РАЗРАБОТКИ
|
Игровые технологии, как средства, используемые для контроля знаний обучающихся в системе дополнительного образования«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Основная задача в работе педагога дополнительного образования – подобрать формы и методы организации учебной деятельности, которые будут способствовать развитию личности ребенка. Контроль знаний является неотъемлемой частью учебного процесса. Большинство детей болезненно переживают процесс проверки качества знаний. Поэтому надо превратить этот процесс в увлекательное мероприятие, которое позволит не только проверить знания обучающихся, но и активизировать интерес к дальнейшему изучению предмета, развить творческие способности ребенка. Игровые технологии, являются наиболее подходящими средствами, которые можно использовать для контроля знаний обучающихся в системе дополнительного образования. Контроль знаний - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Хорошо поставленный контроль позволяет не только правильно оценить уровень усвоения обучающимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи. Все это обусловливает необходимость применения разнообразных способов контроля, но в любом случае система должна обладать развивающей по отношению к учащимся функцией. Для этого необходимо выполнение следующих условий:
Контроль знаний, умений и навыков является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности и последовательности обучения должен осуществляться в течение всего периода обучения. Наиболее точно и качественно оценивать знания обучающихся позволяет разнообразие видов и форм контроля. В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная. Индивидуальный контроль. При индивидуальном контроле каждый ребенок получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Такая форма контроля целесообразна в случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся. Такая форма контроля всегда планируется: педагог намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства. Групповой контроль. При проведении такого контроля группа временно делится на несколько подгрупп и каждой подгруппе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые или разные задания. Групповую форму контроля применяют: а) При повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала. Иногда групповой контроль проводят в виде уплотненного опроса. Фронтальный контроль. При фронтальном контроле задания предлагаются всем обучающимся. В процессе этого контроля изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях обучающихся, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах. Это позволяет педагогу вовремя наметить меры по их преодолению и устранению. Наиболее подходящими в дополнительном образовании являются игровые формы контроля знаний. В своей работе я широко использую игровые технологии не только для проведения контроля, но и применяю данную технологию для текущего контроля на занятиях. Для контроля знаний можно применять разгадывание всевозможных кроссвордов, ребусов, загадок. Чаще всего разгадывание ребусов и кроссвордов я предлагаю детям на промежуточном этапе контроля. Для итогового контроля больше подходят соревнования, конкурсы, защита проектов. Например, кроссворды, чайнворды могут быть с успехом использованы при обучении с целью контроля знаний для повышения понимания изучаемых понятий. Достоинство данных дидактических средств заключается в том, что они вносят в познавательный процесс игровой элемент, активизируют умственную деятельность, стимулируют сознательный поиск в изучаемой области. С другой стороны, кроссворды можно рассматривать как умственную гимнастику, тренировочное средство для развития математического мышления. Кроссворды содержат игровую (разгадывание кроссворда) и учебную (овладение определёнными знаниями, умениями и навыками) задачи. Вторая задача ставится перед учащимся не явно, а через содержание игры. Разгадывание кроссвордов придает особый, занимательно-мотивационный аспект процессу обучения, способствуют развитию поисково-творческих способностей детей, умения применять свои знания. Они служат превосходным тренингом умственной деятельности, дают ребенку возможность самовыражения, доставляя удовлетворение правильными ответами. Решение кроссвордов эффективно после изучения очередного раздела программы. Использование кроссвордов на занятиях методически целесообразно при соблюдении ряда условий:
Очень полезный вид самостоятельной работы - составление кроссвордов самими детьми. Оно целесообразно с методической точки зрения, так как требует хорошего знания выбранной темы, умения чётко формулировать определения понятий. При этом большое внимание уделяется именно формулировке вопросов, потому что проблема постановки вопросов - это проблема развития высококачественного мышления. Ребенок не может правильно сформулировать вопрос о явлении или процессе, который он всесторонне и глубоко не осмыслил. Поэтому, при анализе составленных кроссвордов необходимо учитывать качество поставленных вопросов. Таким образом, качество сформулированного вопроса свидетельствует о понимании учебного материала. При анализе кроссворда оценивается красота, лаконичность оформления всей работы: применение рисунков, свободного пространства на поле кроссворда, самого поля. Таким образом, помимо обучающей цели при составлении кроссворда, преследуется ещё и цель эстетичного, гармоничного развития личности. Составление кроссворда требует от детей умения работать со справочной, учебной литературой, энциклопедиями, что способствует развитию таких качеств личности как настойчивость, способность сопоставлять, повышает сообразительность, побуждает к расширению и углублению знаний, тренирует память, расширяет кругозор, вырабатывает умение довести начатое дело до конца. Стоит отдельно рассмотреть решение задач-ребусов. Существуют различные виды ребусов.
Также я широко использую игровые технологии (игровые занятия, соревнования, викторины, конкурсы). Например, я подготовила и провела следующие игровые мероприятия:
Таким образом, применяя игровые технологии для контроля знаний, можно проверить знания ребят по изученным темам, развить у детей творческие способности, повысить интерес к изучаемому предмету, выявить одаренных детей.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены