РАЗРАБОТКИ
|
О культуре родной речиРечь – это показатель ума. И нет у нас иного достоянья! Прежде всего это этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах. Это и культура быта, и эстетические свойства, присущие человеку. Но особо выделяется культура речи как один из компонентов общей культуры человека. Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, логично, образно, умение завладеть вниманием слушателей – своеобразная характеристика культурного человека, вызывающего симпатию окружающих, способного адаптироваться в обществе. Во все времена были люди, которые блестяще владели языком, были и те, кто изъяснялся на нём с трудом. Красотой языка поражают современного читателя произведения классиков. Они никогда не перестанут удивлять мир своим художественным совершенством. Но как это ни печально, более других удивляться следует нашему поколению, словарный запас которого катастрофически сокращается. Современные люди мало читают классику. А это значит, что лексический запас слов нейтрального и высокого стилей не пополняется. Поэтому многие, совсем не глупые люди затрудняются с подбором синонимов из литературного языка к своим, так сказать, «модным словечкам» или, хуже того, вульгарным выражениям... Косноязычие, небрежность, неточность в подборе слов для выражения мысли поразительны. А ведь речь - это не только средство коммуникации, но и мощный энергетический заряд, оказывающий скрытое воздействие на психику человека и весь окружающий мир. Л. Н. Толстой писал: «Мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно, а не хотим знать того, что так же осторожно надо обращаться со словом. Слово может не только убить, но и сделать зло хуже смерти». Грубый, жаргонный, изуродованный по прихоти своих носителей нелитературный язык берет верх, входит во все сферы нашей жизни, включая сферу культуры. Говорить сегодня изящным и изысканным языком, который вызывает к жизни поток прекрасных человеческих чувств, стало, к сожалению, немодным, неуместным и ненужным. Вот почему актуальной становится проблема сохранения чистоты, лексического богатства русского языка, возможность использования его художественных средств для развития культуры общества. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение, позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих. Без сомнения, формирование грамотной речи зависит от многих факторов: семьи, культуры воспитания, окружения и, конечно же, образования, желания личности самосовершенствоваться. И наиболее важная роль в этом отводится школе. А в школе... дети мало читают и практически не имеют подконтрольной речевой практики. Система образования активно использует краткие изложения классических произведений, тесты, шпаргалки, рабочие тетради, которые ведут к отсутствию речевого навыка. Выпускник школы, а порой и выпускник института с трудом выражает свои мысли не потому, что их нет, а потому, что отсутствует речевая практика и контроль. Уходит практика работы со словарями, энциклопедиями, умение использовать огромный опыт и знания, накопленные многими поколениями учёных. Отсюда одна из самых распространённых речевых ошибок - неадекватность, незнание точного толкования слова (иллюзия понятности). Как разговаривать по телефону? Как представить друга? Какова культура спора или дискуссии? Как проявить свой ум, вкус, такт? Как транслировать свои взгляды? Как выразить своё отношение к окружающим? Как проявить себя? Чем отличиться, выделиться? Ответ дает народная мудрость - «По одёжке встречают, по уму провожают». Наличие или отсутствие речевой культуры непосредственным образом связано с мыслительным процессом. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой действительности. Логически чёткая доказательная образная речь ученика – показатель его умственного развития. Кто же в первую очередь должен учить детей культуре речи, как не учитель?! Семья тоже может восполнить пробел в познании ребёнком богатейшего русского языка, постоянно следя за собственной речью, оберегая её от всяческого мусора, приучая детей к мудрой и доброй книге, приобщая постепенно к великому наследию великих писателей, оставивших нам целое сокровище, в котором постоянно зреют плоды культуры и нравственности, без которых человек не может стать истинным гражданином нашей любимой и великой Родины. Должны восстановить вое высокое предназначение средства массовой информации, призванные создавать образцы устной речи и быть хранителями ее культуры. Нужна общегосударственная программа по спасению нашего великого языка, которая охватывала бы все сферы нашей жизни (политическую, экономическую, социальную, культурную), всё население (от детей ясельного возраста до взрослых). Эту проблему можно решить, объединив усилия педагогов, средств массовой информации и тех, чьей профессией стало слово. Мы должны чувствовать ответственность за каждое сказанное нами слово, постоянно заниматься развитием своей речевой культуры, постижением глубин русского языка. Мы должны знать, что неблагополучное состояние языковой среды, загрязнение языка и культуры может убить народ как культурно-исторический и социальный феномен. И.С. Тургенев, тонкий знаток и ценитель родного языка, обращаясь к потомкам, писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками». Защищая свой язык от засорения, мы должны помнить, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, - с придачей некоторого количества новых – будут служить в будущем для выражения новых идей и мыслей. Слово — это поступок. И только от нас зависит, будет ли этот поступок добрым или злым.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Как побороть подростковую агрессию Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены