РАЗРАБОТКИ
|
Технология развития критического мышления. Из опыта работы.Что такое критическое мышление? В узком смысле критическое мышление означает «корректную оценку утверждений». Также характеризуется как «мышление о мышлении». Одно из распространённых определений — «разумное рефлексивное мышление, направленное на принятие решения чему доверять и что делать». Более подробное определение — «интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации, применения, синтезирования и/или оценки информации, полученной или порождённой наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией, как ориентир для убеждения и действия». Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов, одним из которых стала разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом, Ч. Темплом педагогическая технология развития критического мышления. В данной технологии есть ряд приемов, применяя их на разных этапах урока можно добиться поставленных результатов. Рассмотрю некоторые приемы и проиллюстрирую их на примере уроков математики и информатики. Прием Инсерт ИНСЕРТ – звуковой аналог условного английского сокращения (INSERT – Interactive Noting System for Effective Reading and Thinking) в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. (Авторы – Воган и Эстес, 1986; модификация Мередит и Стил, 1997). Рассмотрим применение этого приема на примере темы «Степень с целым отрицательным показателем». Учащиеся знакомятся с содержанием пункта 37, учебник под ред. С. А. Теляковского «Алгебра 8» и заполняют таблицу. Возможный вариант таблицы.
Прием «Зигзаг» Целью данного приёма (автор Э. Аронсон) является изучение и систематизация большого по объёму материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на пять смысловых отрывков, то в группах (назовём их условно рабочими) — пять человек. Продемонстрируем этот приём на примере темы «История развития вычислительной техники». Стадия вызова. Учащимся предлагается ряд слов, нужно определить, что их объединяет: Бэббидж, перфокарта, ENIAC, транзистор. Можно зачитать фразы из текста: В середине 19 века английский математик Чарльз Беббидж выдвинул идею создания машины. Первыми носителями информации, которые использовались для хранения программ, были перфокарты. В 1945 году в США бала построена машина ENIAC. Транзисторы имеют в десятки и сотни раз меньшие размеры и массу, более высокую надежность и потребляют значительно меньшую электрическую мощность. Стадия осмысления содержания. Класс делится на группы по шесть человек. Выдаю на группу пять текстов различного содержания. Каждый знакомится со своим текстом и выделяет наиболее значимые, с его точки зрения, моменты. Темы текстов:
Познакомившись с текстом, учащиеся собираются в группу экспертов по определённой тематике, составляют опорный конспект и оформляют презентационный лист. Например, по поколениям ЭВМ можно выделить год появления, основной элемент, отличие от предыдущего поколения. Затем участники возвращаются в рабочие группы и знакомят остальных с содержанием своего текста. Стадия рефлексии. Можно предложить учащимся вернуться к словам, прозвучавшим в начале урока и пояснить, как они связаны с темой. Прием «Кластер» Кластер (гроздь), выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди». Последовательность действий при построении кластера проста и логична:
Рассмотрим пример кластера по теме «Четырехугольники». Его удобно составлять на первом уроке, тем самым выявить знания учащихся по теме, выдвинуть гипотезы о свойствах известных учащимся четырехугольников. А на уроке обобщения и систематизации или на уроке, посвященном каждому виду четырехугольника исправить неверные предположения, внести дополнения и т. п.(Пунктирной линией показана неверная гипотеза, которую нужно исправить, кластер не отображает все свойства, поэтому на уроке обобщения их можно добавить). Список источников.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены