РАЗРАБОТКИ
|
Педсовет "Педагогическое мастерство учителя как комплекс свойств личности педагога"«Современный учитель – учитель XXI века. Учительская мастерская» Доклад «Педагогическое мастерство учителя как комплекс свойств личности педагога» Римма Васильевна Франк Друзья, соратники, коллеги. Тема моего выступления «Педагогическое мастерство учителя как комплекс свойств личности педагога» Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а напрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру. Д.С. Лихачев Всё это – составляющие свойств личности человека. Каким же, в нашем понимании, должен быть УЧИТЕЛЬ – мастер? Понятие педагогического мастерства несёт в себе большую смысловую нагрузку. Педагогическое мастерство - это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность. Педагогическое мастерство — высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов. Педагогическое мастерство понимают как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. К составляющим педагогического мастерства относятся специальные знания, умения, навыки и привычки, которые обусловливают чистое владение основными приемами того или иного вида деятельности. В мастерстве педагога выделяют четыре части:
Согласно Н. Н. Тарасевичу «Педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, высокий уровень профессиональной деятельности, гуманистическая установка личности учителя, высокопрофессиональные знания, педагогические способности и техника». Ядром педагогического мастерства является совокупность знаний и установок личности. Успешность определяется способностями, а общность направленности и результативности – качественным овладением педагогической техникой. Педагогическая техника – это умение найти верный стиль и тон в общении с воспитанниками. Также необходимы правильная дикция и поставленный голос. Педагогическое творчество – это процесс решения педагогических задач в меняющихся условиях. Педагогическое творчество – это следствие мастерства. Творческие способности педагога формируются на базе накопленного им общественного опыта, педагогических и психологических знаний, позволяющих находить новые решения и методы, улучшать свои профессиональные навыки. Педагогическое творчество охватывает все стороны педагогической деятельности: планирование, организацию, осуществление и анализ результатов. В творческой деятельности в целостности выражаются познавательная, эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная составляющие личности. В область проявления творчества учителя входит решение, как педагогических задач, так и коммуникативных, которые служат фоном для педагогической деятельности. «Пулей попадёшь в одного, а метким словом - в тысячу» - говорит военная пословица. Современная школа призвана создавать условия для развития и саморазвития личности ученика. И, конечно, особая роль отводится позиции педагога в общении, которая характеризует признание ученика как равного партнера в условиях сотрудничества, ориентацией на интересы ученика и перспективы его развития. И школа сегодняшнего дня требует от нас учителей создать на уроке такую педагогическую ситуацию, которая позволяет ученику самовыразиться, рассказать или доказать что-то и учителям и остальным участникам коммуникативной деятельности. Тогда ученик оказывается в центре внимания, становясь субъектом речи, с его потребностями, интересами. Но для того, чтобы ввести учащегося в активную речевую ситуацию и научить его ориентироваться в ней, необходимо повышать уровень коммуникативной культуры учителя. В лицее хотелось бы больше иметь молодых учителей. Но зачастую молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, сталкивается с массой трудностей. С чего начать? Казалось бы, знаний полученных в ВУЗе, достаточно, но школьная практика показывает, что молодым учителям не хватает педагогического опыта, который, как известно, приходит не сразу. А с годами. Очень давно, в 1965 году, начиная свою педагогическую деятельность, я услышала следующие слова отца (он много лет был директором школы): Молодёжь, не отчаивайтесь, даже если что-то не получается. Помните, что всё лучшее впереди, но для этого надо приложить волю, трудолюбие и страстное желание стать мастером. Чего я вам искренне желаю. Профессионализм педагога становится решающим фактором обеспечения качества образования, а понятие «профессиональная компетентность» - ключевым. Компетентность учителя представляет собой совокупность профессионально-педагогических компетенций:
Профессиональные качества педагога Организаторские способности:
Использование авторских методик:
Формирование общеучебных умений:
Психолого-педагогическая компетентность:
Взаимодействие с учащимися:
Коммуникативные качества:
Учебно-методические навыки:
Итак, подводя итоги сказанному: Сегодня школе нужен учитель – «творец», проектировщик собственной профессиональной деятельности. Что является критериями педагогического мастерства? Прежде всего, личность учителя, способная к педагогическому творчеству и обладающая педагогическим мастерством. С философской точки зрения личность - это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Основная нагрузка этого определения лежит на словосочетании «социально значимые черты». С точки зрения науки главные элементы, составляющие личность учителя, это профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества. Но наука - это одно, а на практике мы должны очень хорошо представлять, чего ждут от нас дети, ведь они являются главными индикаторами нашей деятельности. Но как же оценить качества педагогической деятельности учителя? Современные процедуры экспертизы или оценки деятельности учителя разработаны в рамках концепции развития школы. Профессиональное развитие учителя является составной частью развития его профессиональной деятельности. В рамках теории развития школы рассматриваются различные способы обеспечения профессионального роста учителя. Существуют несколько форм оценки деятельности учителя:
На прошлом заседании педагогического совета мы подробно знакомились с профессиональным стандартом, в котором отмечены критерии оценки качества педагогической деятельности. Это:
Я желаю вам в полной мере овладеть всеми необходимыми компетенциями и стать настоящими виртуозами своего дела!
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены