РАЗРАБОТКИ
|
Внеурочная деятельность - за и против, в рамках формирования экологической культурыВ 2012 году были приняты новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты основного общего образования, одной из целью которых является «реализация основной образовательной программы основного общего образования через внеурочную деятельность с соблюдением государственных санитарно – эпидемиологических правил и нормативов». Введение внеурочной деятельности полезное ли это решение? Давайте обсудим. Современное общество диктует требования к пониманию успешной личности: это всесторонне развитый человек. Другими словами, подрастающий ребёнок должен получать не только хороший объём научной информации, уметь пользоваться знаниями, но и иметь гибкость мышления и развитые индивидуальные особенности и желание учиться самостоятельно. Такое развитие сложно достичь только на уроках. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
в таких формах, как:
Особенно актуально посещение внеурочных занятий для тех детей, которые не получают должного семейного воспитания и развития по причинам занятостей родителей или низкого культурного и образовательного уровня. Из школьной жизни мы видим и комичные и ужасающие случаи: отличник с развязанными шнурками или не умеющий себя обслужить, с «двойками» по физкультуре или средний ребёнок – «хорошист», с ограниченным словарным запасом, искажающий слова родного русского языка, или дети, находящиеся по интеллекту в возрастной норме, но не умеющие фантазировать, рисовать, ритмично двигаться. Часто интересы детей очень ограничены: компьютерные игры, фильмы и многочисленные пустые разговоры. Заинтересовать детей и развить в них заложенные способности – это и есть цель внеурочной деятельности. Задачи организации внеурочной деятельности
А нет ли «минусов» у этого грандиозного проекта? Все мы знаем, что в идеале любой продлённый учебный день ребёнка требует особого режимного устройства: обед, отдых, прогулка. Если посмотреть на режимные моменты, связанные с внеурочной деятельностью, то ясно, что нагрузка ребёнка увеличивается с 25 – 30 учебных часов до 35 – 40 учебных часов. Полезно ли это? Я хотела бы затронуть тему формирования экологической культуры в основной школе в рамках внеурочной деятельности. Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы. В теории и практике экологического образования в основной школе отсутствует единая, рассчитанная на весь период обучения, образовательная программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Биология», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех рыбах, птицах, зверях, растениях, которые их окружают. Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в природе. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Большая часть экологического образования приходится на внеурочную деятельность. Во время внеурочной деятельности детям можно предложить материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся. Внеурочная деятельность по экологии направлена на формирование:
В ФГОС основного общего образования сформулирован Основной принцип современного экологического образования: переход от трансляции и передачи знаний к практико-ориентированному образовательному процессу (активные методы), направленному на получение необходимых знаний и навыков для взаимодействия в социоприродной среде. В ходе реализации экологического образования используются следующие методы:
Программа внеурочной деятельности экологической направленности предполагает следующие формы работы с обучающимися:
Используемые формы работы обеспечивают достижение предметных, личностных и метапредметных результатов, а также способствуют развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий. Хотелось бы остановиться на конкретном примере, приведя работу в этом направлении нашей школы. В нашей школе администрацией хорошо организован режим дня, в котором хорошо прослеживаются все режимные моменты: уроки, обед, прогулка, внеурочная деятельность. В нашей школе по статистике большинство детей из семей с низким культурным уровнем, а значит надеяться на дополнительное образование вне школы этих детей не приходится. Поэтому администрация школы активно вовлекает огромную массу детей в занятия внеурочной деятельности по всем направлениям. Я работаю по направлению экологического развития детей во внеурочной деятельности в 5 и 6 классе, ведя кружок «Юный эколог». Поскольку 2015 – 2016 уч. год был первым в моей педагогической деятельности, то использовать все выше перечисленные методы и формы у меня не получалось. В этом году я хочу направить свою работу на освоение таких методов, как обучающие семинары и практические работы, конкурсные и проектную деятельность, тем самым повысив интерес детей к экологическому направлению. Возвращаясь к теме плюсы и минусы внеурочной деятельности, хочется сказать, что в условиях жизни нашего посёлка такая занятость детей не только полезна, но и является необходимой для воспитательной работы и занятости детей из семей с низким культурным уровнем. А внеурочная деятельность «Юный эколог» способствует не только занятости детей, но и может быть эмоциональной разгрузкой для учащихся, так как такие формы работы, как экскурсия, экологические акции, исследовательско – практические работы проводятся на свежем воздухе. Таким образом выполняется задача развития школьного образования, заключающаяся в обновлении его содержания, форм и технологий обучения и достижения на этой основе нового качества его результатов. На это и направлены федеральные государственные образовательные стандарты и Концепция общего экологического образования для устойчивого развития, определившие главную задачу образования – подготовить обучающегося к взрослой жизни так, чтобы он смог внести свой вклад в устойчивое развитие общества. Формирование экологической культуры нацелено на решение экологических проблем в обеспечении благоприятной окружающей среды. Экологическое образование имеет возможность реализоваться посредством организации внеурочной деятельности экологической направленности, выступающим одним из главных направлений в учебном процессе современной школы в условиях введения ФГОС основного общего образования. Возвращаясь к поставленной проблеме «Внеурочная деятельность за и против в рамках формирования экологической культуры» можно сделать вывод, что этот вопрос остаётся открытым и дискуссионным на сегодняшний момент. Перевес в сторону за или против зависит от: культурного уровня семьи ребёнка, возможностей образовательного учреждения при организации режима дня, здоровья ребёнка, семейных традиций. Список литературы:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Как побороть подростковую агрессию Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены