РАЗРАБОТКИ
|
Формирование вычислительных навыков у учащихся средней специальной-коррекционной школыДети с дефектом могут достигнуть то же, что и нормальные, но ''иным способом, на ином пути, иными средствами.'' Выготский Л. С. Для развития высших функций внимания и мышления умственно отсталого ребёнка должно быть создано нечто, напоминающее шрифт Брайля для слепого или дактилологию для глухонемых, т. е. систему обходных путей культурного развития там, где прямые пути оказываются для ребёнка отрезанными вследствие его природного недостатка. Таким образом, по мысли Л. С. Выготского, с помощью адекватной методики обучения дети смогут усвоить необходимые знания в полном объёме программы и развивать высшие психические функции: произвольное внимание, логическую память, абстрактное мышление. Постоянное использование различных наглядных пособий (зайчиков, бабочек, кружков, палочек и т. д.), которое вполне оправданно на первых порах, само по себе не является основой для формирования отвлеченного счета, т. е. при этом не может осуществиться переход от действий с количеством к действиям с числами. Чтобы преодолеть эту пропасть между ‘‘примитивной’’ и ‘‘культурной’’ арифметикой, предлагаются детям следующие упражнения. 1. Лесенка
Для овладения прямым и обратным счетом в пределах 5(6, 7,….10…20), а затем сложением и вычитанием в пределах 20. ‘‘Поднимаясь’’ и ‘‘спускаясь’’ по этой лесенке, проделывая это на каждом уроке, учащиеся называют числа, слышат, пишут, видят их, т. е. включают в работу речевой, двигательный, зрительный, слуховой анализаторы. Это позволяет овладеть прямым порядковым счетом и усвоить свойство натурального ряда: каждое последующее число на 1 больше предыдущего. В дальнейшем дети уже не пишут числа на лесенке, а просто считают в слух, сопровождая прямой счет движением руки вниз, затем считают про себя и записывают в тетрадь: 1, 2, 3, 4… и обратно или вниз, - и нужное число вспоминается. Эта ‘‘лесенка’’ позволяет детям довольно легко научиться решению примеров вида 6+(-)1. При этом они рассуждают так: 6+1, я стою на 6 ступеньке, поднимаюсь вверх на 1 ступеньку (движение руки вверх) – будет 7. Или: 6 –1 , я стою на 6 ступеньке, спускаюсь вниз на 1 ступеньку (движение руки вниз) – будет 5. Часто провожу игры ‘‘Скажи на один больше’’, ‘‘Скажи на один меньше’’.
Затем дети учатся шагать через 2 ступеньки, через 3, вверх и вниз и на этой основе решают примеры вида 8+ ( - 2 ), 8+ (-) 3. При этом совершенно естественно дети овладевают порядковым счётом в пределах 20 и решением примеров вида 11+(-)1; (+-2);(+-3). Слабые дети вначале пользуются лесенкой с написанными числами, затем переходят к решению примеров с помощью движения руки, опираясь на соответствующие наглядные представления, и, наконец, начинают считать в уме. При применении лесенки прямой и обратный счёт разделяется на 2 дорожки, что очень важно для детей с недостаточной дифференцированностью восприятия, при этом перемещение вверх и вниз делается наглядным благодаря движению руки. 2. Таблица ‘‘Составь числа 10’’ Чтобы помочь детям усвоить состав числа 10, я использую такое пособие (оно висит в классе над доской и есть у детей, чтобы они могли пользоваться им при выполнении домашнего задания).Глядя на эти одинаковые – каждые по 10 клеток – столбики, дети быстро запоминают, что 10 = 9+1, 10 = 6+4, и решают соответствующие примеры на сложение и вычитание: 2+8, 10-8, 10-9. С этой же целью облегчить запоминание состава числа 10 я провожу следующие игры. ---- Кто с кем дружит ---- Я говорю первое слагаемое, а дети – второе: 9 дружит с …(1); 6 дружит с (4) и т. п. ---- Найди свою пару ---- Ученики получают каждый по одной карточке с каким – либо числом от 1 до 9, становятся в два ряда и по сигналу ищут свою пару: надо что бы сумма двух чисел равнялась 10. Найдя друг друга, дети берутся за руки. ---- Кто быстрее ---- Играют две команды. Каждому ребёнку даю карточку с одним из чисел от 1 до 9, около доски ставлю стул. У меня тоже есть карточки с числами от 1 до 9, я показываю одну из них. Дети, у которых в руках карточки с числом, дополняющим моё до 10, должны выбежать и сесть на стул. Тот, кто сделает это быстрее, зарабатывает своей команде очко. Сколько не хватает числу 9 до 10? Дети видят одну пустую клетку и отвечают: 1. Значит, к числу 9 из другого числа уходит 1, дополняя его до 10, тогда: 9+1=10 ; 10+3=13 Учащиеся усваивают общий принцип счета в примерах типа 9+5; 9+1=10, 10+4=14 Аналогично провожу работу при сложении числа 8 с числами 3, и 4 и т.д. Устанавливаем с помощью пособия, что к 8 уходит 2, дополняя его до десятка. Например, если к 8 надо прибавить 5, то 8+2=10, 10+3=13. Далее, чтобы дети быстрее овладели отвлечённым счетом в пределах 20, используя таблицу на которой столбиком записаны следующие слагаемые: 3+3, 4+4, 5+5, 6+6, 7+7, 8+8, 9+9. Работаю по этой таблице так: Где больше? На сколько 4 больше 3? А 4+4 больше 3+3 Устанавливаем, что на 2, и если 3+3=6, то 4+4=6+2, т. е. 8. Соответственно, зная, что 5+5=10, складываем 6+6 и получаем 12 и т. д. Затем, когда дети запомнят эту таблицу, ставлю рядом вторую: 3+2, 4+3, 5+4, 6+5, 7+6, 8+7, 9+8. Теперь сравниваем 3+3 и 3+2 устанавливаем, что 3+2 на 1 меньше ( не хватает) а если 3+3=6, то 3+2=5 и т.д. При решении примеров на вычисление в пределах 10 обращаю внимание, что если два числа стоят рядом в числовом ряду, то их разность равна 1; 9-8=1, т.к. от 9 до 8 один шаг назад. Дети быстро усваивают, что 7-6=1; 5-4=1 и т. д. Сами придумывают похожие примеры. Под руководством учителя они устанавливают, что 9-7=2, т.к. 9 и 7 стоят не рядом, но близко: от 9 до 7 два шага назад. Имея перед глазами таблицу, где записаны столбиком выражения 9-8, 8-7 и т. д. и рядом 9-7, 8-6 и т.д., учащиеся учатся анализировать, сравнивать, осмысливать математические действия. 3. Сборные числа. Для усвоения десятичного состава чисел второго десятка и выполнения арифметических операций над ними я каждое число представляю в виде разрядных составных. В числе 10, написанном на карточке, вместо 0 дети подставляют любое число единиц ( от 1 до 9 ). Такое пособие ( демонстрационное и индивидуальное ) позволяет быстро научить детей решению примеров типа 10+5, 13-3, 17-10, при этом ученики просто закрепляют или снимают соответствующие разрядные числа. Используем этот приём и при решении примеров вида 19-12. Кладём рядом эти числа и говорим. Десятки уходят ( снимаем и убираем десятки ), а 9-7=2. Или, решая пример 18-5, рассуждаем так: 18 – это 10 и 8. Пусть 10 полежат ( снимаем и откладываем в сторону 10 ), а 8-5=3, тогда 10 да 3 будет 13. Систематическая работа с данными пособиями, как фронтальная, так и индивидуальная, дает стабильные положительные результаты в обучении математике детей с интеллектуальной недостаточностью. В методике применения данных пособий есть общая закономерность, а именно в основе овладения математическими умениями и навыками лежат образные представления: двигательные, зрительные, слуховые жесты, графические символы, слова. Если только ребёнок забыл, как выполнять ту или иную математическую операцию, достаточно вернуться к одной из трёх опор: движение, графический символ, слово – чтобы цепочка условных связей восстановилась. Надо подчеркнуть, что использование методических пособий и примеров будет эффективным лишь том случае, если их применение носит не случайный характер, а представляет собой единую, хорошо продуманную систему обучения.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Как побороть подростковую агрессию Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены