РАЗРАБОТКИ
|
Моделирование на уроках литературного чтенияГ.Д. Дегтерева В соответствии с концепцией развития универсальных учебных действий в период начального образования основным показателем развития знаково-символических действий, входящих в блок познавательных УУД, является овладение моделированием. Следует отметить, что в педагогической практике термин «моделирование» используется в разных значениях. С одной стороны, моделирование – это метод опосредованного познания, при котором изучается не интересующий нас объект, а его заместитель (модель), находящийся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом, способный замещать его в определенных отношениях и дающий при его исследовании новую информацию о моделируемом объекте [7]. В этом смысле А.К. Дусавицкий, например, выделяет такой тип урока как урок моделирования и преобразования моделей. Он направлен на раскрытие секретов «устройства» произведений какого-либо жанра или особенностей функционирования какого-либо художественного приёма. Работа сопровождается составлением соответствующей модели с тем, чтобы учащиеся, действуя по ней, могли впоследствии руководствоваться ею в своём собственном литературном творчестве [5]. С другой стороны, моделирование – познавательное универсальное учебное действие, состоящее в преобразовании объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая) [6]. Для успешного формирования действия моделирования в начальной школе младшие школьники должны овладеть следующими учебными действиями:
Рассмотрим примеры заданий, направленных на формирование действия моделирования, которые были разработаны творческим коллективом О.Н. Бершанской, Г.Д. Дегтеревой, М.В. Кузнецовой и опубликованы в авторских тетрадях по литературному чтению «Читая – думаю» для 1-2 классов [1, 3, 4]. Отметим, что выполнение такого рода заданий параллельно с формированием действия моделирования способствует становлению других универсальных действий, особенно личностного блока. Например, при знакомстве с произведением М. Пришвина «Черемуха» ученикам предлагается выполнить моделирование для последующего сравнения объектов. Ученики дополняют первый отрывок моделью, обозначающей печаль , а второй отрывок моделью, обозначающей радость . Используя модели, можно дать детям установку при чтении для формирования выразительности: «Попробуй заинтересовать своим чтением слушателей, постарайся передать при чтении те чувства, которые ты обозначил на моделях». Отметим, что в результате апробации рабочих тетрадей «Читая – думаю» выяснилось, что существенные признаки и связи, зафиксированные в модели, становятся наглядными для учащихся тогда, когда эти признаки, связи были выделены самими детьми в их собственном действии, т.е. когда они сами участвовали в создании модели, осваивая тем самым действие моделирования. На каждом уроке, работая с произведениями разных жанров, мы формируем у детей духовно-нравственные ценности, предлагая самостоятельно соотносить поступки героев с собственными, давать им нравственную оценку, развиваем такие качества, как сочувствие, сопереживание, милосердие, любовь к ближнему. Важно, чтобы ученики научились полноценно воспринимать художественное произведение. Они должны с помощью воображения представить, описанную автором жизнь и пережить ее как реальную, отозваться душой на переживания героев и соотнести их со своей жизнью и своими переживаниями. Важно строить уроки литературного чтения так, чтобы рассуждения учеников о собственном отношении к прочитанному пронизывали всю работу над текстом. Так, для определения чувств, испытанных самим ребенком при знакомстве с рассказом К. Паустовского «Прощание с летом», можно предложить ученикам обозначить свои эмоции на моделях. Положительное отношение к чтению, формирование личностных универсальных действий начинается с той минуты, когда ученик почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, когда откроет личностный смысл в читаемом. Рассмотрим пример формирования моделирования с одновременным развитием нравственно-этической ориентации младших школьников. При знакомстве с произведением В. Осеевой «Волшебное слово» на этапе анализа образа главного героя ученики понимают, какую гамму чувства он испытывает: радость, одиночество, тревогу, беспокойство, отчаянье, надежду, обиду и др. Персонаж и ситуация, в связи с которыми возникли чувства, рассказывают ученикам об эмоциональных переживаниях главного героя, что ему приятно, а что доставляет боль, где он чувствует себя успешным, ощущает поддержку. Учитель предлагает рассмотреть предложенные модели, выбрать из них те, которые отражают эмоции и чувства Павлика на протяжении рассказа и обозначить смену чувств цифрами. Подобные задания учитель может составить самостоятельно, используя с учащимися справочник О.Н. Бершанской, Г.Д. Дегтеревой «Моя шкатулка» [2]. Например, при знакомстве с произведением В. Росина «Друзья познаются в беде» можно предложить учащимся творческое задание с использованием моделей эмоций и чувств. Учитель: Рассмотрите вагончики. Отметьте значком Ѵ тот вагончик, на котором обозначены эмоции и чувства белочки на протяжении рассказа. Если у вас другое мнение, можете нарисовать в вагончике №3 свой ряд моделей эмоций и чувств белочки, пользуясь справочником. Объясните свой выбор. Выполняя данное задание, ученики упражняются в построении логически оформленного высказывания. Анализируя и оценивая поступки и действия главных героев, они пополняют запас жизненных впечатлений, представлений, переживаний, учатся преодолевать собственные слабости, стремятся прийти на помощь другу и тому, кто слабее. Таким образом, использование данных и многих других заданий, направленных на формирование моделирования, обеспечивает интеллектуальное и нравственное развитие учащихся, формирует навыки учебного труда, умение самостоятельно добывать информацию, повышает интерес к самостоятельной читательской деятельности. Работа с моделями на уроках чтения в начальной школе способствует формированию у учащихся умения исследовать литературный текст, формулировать и высказывать собственные суждения. Все это ведет к пониманию смысла текста учащимися, адекватному оцениванию поступков действующих лиц, а, следовательно, наиболее осознанному чтению. Библиографический список
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены