РАЗРАБОТКИ
|
Изучение особенностей использования интерактивных средств обучения биологии в сельских малочисленных школахПОТАПКИН ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ Предметное обучение реализует в своей основе общие тенденции развития образования, и отражает такие явления, как увеличение интегративных процессов, углубление дифференциации обучения, фундаментальности содержания предмета. В значительной степени этому способствует технологизация обучения в условиях широкого внедрения новых информационных технологий в практику преподавания всего комплекса естественных наук и биологии, в частности[2]. Современная сельская школа России, в своем подавляющем большинстве, является малокомплектной. В 50–70-е годы 20 века в официальных документах и педагогической литературе малокомплектной обычно называли школу, где один учитель работал с двумя или даже тремя начальными классами. Небольшие по числу классов и учащихся восьмилетние и средние школы назывались школами с малой наполняемостью[1]. Целью нашего исследования являлось совершенствование обучения биологии в сельских малочисленных школах на основе использования интерактивных средств. На I этапе (февраль–март 2015 г.) был организован и проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого выявлены факторы, оказывающие определяющее влияние на учебный процесс в малочисленных школах. В ходе эксперимента установлены причины низкой успеваемости учащихся по биологии. Поставленные перед констатирующим экспериментом цели достигались путем посещения и анализа уроков биологии. На этом же этапе изучалась психолого-педагогическая и методическая литература по проблемам сельской малочисленной школы и использования при обучении биологии интерактивных средств. На II этапе (апрель–август 2015 г.) проводился поисковый эксперимент, в ходе которого исследовались пути совершенствования процесса обучения биологии в малочисленных школах за счет устранения негативного воздействия специфических факторов и использования при обучении биологии интерактивных средств. На III этапе (сентябрь–октябрь 2015 г.) проведен обучающий эксперимент с целью проверки эффективности использования интерактивных средств при обучении биологии в малочисленных школах. Эффективность обучения определялась на основе количественного и качественного анализов результатов эксперимента. На IV этапе (ноябрь, 2015 – июнь, 2016 г.г.) осуществлялось оформление результатов исследования и их презентация в условиях работы Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «52-е Евсевьевские чтения» (2-3 июня 2016 г.). При осуществлении экспериментально-педагогического исследования, связанного с изучением эффективности использования интерактивных средств обучения в школьном курсе «Биология. Животные», были поставлены следующие задачи:
Опытно-экспериментальная работа проводилась нами на базе МБОУ «Левженская СОШ» Рузаевского района Республики Мордовия. Для организации педагогического эксперимента нами было проведено комплексное исследование учащихся 6–9 классов. На основании бесед с классными руководителями и учителем-предметником и изучения документации учащихся отобран экспериментальный 7 класс, состоящий из 9 учащихся. Взаимоотношения между учащимися и учителями в данном классе доброжелательные, спокойные. Дисциплина на уроках достаточно хорошая. Абсолютная успеваемость – 100 %, качественная успеваемость – 55%. На этапе констатирующего эксперимента нами был проведен опрос учащихся 7 класса, с целью выявления исходного уровня знаний учащихся. Из таблицы 1 видно, что исходный уровень знаний учащихся до проведения эксперимента в 7 классе – низкий (рис.1). Таблица 1. Исходный уровень знаний учащихся 7 класса
В ходе эксперимента были установлены основные причины низкой успеваемости учащихся по биологии:
На этапе формирующего эксперимента в экспериментальном классе были проведены уроки по биологии раздел «Биология. Животные» по учебнику В. В. Латюшин, В. А. Шапкин с использованием интерактивных средств обучения. При экспериментальном обучении применялись такие интерактивные средства как: интерактивные средства наглядности (интерактивный плакат), проекционный экран, проектор и компьютеры. В выборе данных средств обучения лежало, во-первых, наличие данных интерактивных средств в школе, во-вторых, по нашему мнению, эти средства более приемлемы для применения на уроках по данным темам. Как видно из таблицы 2, уровень знаний в 7 классе после проведения эксперимента повысился: высокий уровень знаний на 12%, средний – на 23%, низкий уровень знаний понизился на 35% (рис.2). Таблица 2. Динамика уровня знаний учащихся после эксперимента 7 класса
Рис.1 Исходный уровень знаний учащихся
Рис.2 Уровень знаний учащихся после эксперимента
Результаты эксперимента показали, что если систематически использовать на уроке биологии в 7 классе сельской малочисленной школы современные интерактивные средства обучения биологии, уровень биологической подготовки учащихся повышается. Следовательно, можно утверждать, что эффективность обучения биологии на прямую зависит не только от желания учителя использовать эти средства в учебном процессе.Но и определяется также и тем с какой периодичностью используются интерактивные средства, наличие готовности применять эти средства учителем, заинтересованности учащихся. Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы:
Литература
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Как побороть подростковую агрессию Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены