РАЗРАБОТКИ
|
Проектная деятельность как фактор развития исследовательских способностей младших школьниковВ последние время для перехода на новый федеральный государственный стандарт образования предлагается большое разнообразие инноваций как в традиционной классно-урочной системе, так и вне ее. Все инновации отталкиваются от запросов современного общества. Перед школой стоят новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение эти знания применять во всевозможных ситуациях. Поэтому актуальным становится внедрение проектно - исследовательской деятельности. Метод проектов - один из современных методов обучения, который эффективно используют в своей работе многие учителя. Я выбрала метод проектов по нескольким причинам:
Поэтому я уже на протяжении нескольких лет работаю по проектной деятельности и в 2012 году я на уровне школы обобщилась по теме: «Проектная деятельность в начальной школе». Проекты в начальных классах – это трудно? Да. Это проблематично? Да. Так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки можно поспорить по факту, так как: каждый ребенок изначально обладает исследовательским интересом. Каждому свойственно стремление узнать что-то новое и полезное для себя. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. ШКОЛА-ДОУ Начиная с детского сада ребенок через поисковую деятельность вовлекается в различные ситуации, сам того не подозревая, решает разнообразные задачи и проблемы, которые помогают ему развиваться всесторонне. Воспитатели дошкольных учреждений применяют элементы проектной деятельности в виде: вопросов, развивающих логическое мышление, моделирования проблемных ситуаций, экспериментирования, опытно-исследовательской деятельности, решения кроссвордов, шарад, головоломок и даже пробуют составить проекты совместно с родителями. В то же время школа, как восприемник дошкольной ступени, не строит свою работу с "нуля", а "подхватывает" достижения ребенка-дошкольника, первые ростки проектной деятельности и развивает накопленный им потенциал. Таким образом, проектирование является одним из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования (и детей и взрослых). Что такое проект? Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед),
Что такое учебный проект? Учебный проект – это самостоятельная познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся по исследованию и решению или исследованию какой-либо проблемы, направленная на создание результата в виде реального объекта или разного рода теоретического (интеллектуального) продукта. Выполнение проекта - это проектная деятельность. Каждый проект - вполне реальное дело для ученика: он знает цели,может своим умственным взором охватить весь процесс работы, может предвидеть затруднения, примерить к ним свои силёнки и составить план своей несложной работы. Цели проекта.
Для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания. Проектная деятельность оказывает влияние на следующие группы умений: Компетенции, формируемые уроками-проектами:
Проекты классифицируют по количеству участников, по продолжительности, по характеру результата, по количеству предметов. По количеству участников:
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий. По продолжительности выполнения проекта:
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо соблюдать этапы работы. Этапы работы методом проекта.
Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Виды презентационных проектов могут быть различными, например:
Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому проектное обучение в значительной степени изменяет мотивацию учебной деятельности школьников, формируя ее положительную направленность. В процессе выполнения проекта у учащихся появляется чувство удовлетворения от достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, возрастает самоуважение, признание со стороны окружающих, что благотворно влияет на личностное самоопределение ребенка. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям, что соответствует требованиям ФГОС.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены