РАЗРАБОТКИ
|
Развитие логического мышления у детей с нарушениями речиК моменту перехода в школу дети должны обладать системой родовых и видовых понятий. У них сформированы операции сравнения, классификации, обобщения. Они умеют делать самостоятельно определенные умозаключения, отражая это в речи. Процессы логического мышления у детей опираются на усвоенные понятия и во многом соприкасаются с речевыми процессами. Дети с нарушениями речи сталкиваются с определенными затруднениями:
Поэтому необходимой образовательной потребностью у детей с речевыми нарушениями является коррекционная помощь по развитию речи и мышления. Это одно условие успешной школьной адаптации ребенка. Большую роль в развитии логических форм мышления играет речь. Мысль об этом впервые высказал Л.С. Выготский. Он отмечал «единство мышления и речи возникает в результате развития и является характерным для человеческой интеллектуальной деятельности». В исследованиях Л.А. Венгера, В.С. Мухиной доказано, что к началу школьного обучения (6-летний возраст) у детей на основе речи формируются задатки понятийного словесно-логического мышления. Готовность к школе – важнейший итог коррекционно-развивающего обучения. Одним из критериев готовности является интеллектуальное развитие детей. Технология формирования начал логического мышления детей с нарушениями речи построена по определенной системе, которая позволяет работать над количественным и качественным составом словаря, учит детей выражать свои мысли связно, грамматически правильно. Работа проходит в четыре этапа. Задачи первого этапа:
Работа по данной теме начинается с начала учебного года в старшей группе и планируется с усложнениями. Особое внимание уделяется опоре на наглядность и работе над лексическим значением слов. Например:«Что нарисовано? Чем похожи? Где растут? Как одним словом можно все это назвать?» Рекомендуются такие игры:
После того, как дети научились сравнивать и классифицировать на наглядном материале, используются словесные игры: «Назови одним словом», «Летает – не летает», «Плавает – не плавает», «Движется – не движется», «Растет – не растет», «Съедобное – несъедобное», «Кто ходит?», «Я знаю 5 названий …(деревьев, цветов и т.д. по лексической теме). Эти игры сочетаются с движениями (хлопки, прыжки, игры с пальчиками и т.п.) Данные игры помогают успешному усвоению обобщающих понятий, развивают наблюдательность, внимание, формируют умение словесно оформлять результаты сравнения и классификации. После усвоения детьми обобщающих понятий, можно использовать вопросы-шутки, сталкивающие родовой и видовой признак:
На втором этапе обучения в старшей группе стоят следующие задачи:
Задачи решаются с постоянным усложнением, с использованием наглядного материала. Детям даются задания: найти лишний предмет по родовому или видовому понятию. Дети могут зрительно определить разницу, объяснить, почему они так считают. В конце старшей группы используются задания, где ряд предметов логически связан друг с другом. Например: ночник, торшер, свеча, люстра. Чем они похожи? Найдите лишний предмет. Назовите его и объясните, почему вы так решили? Далее даются задания на выделение предметов по функциональному назначению. Например: самолет, кукла, бабочка, стрела; ягода, орехи, картофель, яблоко. Что лишнее и почему? Следующий вид заданий: найти сходство в разнородных предметах и объектах. Например: пилотка – лодка. Что в них общего? Что общего между снеговиком и пирамидкой? Детей не надо ограничивать в высказываниях. Принимать все варианты. При затруднениях в ответах, подводить к ответу наводящими вопросами. Результаты второго этапа можно увидеть в игре «Логический поезд». Дети берут любой вагончик (картинка) и соединяют с другим, путем какой-либо логической связи. Например: корова – цветок. В этой игре нужно четко следить, чтобы дети грамматически правильно выражали свои мысли (Я ставлю цветок, так как корова питается и цветок питается). Задачами третьего этапа:
Используется упражнение «Закончи предложение». Дети используют сложноподчиненное предложение с союзами «потому что», «так как».Например: Мальчик решил переодеться, потому что …У Маши заболели глаза, так как …Даются игры «Аналогия», «Что сначала, что потом». Для установления закономерностей предлагается дидактическая игра «Угадай-ка» (Чего не хватает в пустом квадрате?) На четвертом этапе решаются следующие задачи:
На этом этапе используются задания «Дополни предложение». Детям дается начало предложения и 3 варианта ответа. Они выбирают правильный ответ и объясняют. Например: Моряк увидел остров, так как посмотрел в…(лупа, бинокль, очки). Можно использовать материал из книги «Умные сказки». Читая детям сказку, нужно остановиться в том месте, где требуется помощь ребенка. Дети должны разрешить сложную проблему, в которую попал герой сказки, предложить выход из создавшегося положения. Все дети принимают вместе варианты ответов, обсуждают их, пытаются разрешить проблему, а затем дочитывается сказка до конца, где конец – решение автора. Оно тоже интересное. В итоге планомерной и систематической работы дети с речевыми нарушениями успешно овладевают умениями:
Список литературы:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены