РАЗРАБОТКИ
|
Как научить младшего школьника составлять описание, классифицировать, обобщать.Мышление младших школьников в начале обучения строится на том, что предметы и явления действительности они познают через непосредственное восприятие свойств и ощущений путем обобщения всего знакомого, выявления закономерных связей между вещами и явлениями, стараясь понять их суть.[3] От педагогов младших классов требуется развить логическое мышление учеников, т.е. обеспечить переход их мышления с эмпирического наглядно-действенного уровня познания на научно-теоретический уровень, на котором ученики научатся оформлять структуры взаимосвязанных компонентов.[2] Благодаря логическому мышлению ученики научаться оперировать новыми понятиями, делать логические умозаключения, находить причинно-следственные закономерности, попытаться описывать и выделять основные мысли. Особое значение стоит уделять развитию таких мыслительных операций, как выделение и абстрагирование свойств предметов, их классифицирование и сравнение, обобщение и описание. Наиболее ярко эти мыслительные операции проявляются при самостоятельной познавательной и творческой деятельности с книгой или прочитанным педагогом текстом. Но не стоит забывать, что любая самостоятельная работа только тогда эффективна, когда педагог изначально дает ученикам четкое, логически выстроенное объяснение процесса выполнения задания и наглядно показывает на примере как правильно задание выполнять. Объясняя ученикам, что такое текст, какие признаки имеют тексты, знакомя с правилами построения текста, объясняя из чего формируется структура текста, каким образом соединяются и связываются части текста, педагогу также необходимо формировать следующие коммуникативные умения у учеников:
Строя логически связные сообщения, ученик начинает сам строить небольшие тексты (устные или письменные). Для совершенствования этого процесса педагогу желательно давать ученикам задания, которые строятся на пересказе или изложении, что сформирует и закрепит умение строить содержание текста и давать ему заголовок. На начальном этапе педагогу стоит учитывать интересы, доступность и жизненный характер тем задания, которые могут заключаться в каком-либо наблюдении, эксперименте или впечатлении.[1] Например, можно принести листья разных деревьев и совместно с детьми уточнить чем они отличаются друг от друга. Таким образом дети сами смогу назвать отличительные признаки. Затем можно попросить учеников разобрать их стопочками по этим признакам, тем самым давая яркий пример как происходит классифицирование. Если ученики уже умеют писать, то можно попросить их записать эти признаки на доске и иголочками приколоть отобранные листья под каждый признак. Это даст ученикам запоминающееся наглядное представление классифицирования. Также можно выбрать, например, лист клена и попросить учеников описать что именно они заметили в форме, окраске и строении листа. Тем самым ученики сделают описание листика. Далее, можно попросить учеников сказать что именно у всех листиков общее, что именно их объединяет, почему все эти "кусочки дерева на палочках" называютмя листиками. В результате выполнения такого задания ученики научатся обобщать. Поскольку ученики в процессе выполнения вышеуказанных примеров заданий внимательно рассматривают листья, то тем самым они не только обогащаются точными, полными, яркими и запоминающиеся представления об этом предмете окружающей их среды, но и получают впечатления, собирают опытным (визуальным, тактильным и обонятельным) путем необходимую им для выполнения информацию и факты, которые помогут раскрыть тематику поставленного перед ними вопроса (задания). Давая ученикам задание описать в тетраде, например, как падают осенние листья, стоит предварительно им объяснить, по какому плану делается такое описание. Это делается для формирования навыков логически связанного выстраивания речи таким образом, чтобы замысел ученика доходил до слушателя его работы. По своей сути, это задание похоже на написание короткого рассказа, который должен содержать начало, основу и окончание. Т.е. это будет не сумбурное выражение увиденного порой не связанных логически между собой предложениями, а систематизированный материал, обработанный учеником и изложенный в четкой композиционной форме. Описание будет происходить последовательно, в том же порядке, в каком они наблюдали все увиденное. Поскольку описание увиденного относится к творческому процессу, то все же стоит ученикам сначала объяснить в какой последовательности выполнять этапы работы по заданию:
Иначе говоря, идеальным вариантом обучения младших школьников по составлению описания, классифицированию и обобщению будет изначально пояснение как пошагово это делается, затем на наглядном примере демонстрация этапов работы по заданию и только потом предоставление ученикам возможности самостоятельно выражать свое творческое мышление и восприятие по продемонстрированным правилам и образцу.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Как побороть подростковую агрессию Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены