u.to/0Hf_Dw
  2. Гордеева, Л. Современные проблемы социализации детей – инвалидов [Электронный ресурс] / Л. Гордеева. – Режим доступа: https://refdb.ru/look/2950891-p2.html
  3. Чиканова, К.В. Ит для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / К.В. Чиканова. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/1620088/
  4. Волкова, Т.А. Дистанционное обучение детей-инвалидов – открытый мир образования для каждого [Электронный ресурс] / Т.А. Волкова. – Режим доступа: http://www.uchportfolio.ru/articles/read/1633
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены