РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Педсовет "Педагогическое мастерство учителя как комплекс свойств личности педагога"

«Современный учитель – учитель XXI века. Учительская мастерская»

Доклад «Педагогическое мастерство учителя как комплекс свойств личности педагога»

Римма Васильевна Франк

Друзья, соратники, коллеги. Тема моего выступления «Педагогическое мастерство учителя как комплекс свойств личности педагога»
Начну своё выступление со слов легендарного человека – ВЕЛИКОГО учёного и для многих настоящего учителя – академика Д.С. Лихачёва.

Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а напрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру. Д.С. Лихачев

Всё это – составляющие свойств личности человека. Каким же, в нашем понимании, должен быть УЧИТЕЛЬ – мастер? Понятие педагогического мастерства несёт в себе большую смысловую нагрузку.

Педагогическое мастерство - это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность.

Педагогическое мастерство — высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов.

Педагогическое мастерство понимают как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.

К составляющим педагогического мастерства относятся специальные знания, умения, навыки и привычки, которые обусловливают чистое владение основными приемами того или иного вида деятельности.

В мастерстве педагога выделяют четыре части:

  1. мастерство организатора общей и индивидуальной деятельности детей;
  2. мастерство убеждения;
  3. мастерство передачи своих познаний и опыта;
  4. мастерство владения педагогической техникой.

Согласно Н. Н. Тарасевичу «Педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, высокий уровень профессиональной деятельности, гуманистическая установка личности учителя, высокопрофессиональные знания, педагогические способности и техника».

Ядром педагогического мастерства является совокупность знаний и установок личности. Успешность определяется способностями, а общность направленности и результативности – качественным овладением педагогической техникой.

Педагогическая техника – это умение найти верный стиль и тон в общении с воспитанниками.

Также необходимы правильная дикция и поставленный голос.

Педагогическое творчество – это процесс решения педагогических задач в меняющихся условиях.

Педагогическое творчество – это следствие мастерства. Творческие способности педагога формируются на базе накопленного им общественного опыта, педагогических и психологических знаний, позволяющих находить новые решения и методы, улучшать свои профессиональные навыки.

Педагогическое творчество охватывает все стороны педагогической деятельности: планирование, организацию, осуществление и анализ результатов.

В творческой деятельности в целостности выражаются познавательная, эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная составляющие личности.
Чтобы обучиться творческой деятельности, необходимо присутствие устойчивой мыслительной активности и творческой познавательной мотивации у будущих учителей.

В область проявления творчества учителя входит решение, как педагогических задач, так и коммуникативных, которые служат фоном для педагогической деятельности.
В. А. Кан-Калик к коммуникативным задачам относит умение распоряжаться своим психическим и эмоциональным состоянием, особенно в публичной обстановке. Сочетание всех творческих свойств личности педагога определяет ее креативность.

«Пулей попадёшь в одного, а метким словом - в тысячу» - говорит военная пословица.

Современная школа призвана создавать условия для развития и саморазвития личности ученика. И, конечно, особая роль отводится позиции педагога в общении, которая характеризует признание ученика как равного партнера в условиях сотрудничества, ориентацией на интересы ученика и перспективы его развития. И школа сегодняшнего дня требует от нас учителей создать на уроке такую педагогическую ситуацию, которая позволяет ученику самовыразиться, рассказать или доказать что-то и учителям и остальным участникам коммуникативной деятельности. Тогда ученик оказывается в центре внимания, становясь субъектом речи, с его потребностями, интересами.

Но для того, чтобы ввести учащегося в активную речевую ситуацию и научить его ориентироваться в ней, необходимо повышать уровень коммуникативной культуры учителя.

В лицее хотелось бы больше иметь молодых учителей. Но зачастую молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, сталкивается с массой трудностей. С чего начать? Казалось бы, знаний полученных в ВУЗе, достаточно, но школьная практика показывает, что молодым учителям не хватает педагогического опыта, который, как известно, приходит не сразу. А с годами.

Очень давно, в 1965 году, начиная свою педагогическую деятельность, я услышала следующие слова отца (он много лет был директором школы):
- Первые 5 лет – они (ученики) тебя будут мучать, вторые 5 лет – ты их будешь мучать, а вот потом притерпитесь. У него даже сомнения не возникало, что я могу не состояться как учитель. Просто он на житейском директорском опыте много повидал молодых специалистов и многим из них помог стать настоящими мастерами.

Молодёжь, не отчаивайтесь, даже если что-то не получается. Помните, что всё лучшее впереди, но для этого надо приложить волю, трудолюбие и страстное желание стать мастером. Чего я вам искренне желаю.

Профессионализм педагога становится решающим фактором обеспечения качества образования, а понятие «профессиональная компетентность» - ключевым.

Компетентность учителя представляет собой совокупность профессионально-педагогических компетенций:

  • Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач;
  • Профессионально-коммуникативная;
  • Общепедагогическая профессиональная компетенция (психолого-педагогическая и методическая);
  • Предметная компетенция;
  • Профессиональная самореализация.

Профессиональные качества педагога

Организаторские способности:

  • Способствуют высокой вовлечённости детей в систему внеклассных мероприятий;
  • Эффективное распределение обязанностей среди учащихся;
  • Качественная организация совместной деятельности класса;
  • Профессиональное планирование и организация совместной деятельности класса.

Использование авторских методик:

  • В зависимости от необходимости систематическое использование наглядных и методических пособий;
  • Предлагает творческие задания, выходящие за рамки школьной программы, развивающие аналитическое мышление;
  • Использование в ходе обучения собственных диагностических, контрольно- измерительных материалов.

Формирование общеучебных умений:

  • Способствует самостоятельной познавательной творческой деятельности;
  • Формирование среди учащихся навыков самоконтроля и самооценки;
  • Развитие в детях стремления к самообразованию и саморазвитию.

Психолого-педагогическая компетентность:

  • Создание комфортного микроклимата в образовательном процессе;
  • Формирование ответственного отношения к учёбе среди учащихся;
  • Желание сохранить контингент учащихся;
  • Способность вовремя оповестить родителей о намечающихся проблемах у учащегося.

Взаимодействие с учащимися:

  • Учёт личных интересов и склонностей при совместной учебной деятельности;
  • Коррекционная работа с учащимися.

Коммуникативные качества:

  • Владение эмоциональной образной речью;
  • Грамотное и эффективное выстраивание общения с различными участниками классного коллектива;
  • Умение настроить диалог с учащимися разного уровня обученности;
  • Искренний и дружеский тон в диалоге с учащимися;
  • Справедливое оценивание возможностей каждого ученика;
  • Требовательность.

Учебно-методические навыки:

  • Умение доступно объяснять учебный материал;
  • Создание ситуации успеха для обучаемого;
  • Непосредственные знания и умения педагога в рамках преподаваемого предмета.

Итак, подводя итоги сказанному:

Сегодня школе нужен учитель – «творец», проектировщик собственной профессиональной деятельности.

Что является критериями педагогического мастерства?

Прежде всего, личность учителя, способная к педагогическому творчеству и обладающая педагогическим мастерством.

С философской точки зрения личность - это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Основная нагрузка этого определения лежит на словосочетании «социально значимые черты».

С точки зрения науки главные элементы, составляющие личность учителя, это профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества.

Но наука - это одно, а на практике мы должны очень хорошо представлять, чего ждут от нас дети, ведь они являются главными индикаторами нашей деятельности.
Таким образом, отличительные признаки современного учителя: гуманный, следует чётким морально-этическим принципам, лично заинтересован в результатах своей деятельности, умеет образцово работать в коллективе, представить свой профессиональный опыт.

Но как же оценить качества педагогической деятельности учителя?

Современные процедуры экспертизы или оценки деятельности учителя разработаны в рамках концепции развития школы. Профессиональное развитие учителя является составной частью развития его профессиональной деятельности. В рамках теории развития школы рассматриваются различные способы обеспечения профессионального роста учителя.

Существуют несколько форм оценки деятельности учителя:

  • формальное оценивание (аттестация, которая делает акцент на отчётности);
  • неформальное (со стороны учащихся, родителей).

На прошлом заседании педагогического совета мы подробно знакомились с профессиональным стандартом, в котором отмечены критерии оценки качества педагогической деятельности. Это:

  • К1 - предметная компетентность;
  • К2 – психологическая компетентность;
  • К3 – педагогическая компетентность;
  • К4 – методическая компетентность;
  • К5 – готовность к инновациям;
  • К6 - общекультурная и эмоционально-нравственная компетентность.

Я желаю вам в полной мере овладеть всеми необходимыми компетенциями и стать настоящими виртуозами своего дела!

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены