РАЗРАБОТКИ
|
Воспитание культуры вождения через организацию индивидуального подхода к обучающимсяМастер производственного обучения «Скучные уроки годны лишь на то, Быть хорошим инструктором по вождению для взрослых людей, знать в совершенстве и применять правила дорожного движения, знать тонкости практических приемов обучения вождению, быстро и точно определять и предотвращать мелкие неисправности в своей машине - ценные качества инструктора, но совсем недостаточные для того, чтобы работать мастером производственного обучения. Воспитательная составляющая моей профессиональной деятельности «вырисовывалась» как само собой разумеющееся. Буквально с первых дней после «удачного урока» (почему удачного: так как именно он навел меня на размышления о том, что руководитель патрульной службы и мастер производственного обучения – это далеко не одно и тоже) я определился, над чем буду работать. Поэтому тема опыта звучит так: «Воспитание культуры вождения через организацию индивидуального подхода к обучающимся». Она в моем понимании «воссоединила» две составляющие моей профессиональной педагогической деятельности: профессионализм в профессии водителя автомобиля и педагогику с психологией, как неотъемлемое целое и самодополняющее друг друга. Воспитать профессионала – водителя, обладающего культурой вождения в широком смысле этого понятия – это требование времени, социальный заказ на государственном уровне. Во все времена существовала и существует необходимость поиска, внедрения и развитии форм, методов и приемов педагогического воздействия на «разных», «неповторимых» обучающихся с достижением положительного результата. Проблема индивидуального подхода в обучении носит творческий характер: здесь большое поле деятельности для педагога-исследователя, для мастера производственного обучения, т.к в дидактике нет готовых рецептов на все случаи жизни, но есть концептуальные позиции, над которыми нужно размышлять, анализировать и развивать свою педагогическую наблюдательность. На необходимость реализации индивидуального подхода указывал С.П. Макаров. По его мнению, актуально и востребовано всегда будет работа над разрешением таких противоречий:
Из всего вышесказанного для решения всего комплекса актуальных задач обучения одно из центральных мест принадлежит проблеме поиска эффективных путей развития личности обучающегося для того, чтобы он состоялся в своей профессии. Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в том, что индивидуальный подход в обучении и воспитании обучающихся способствует развитию и формированию их общей культуры, а в частности, формируют культуру вождения, посредством применения новых форм, методов и современных методик в обучении, которые способствуют более полному усвоению учебного материала. Мои усилия направлены на то, чтобы разработать комплекс педагогических и профессиональных условий на занятиях по индивидуальному вождению, «наполнить» содержанием эти уроки, используя при этом педагогически обоснованные приемы, формы и методы обучения, которые обеспечат эффективное развитие общих и профессиональных компетенций. Моя работа по теме опыта предусматривает:
Новизна в работе по теме состоит
Моя основная цель в работе: Создание условий для успешного обучения и получения оптимальных результатов в работе с обучающимися по профессии водитель автомобиля Достижение планируемых результатов определяет решение следующих задач:
Главным «инструментом» в своей педагогической деятельности считаю урок. Именно хорошо продуманная и содержательно наполненная система уроков позволяет мастеру научить прогнозировать развитие сложных дорожных ситуаций и выбирать правильные и безопасные приемы вождения в соответствии с условиями и характером движения, развивать логику мышления обучаемого и соблюдение необходимого алгоритма действий в различных нестандартных ситуациях, возникающих в процессе обучения. Оценивание действий обучаемого провожу согласно разработанной шкале оценок по всем тренировочным упражнениям, а впоследствии по всем маршрутам движения. В своей работе отдаю предпочтение следующим методам обучения в дополнение к традиционным: 1. Метод творческого воображения. Термин «идеомоторика» состоит из двух частей: «идео» (мысленный) и «моторика» (движение), то есть дословно - «мысленное движение» . Идеомоторика – это наш внутренний механизм, который основан на представлении выполнения движения и проявляет себя в жизни идеомоторными актами. "Идеа" - слово греческого происхождения, соответствующее таким русским словам, как мышление, мысленный образ, представление, идея, то есть, таким, которые относятся к психическим процессам, к деятельности головного мозга. Эта методика позволяет быстро сформировать двигательные навыки. В ходе такого рода тренировки ученикам предлагается представить мысленно, что они выполняют какое-то движение. Иногда им предлагается описать дополнительные движения, необходимые для выполнения основного движения. Таким образом, у обучаемого формируется основа предстоящих действий. Использую возможности тренажера и компьютерных программ. 2. Метод комментируемого управления автомобилем Используемый метод сводится к тому, что в процессе обучения я объясняю последовательность действий, а ученик комментирует порядок действий, повторяя несколько раз, и только затем приступаем к отработке упражнения. Таким образом, повторяя порядок действий того или иного упражнения, и затем выполняет их, человек закрепляет условные рефлексы, которые образуются при формировании двигательных навыков. 3. Метод моделирования ситуаций Этот метод наиболее мне близок. В моем арсенале с прежней работы накоплен богатый материал с мест дорожно – транспортных происшествий. Даю ребятам изучить рабочие видеоролики «Чтобы это не случилось», «Разбор неудачных приземлений» в качестве домашнего задания и описать модель ситуации, сделать ее анализ. В конце такой работы совместно со студентами разрабатываю оптимальную программу принятия решений и проведения практических действий. Помогают в этой работе использование профессиональных видеороликов по разбору ДТП. 4. Метод по определению культуры вождения Последовательно выполняю на автодроме ряд тренировочных упражнений с заранее запланированными ошибками. Если требуется участие второй машины, привлекаю к работе второго инструктора. Задача курсантов состоит в определении допущенных ошибок и составлении рекомендаций, как избежать и предотвратить эти ошибки. Работа над темой моего опыта рассчитана осуществиться в три этапа, сейчас подходит к завершению второй этап и можно говорить о некоторых промежуточных результатах. Осуществление диагностики результативности работы над темой веду по следующим направлениям: 1. Качество знаний обучающихся Система организации индивидуального обучения, используемая мною в процессе подготовки водителей, способствует увеличению учебных возможностей учащихся, повышению уровня знаний и профессиональных умений, воспитанию интереса к выбранной профессии, а также безаварийной работе на дороге. Анализ производственного обучения учащихся при 100-процентной их успеваемости показал следующие результаты:
Анализ сдачи экзамена в ГИБДД
Анализ текущей и промежуточной успеваемости показывает, что профессиональные умения и навыки учащихся соответствуют требованиям профессионального стандарта по профессии «Водитель автомобиля » Диапазон применения опыта достаточно широк. Технологии, предлагаемые в опыте приемлемы для использования в работе мастеров производственного обучения. Особенно, если учесть тот факт, что эти технологии вполне органично вписываются в классно-урочную систему, не затрагивают содержание образования. Это технологии, которые позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Кроме того в моей работе сделан очень важный акцент на то, что мастеру производственного обучения, особенно инструктору по индивидуальному вождению автомобиля, нужно узнать своего ученика до первой визуальной встречи с ним. Мне трудно сейчас однозначно ответить на вопрос, что первично в нашей работе – педагогика и психология или знания и умения по профессии, на которую «учишь» студента. Думаю, что они неотделимы друг от друга. Знаете, какое удовлетворение получаешь, когда знаешь какой прием из педагогической техники применить в конкретной ситуации! И многие вопросы снимаются по обучению профессионально грамотного водителя. Мой опыт будет полезен начинающим мастерам производственного обучения: если нет педагогического образования, не раздумывая, ищем пути получения его. Потому что, быть профессионалом в своей профессии –это одно дело, а вот научить профессии , чтобы со студенческой скамьи утверждался интерес к ней- это совсем другое.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Как привить ребёнку любовь к чтению: 5 советов и приемов для родителей Памятки - помощники в выполнении домашнего задания по математике Как воспитать ребёнка добрым и отзывчивым Какую пользу приносят словари? Подготовка детей дошкольного возраста с нарушениями речи к овладению учебной деятельностью |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены