РАЗРАБОТКИ
|
Статья по русскому языку на тему "Нетрадиционные уроки по русскому языку" (начальная школа)В основу статьи положена следующая гипотеза исследования: если методически обоснованно внедрять активную форму обучения, использовать игровые ситуации, различные нестандартные формы обучения, то это будет способствовать:
Технологические характеристики работы 1. Актуальность работы. Вклад современной практики начального обучения в становление и развитие информационной культуры младших школьников ограничивается, по оценке экспертов, расширением знаний и освоением базовых способов учебной деятельности. В то же время отсутствует целостная система развития у учащихся способности безошибочно воспринимать, систематизировать, хранить и использовать информацию в разнообразных ситуациях деятельности и поведения. Недостаточной оказывается и эффективность практики начального обучения в обеспечении личностной значимости учения и активизации интеллектуальной деятельности младших школьников. Несмотря на большое количество разработок по проблеме активизации учения, по развивающему обучению, традиционный подход преобладает в учебно – воспитательном процессе. При этом ведущим источником информации важнейшим субъектом учения остается учитель, в то время как позиция ученика – это позиция объекта обучения. В моей работе обоснованы разновидности нестандартных уроков русского языка, содержательно – целевые и технологические компоненты которых «выстраиваются» так, что открываются возможности обогатить информационную культуру учащихся и активизировать их интеллектуальную деятельность. В связи с этим моя работа нацелена на успешное решение педагогических задач, которые прямо связаны с временными затруднениями традиционной практики начального обучения. 2. Задачи:
3. Педагогические средства. В соответствии с задачами, успешно решаемыми в работе, мною обоснована совокупность необходимых педагогических средств, инвариативное ядро которой составляют нетрадиционные уроки по русскому языку. Моя педагогическая деятельность позволила мне накопить немало разновидностей нестандартных уроков. В первую группу я отношу уроки состязательного характера. Из целого ряда состязательных уроков я провожу следующие:
Во вторую группу я отношу проектную деятельность. Среди них:
В третью группу нестандартных уроков я отношу уроки – проекты и путешествия. Четвертая группа нестандартных уроков – театрализованные уроки:
В пятую группу нестандартных уроков я могу отнести коллективные учебные занятия. Главное отличие этих уроков в том, что обучение здесь протекает как специально организуемое общение в парах и группах. 4. Технология и организация проведения нестандартных уроков по русскому языку. 4.1. Уроки состязательного характера. Суть этих уроков состоит в то, чтобы организовать детей в малые и большие группы, соревнующиеся между собой. Во время проведения, можно увидеть, что даже отстающий ученик хочет сравнить себя с другими. Он активно работает, прикладывает старание, не сидит пассивно. А на обычном уроке, он боится это сделать, так как знания надо показать в готовом виде, и за это сразу будет поставлена отметка. Уроки – викторины помогают связать новый материал с ранее изученным. На таких уроках я ставлю проблемный вопрос, ответ на который будет найден, ответив на ряд вспомогательных. Дополнительные вопросы помогут повторить изученный материал и связать его с новым. Тем самым, дети понимают, что правила русского языка вытекают одно из другого. Также я провожу викторины для закрепления и обобщения изучаемого материала. С их использованием можно один вопрос программы повторить широко, основательно. Уроки – КВН по русскому языку я провожу по форме викторин, выполнив следующую подготовительную работу:
Команды формируются по интересам самих учащихся. Названия команд отражают тему данного урока. Для капитанов дается более сложное задание, трудная грамматическая задача. В этом конкурсе я решаю педагогическую задачу по подготовке сильных учащихся к олимпиадам. Для команд дается теоретическое или практическое задание, отражающее отдельные вопросы изучения данной темы. Аналогичная работа проводится и с болельщиками. Музыкальная пауза – чаще физкультминутка. Или это могут быть задания занимательного характера, позволяющие увидеть детям красоту русского языка. Конкурс домашнего задания – это проверка выполнения домашних работ или анализ творческих работ на заданную тему. Уроки – соревнования, уроки – конкурсы - это наиболее распространенный тип уроков в нашем классе. Дети разбиваются на три команды по рядам. Урок может вестись в обычной форме, но за каждый правильный ответ какая – либо из команд получает очко. Здесь можно оценивать практически всё: каллиграфические минутки, словарную работу и пр. И обычный урок воодушевляет детей на активную работу. 4.2. Проектная деятельность.
Ребята нашего класса получают очень много отметок. Чтобы каждый ученик знал на каком уровне усвоения знаний по русскому языку он находится, в классе ведется рейтинговый учет знаний «Наши успехи». Вовремя оказывать помощь отстающим мне помогают уроки – консультации. Мы работаем над ошибками, учим дополнительные рифмованные правила. Я учу детей видеть места в словах, в которых могут быть допущены ошибки. 4.3. В уроках – путешествиях и экспедициях находит себе место каждый ученик. Творчески одаренный ребенок найдет ответ, выйдет из ситуации, докажет и аргументирует свой выбор, а нетворческий воспроизведет материал учебника. В путешествии правила и исключения так подаются, что дети запоминают их гораздо легче и быстрее. 4.4. Мои ученики очень любят уроки – спектакли и концерты. На них могут быть поставлены инсценировки, звучать песни. Здесь интегрируются грамматическое содержание и музыкальная форма. 4.5. К нестандартным урокам я отношу коллективные учебные занятия. Эта работа предусматривает совместный поиск ответа и путей решения. Такие уроки, как правило, очень эмоциональны. Во время групповой работы дети совещаются, обращаются друг к другу за помощью. Здесь происходит сотрудничество, взаимоподдержка, взаимопроверка. Можно сделать вывод, что арсенал нестандартных уроков разнообразен. Их применение помогает мне добиться от обучающихся понимания и любви к урокам русского языка. Такие уроки оказывают и психологическое воздействие на учеников. нестандартные формы уроков не предусматривают прямую зависимость содержания, методов и форм обучения. Они повышают успеваемость, облегчают процесс обучения, способствуют всестороннему развитию младших школьников.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Как побороть подростковую агрессию Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены