РАЗРАБОТКИ
|
Творческое проектирование с элементами компьютингаВ. И. Владарский В основе метода творческого проектирования лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического и творческого мышления. Среди основных проблем нашего образования является проблема качества, как определяющая основа формирования интеллекта личности, ее развития, подготовленности к успешной конкуренции молодежи в современном мире. Подготовка современного специалиста в условиях рыночной экономики должна отвечать целому ряду требований: умением самостоятельно выполнять и обновлять знание, ставить проблемы, творчески мыслить, принимать оригинальные решения в нестандартных ситуациях, быть социально-активной личностью. Нестандартные формы уроков в значительно большей мере оставляют яркий след в памяти учащихся, дают возможность отойти от шаблонов в проведении уроков, предают привлекательность, неповторимость, «изюминку» обучению. Переориентация учебного процесса от авторитарного объяснительно-иллюстративного обучения к личностно-ориентированному, развивающему обучению содействует тому чтобы педагогический коллектив использовал в учебном процессе активные формы и методы обучения, которые содействуют овладению знаниями, критическому мышлению, развития творческой инициативы и умению использовать знание в нестандартных ситуациях. Мной были выбраны несколько активных и интерактивных форм обучения – это игровое проектирование и групповая форма обучения, объединение которых в одну стройную систему с применением соответствующего аппаратного и программного обеспечения получает на данном этапе развития информационных и мультимедийных технологий новое направление – компьютинг. Использование термина компьютинг достаточно широкое, емкое хотя и редко используемое, одно из направлений – это проектная деятельность в том числе и творческое проектирование с использованием всех возможностей которые предоставляет компьютерная техника. Метод творческого проектирования – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (самостоятельно путем самообразования). В моем случае это урок, ориентированный на реализацию предпринимательских идей, то есть реализация PR-проекта по презентации профессии Мастер по обработке цифровой информации с помощью стандартных программ Microsoft Office – Microsoft WORD (описание профессиограмы и ее текстовое оформление понятное для будущих абитуриентов с учетом всех правил компьютерного дизайны), Microsoft EXCEL (наглядное представление с помощью диаграмм мониторинга достижений учащихся), Microsoft ACCESS (база данных содержащая все достижения учащихся с необходимой структурой запросов), Microsoft Power Point (мультимедийная презентация как итог реализации PR-проекта). Преподаватель в ходе проектирования выполняет роль независимого консультанта, отвечая на возникающие у учащихся вопросы. Меняется и роль учащихся в обучении: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами. Метод творческого проектирования позволяет в группе формировать у учащихся умения работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности. Преподаватель в ходе проектирования выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается не на содержании обучения, а на процессе применения имеющихся знаний. Следует подчеркнуть, что учащиеся свободны в выборе образов и видов деятельности, ведущих к поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать. Даже неудачно выполненный проект имеет большое положительное значение, потому что на этапе самоанализа и защиты преподаватель и учащиеся тщательно анализируют объективные и субъективные причины неудач, неожиданные последствия деятельности и т. п., что создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новым знаниям. Таким образом, применение в учебном процессе имитационных методов активного обучения поможет интенсифицировать процесс приобретения знаний, умений и практических навыков учащимися, обеспечит быстрое проявление у них самостоятельности и критичности мышления, которое чрезвычайно важно в условиях рыночной экономики. Групповая форма – педагог выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы. Организация интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение проблем. Оно эффективно содействует формированию умений, практических навыков и ценностей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, позволяет педагогу стать лидером ученического коллектива. Все учащиеся активно учат друг друга. Предложенная методика составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования Луганской Народной Республики по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации профессии, а также рабочих программ по профессиональным модулям ПМ.01 Ввод и обработка цифровой информации МДК.01.01. Технологии создания и обработки цифровой мультимедийной информации и ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информации МДК.02.01. Технологии публикации цифровой мультимедийной информации. Цель творческого проектирования, основы которого изложены в данной статье – ознакомить и заинтересовать, раскрыть методику применения актив-ных и интерактивных методов обучения при обобщении и систематизации знаний, умений, практических навыков и развития творческих способностей при создании графических объектов и художественных образов, но не просто так, а в тесной связи с другими дисциплинами общепрофессионального учебного цикла и использовать междисциплинарные связи профессиональных модулей ПМ.01 Ввод и обработка цифровой информации и ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информации. Такое взаимодействие разных учебных циклов дает возможность ученикам более полно раскрыть свой творческий потенциал, как будущим профессионалам, которые могут в дальнейшем работать в сфере бизнеса, маркетинга, рекламе. Учащиеся достигают наиболее эффективно, как основных целей по изучению данных профессиональных модулей, так и более глобальных целей, повышение качества и глубины обучения:
В представленной методике игрового проектирования выбираем как метод закрепления и применения основных знаний, умений и практических навыков по профессиональным модулям, а именно работу в среде Microsoft Office, как наиболее часто используемого пакета прикладных программ, и охватывающего весь спектр возможностей компьютерной техники от работы с текстом, электронными таблицами, базами данных до мультимедийных презентаций, что четко соотносится с элементами компьютинга. Такой выбор можно обосновать исходя из следующих факторов, которые необходимо учитывать при изучении программ такой сложности и специфики, как программы пакета Microsoft Office:
Все вышеперечисленные факторы повлияли на выбор групповой формы интерактивного обучения. Поэтому при изучении программ пакета Microsoft Office была избрана именно такая форма обучения, исходя из опыта работы, можно рекомендовать следующее.
В начале урока преподаватель систематизирует знание полученные учащимися в течении курса обучения. Ставит проблему делая упор на современную терминологию и современные тенденции в области информационных технологий и компьютинга. Делит учебную группу на группы, которые могут меняться, в зависимости от характера задачи, составом участников. Каждая группа определяет лидера, который руководит его работой. Проблемность задачи порождает активность учащихся, заставляет призадуматься над материалом, с которым они работают, смотреть на факты из разных точек зрения, даже неожиданных. Следующий шаг – обсуждение решенной проблемы, то есть созданного проекта, например, проблему рекламы учебного заведения для более эффективного привлечения будущих абитуриентов. Представляется в графических образах, и обсуждается каждая часть проекта с помощью командиров групп. Все это осуществляется с опорой на ученический опыт и минимальные базовые знания по теме урока. Как правило, проблема, которую рассматривают, не имеет строго определенного решения. Поэтому вовремя обсуждения создают собственную оригинальную версию. А это в свою очередь, подталкивает их к самостоятельности. Задача в группе подбираются так, чтобы можно было учесть и оценить индивидуальный взнос каждого учащегося. Создание на уроке атмосферы сотрудничества учеников и учителя, который исключает страх получить плохую оценку. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены