РАЗРАБОТКИ
|
Сотрудничество классного руководителя и родителей как одно из условий повышения творческой активности младших школьниковАвтор: Скажи и я забуду. Мой предыдущий выпуск из начальной школы – это очень творческие и активные дети, «звездочки». Под стать детям и их родители. Они всегда показывали личный пример, развивали вместе с классным руководителем творческие способности ребят, поддерживали их во всех начинаниях. Нынешний набор – тоже очень яркие, интересные первоклассники, но интересуются творческим развитием своих детей лишь немногие родители. Большинство из них предпочитает занимать позицию зрителя при проведении коллективных творческих дел класса. Проблема сотрудничества классного руководителя, родителей и учащихся является для меня да и для школы одной из актуальных, так как ни классный руководитель, ни школа не окажут такое благоприятное воздействие на ребенка, как его родители – самые близкие люди. Средневековый поэт Себастьян Брандт написал подходящие строки: Ребёнок учится тому, Коль видят нас и слышат дети, В первом классе, когда принимаешь детей, помогаешь им стать учениками, адаптироваться к школьной жизни, идёшь с ними по дорогам первых школьных лет. Много сил, стараний, душевного тепла вкладываешь в этот труд. Необходимо узнать о каждом ребёнке как можно больше: его индивидуальные особенности развития, здоровья, обстановку в семье; правильно определить на что способен ученик в данный момент, как помочь развить его способности. Считаю, что самое важное в работе педагога – умение видеть в каждом маленьком человеке личность с его радостями, тревогами, переживаниями; уметь слушать и понимать его, сопереживать и радоваться его успехам, всегда помнить, что уровень возможностей у всех разный, а значит и уровень достижений у каждого свой. В.А.Сухомлинский считал азбукой педагогической культуры доброжелательность. И для меня важно создать в классе атмосферу творчества и психологического комфорта. В своих учениках стараюсь воспитывать доброжелательность по отношению к своим одноклассникам, умение сопереживать неудачам другого и радоваться его успехам. Как было отмечено выше, для полноценного развития ребёнка необходимо тесное сотрудничество родителей и учителя. К сожалению, современное российское общество характеризуется низким уровнем патриотизма, нравственной и правовой культуры. В настоящее время осложнилась проблема воспитания Человека, Гражданина России, способного взять на себя ответственность за свою судьбу, за судьбу своей малой родины, Отечества. В этих условиях мы не можем переложить сложившуюся ситуацию на родителей. Необходимы новые подходы в организации сотрудничества и взаимодействия с семьёй. Классный руководитель и родители – партнёры в воспитании ребёнка, это означает равенство сторон, взаимоуважение, доброжелательность, заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. В достижении этой цели роль классного руководителя неизмеримо велика. На мой взгляд, современный классный руководитель должен быть внутренне свободным, сориентирован на ребенка, как на высшую ценность, на теплые и доверительные отношения с родителями. Исходя из актуальности темы, мною были определены:
Воспитание не может быть успешным без системы работы. Создание гуманистических воспитательных систем – наиболее эффективный и верный способ в воспитании. Новизна моей работы состоит в том, что мною внедряются инновационные подходы в работе классного руководителя с родителями младших школьников в современных условиях. Создавая оптимальные условия для максимального развития таланта и способностей ребёнка с одной стороны, а с другой – сохраняя его душевное спокойствие и комфорт внутри детского коллектива, разработала свою воспитательную программу сотрудничества классного руководителя с родителями как средства формирования творческой личности «Волшебные острова». В качестве главного ориентира воспитательной системы я поставила следующую Цель – создание условий для творческого развития младших школьников через взаимодействие и сотрудничество классного руководителя с родителями. Главное направление – деятельность, нацеленная на обеспечение личностного роста воспитанников. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Приоритетными в моей воспитательной системе являются следующие принципы:
Цели воспитательного процесса должны быть направлены на развитие личности ребёнка, формирование его интеллектуального, нравственного, эстетического и физического потенциалов. Они должны быть сопряжены с интересами и ценностными установками государства и общества, соответствовать особенностям учебного заведения и условиям его жизнедеятельности, быть трудными, но реально достижимыми. Ведущими идеями моей воспитательной программы стали идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого развивающего пространства. Изучению данного вопроса посвящено много работ, основоположниками которых были учёные-педагоги В. А. Сухомлинский, А.П.Макаренко, К.Д.Ушинский. В своей работе следую 11 правилам (По О.С. Газману):
В руководстве детским коллективом всегда следую принципу семи «У»: уверенности, успешности, удивительности, убедительности, уважительности, уравновешенности, улыбчивости. (И.Г.Абрамова, РГПУ им. Герцена, С - П). Исходя из вышесказанного, в своей программе могу выделить следующие направления:
«Год в пожилом возрасте – это двенадцать месяцев. А каждый год в детстве – это эпоха», - заметил однажды А. Г. Алексин. Когда ребенок становится школьником, его жизнь наполняется новыми встречами, новыми знаниями, новым опытом. А в жизни родителей появляются новые виды деятельности, среди которых посещение родительских собраний в школе. Задача учителя состоит в том, чтобы общение с родительским коллективом было полезным, а взаимодействие эффективным. Только в этом случае эпоха детства может быть наполнена светом, добром и теплом. Классному руководителю необходимо построить доверительные и конструктивные отношения с родительским коллективом, стать советчиком и другом. Чтобы справиться с этой задачей, учителю необходимо руководствоваться следующими правилами взаимодействия и способами установления контактов с семьей;
На первом родительском собрании, которое я провела в августе, выяснилось, что родители по-разному относятся к воспитанию своих детей. Однако все, кто пришел, выразили свое доверие, желание сотрудничать. Многие хотели бы помочь своим детям, но не знали, как и что делать. Я познакомила родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, с особенностями формирования личности ребенка, своим видением воспитания и образования, дала необходимые рекомендации по планированию режима дня и грамотному приготовлению домашних заданий и раздала памятки для родителей, ознакомила родителей с проводимыми в ближайшее время конкурсами, соревнованиями. Представила номера школьной газеты, в которых фиксируются не только участие детей в учебно- воспитательных мероприятиях, их достижения, итоги четверти, но и творческие работы школьников. На следующем родительском собрании (в сентябре) мы вместе с родителями моделировали воспитательную работу в классе: проектировали цель, перспективы и образ жизни классного коллектива. С помощью анкет выяснила проблемы, которые интересуют родителей, и примерный перечень воспитательных мероприятий. Каждый высказывал пожелания и интересующие его вопросы. Общие проблемы выносила на следующее собрание, а индивидуальные решались в ходе консультаций со специалистом, в групповой беседе (аналогичные ситуации) и с моей посильной помощью. Вошло в традицию к родительскому собранию оформлять презентацию. Заканчивается собрание чаепитием за общим столом. Такие мероприятия оживляют собрание, сплачивают их в коллектив, объединенный едиными целями и задачами. В конце года уже традиционно планируется итоговое праздничное собрание вместе с детьми, где я выражаю благодарность тем родителям, которые активно участвуют в жизни класса, помогают в организации внешкольной и внеклассной работы, систематически повышают свою педагогическую культуру. Обычно организую выставку детских творческих работ, выступление художественной самодеятельности ребят, рассказываю о достижениях класса, отдельных ребят, родителей, классного руководителя, провожу «церемонию» награждения. В прошлом году заинтересовалась составлением фильмов, поэтому демонстрировала фильм «Выпуск из начальной школы – 2012».В нынешнем году также собираю материалы для фильма. Принцип выстраивания отношений: взаимодействие, взаимная ответственность, доверие, сотрудничество, сопереживание, содружество, сотворчество. Как утверждает Симон Соловейчик: Важную часть взаимодействия родителей и школы составляет практическая совместная деятельность детей, родителей, классного руководителя (праздники, игры, конкурсы, соревнования, марафоны, акции, проекты). Родители привлекаются к участию в организации воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы с учащимися. Составленный вместе с родителями в начале года план воспитательной работы включает в себя, по крайней мере, одно-два внеклассных мероприятий в четверть, которые проводятся совместно с родителями. Например: классный час-мультимедиа «Моя семья», праздничная программа «Моя мама лучше всех», интерактивная игра «Верно служу – ни о чем не тужу» и другие. Для того, чтобы обеспечить успешность воспитания детей, необходимо организовать сотрудничество педагогов, родителей, детей. Для этого на классных часах, часах общения говорю об уважительном, заботливом отношение к родителям; о том, что дети хотя и маленькие , но уже несут ответственность за свои поступки перед семьей; стараюсь воспитывать чувство гордости за свою семью, стремление поддерживать и развивать лучше семейные традиции. С этой целью просмотрели с детьми видеоролик «Бабушкина сказка», изготовили поздравительные открытки ко Дню пожилого человека, оформили вместе с ребятами презентацию о маме ко Дню матери, «Я служу России» к 23 февраля, изготовили сувениры и открытки, с посильной помощью родителей участвовали в школьных творческих конкурсах и выставках, таких как конкурс чтецов на противопожарную тематику, выставка осенних букетов «Букет для бабушки», конкурс поделок из овощей и фруктов «Дары осени», конкурс осенних блюд. Различные совместные праздники, посвященные красным датам календаря, подготовка номеров художественной самодеятельности к классным и общешкольным мероприятиям, изготовление родителями вместе с детьми поделок, составление презентаций - всё это сближает родителей и детей, играет значимую роль в моей работе. Эффективный педагогический результат для всех семей - прием включения отцов и матерей в воспитательную работу класса. Деятельное участие родителей в воспитательном процессе способствует приобретению ими навыков сотрудничества с детьми и, в частности, со своим ребенком. В связи с этим, нами были запланированы участие родителей в сельском спортивном конкурсе «Папа, мама, я – спортивная семья», общешкольном семейном празднике «Один день без мамы», подготовка к общешкольному новогоднему балу, совместные с детьми соревнования, концерты, интеллектуальные состязания, участие в походах, помощь в организации экскурсий, каникул детей, сборе материалов для фильма «Наш класс», в подготовке праздников, дней именинников и т.д. Благодаря совместным усилиям родителей и педагога мои воспитанники, ежегодно участвуют в международном конкурсе «Золотое руно», во всероссийских конкурах «Русский медвежонок», «Человек и природа», «КИТ», «Британский бульдог» (1 место), в областном конкурсе «Мир глазами детей» (2 место), в 2012 году в районных конкурсах «Расскажи о своём любимом крае" (1,1 места), «Профессии моих родителей» (3,3 места) «Сказки местного болота» (1 место), конкурс «Я прививок не боюсь» и других. Главными достижениями стали:
В результате проведенной работы я пришла к выводу, что сотрудничество классного руководителя с родителями младших школьников в современных условиях позволяет сделать следующие выводы:
Данная проблема исследования не исчерпывает всех аспектов ее изучения. Мне интересно было работать над этой проблемой. Узнавала много нового в общении с детьми и их родителями. Влияние работы с родителями на дальнейшее развитие творческой активности детей продолжу изучать в следующем году. И хотя школа играет важную роль в воспитании ребенка, главными воспитателями своих детей все же являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А.С. Макаренко, "семьи бывают разные. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание". Успех в конкурсах стимулирует деятельность детей и родителей. Ведь каждому родителю приятно, когда его ребёнка хвалят, отмечают за высокие творческие, интеллектуальные и спортивные достижения. ИСТОЧНИКИ
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Как побороть подростковую агрессию Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены