РАЗРАБОТКИ
|
Применение технологии проблемного обучения на уроках русского языкаЭкстенсивный путь простого увеличения количества учебного времени для лучшего усвоения знаний по учебным предметам давно исчерпан. При этом требования к уровню образованности выпускников постоянно растут. Справиться с данным противоречием помогает применение в обучении новых педагогических технологии. Одна из их – технология проблемного изучения. Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Основными понятиями технологии являются «проблемная ситуация» и «учебная проблема». Проблемная ситуация – это состояние интеллектуального затруднения, при котором испытывается потребность выйти из этого затруднения, разрешить его. Я пользуюсь данной технологией потому, что ее целью является не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути получения знаний, формирование познавательной самодеятельности ученика, а также развитие творческих способностей. Проблемные ситуации создаю на уроках целенаправленно, применяю метод для проведения всего урока. Структура урока, проводимого по технологии проблемного обучения, такова: 1) возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы, 2) выдвижение предположения и обоснование гипотезы, 3) доказательство гипотезы, 4) проверка правильности гипотезы. Начать урок можно с повторения необходимых для решения проблемы знаний. При изучении темы «Основные группы сложноподчиненных предложений» в 9 классе это может быть повторение способов классификации словосочетаний, пунктуации в сложном и простом осложненном предложении. Для определения проблемы учу детей составлять таблицу «Знаем – не знаем»:
Проблема может быть сформулирована в виде вопроса: На сколько групп и по какому принципу разделяются СПП? Выдвижение и обоснование гипотезы – один из трудных этапов работы над проблемой, поэтому здесь необходима направляющая роль учителя. Помогаю с отбором материала, сообщаю, например, что сведения о классификации словосочетаний помогут разделить на группы СПП, среди данных для повторения пунктуации предложений имеются примеры всех группы, советую составить схемы анализируемых предложений. Гипотеза: СПП, как и словосочетания, делятся на три основные группы, разделение происходит по средствам связи или по способу выражения определяемого слов, или по смысловому вопросу. Для проведения аналитической работы у учащихся необходимо развивать умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выяснять закономерности. Объем преподавательской помощи зависит от уровня образованности учащихся в классе и степени развития умений и навыков работы по проблемной технологии. Во время работы по определению групп СПП ученики пришли к следующим выводам:
Заключительный этап, проверка гипотезы, провожу разными способами: ученики сравнивают полученные в результате самостоятельного исследования выводы с определением или лингвистической статьей в учебнике, выполняют упражнения, подтверждающие или опровергающие их. Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения результатов. Действия учащихся с учебным материалом носят преобразующий характер. Такая деятельность затрагивает всю личность: напрягаются ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллект и чувства, удовлетворение от сделанной работы. Эта работа формирует у учащихся устойчивый интерес к поиску знаний как черту личности.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Как побороть подростковую агрессию Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены