РАЗРАБОТКИ
|
Реализация профессионального стандарта "Педагог" и Квалификационные требования в системе религиозного образования.Беленкова Е.О. магистр менеджмента, Одной из ключевых проблем современной России является качество образования вообще и качество профессиональной деятельности педагогических кадров, в частности. В связи с этим на федеральном уровне был разработан и утвержден 18 октября 2013 года Приказом № 544н Министерства труда и социального развития Российской Федерации профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». По мнению разработчиков, этот документ является «рамочным», определяющим лишь основные требования к квалификации педагога и может быть дополнен и другими требованиями, в соответствии со спецификой реализуемых в образовательных организациях образовательных программ . Примером подобного дополнения профессионального стандарта педагога является документ «Квалификационные требования к профессиональной деятельности педагога в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом» (далее - Квалификационные требования), разработанный Синодальным отделом религиозного образования и катехизации РПЦ на основании 87 ст. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ № 273-ФЗ), а также с учетом замечаний, высказанных экспертами в ходе общественного обсуждения научной и педагогической общественностью профессионального стандарта педагога. По мнению ряда экспертов, одним из основных недостатков профессионального стандарта «Педагог» является то, что в нем практически не представлена личность педагога – ключевая фигура образовательного процесса. В Квалификационных требованиях РПЦ личностные качества педагога неотделимы от его профессиональных качеств. Применение Квалификационных требований предполагает реализацию образовательной организацией Стандарта православного компонента общего образования, который пронизывает все сферы деятельности образовательной организации: урочную и внеурочную деятельность, систему обучения (содержание образования, технологии обучения, формы и методы работы с детьми) и воспитания, уклад образовательной организации, работу с семьей. Задача образовательной организации – выстроить христианско-антропологическую модель образования, которая основана на трех онтологических принципах православного образования:
Столь высокие задачи требуют от педагогов высокого профессионализма и понимания специфики работы в образовательной организации с религиозным (православным) компонентом. Поскольку ЧОУ РО «НЕРПЦ(МП)» «Гнилицкая православная гимназия» является площадкой Синодального отдела религиозного образования и катехизации по внедрению Квалификационных требований, предлагаю вашему вниманию некоторые результаты нашей работы в этом направлении.
Процедура внедрения Квалификационных требований проводится в два этапа: подготовительный и этап внедрения. Подготовительный этап включает в себя следующие мероприятия:
Рассмотрим эти мероприятия подробнее. При приведении Должностных инструкций педагогов в соответствии с Квалификационными требованиями нами были учтены две обобщенные трудовые функции педагогов: первая - деятельность по реализации целостного образовательного процесса на основе единства Церкви, семьи и школы (воспитание на основе православных традиций, обучение на основе православного мировоззрения), т.е. по сути, формирование православной образовательной среды (уклада), направленной на становление и развитие личности православного христианина; вторая – педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ с религиозным (православным) компонентом. В должностных инструкциях всех педагогов были прописаны трудовые функции воспитание на основе православных традиций и обучение на основе православного мировоззрения. Для преподавателей обязательных предметов Стандарта православного компонента общего образования в соответствии с п. 3.2.4. Квалификационных требований были прописаны трудовые функции предметного обучения по каждому обязательному предмету. При составлении дополнительных соглашений к трудовому договору педагогов были включены специфические должностные обязанности, например, реализация обязательной части Стандарта православного компонента общего образования в рамках преподаваемого предмета. При внесении изменений в «Положение об аттестации педагогов» были учтены требования к образованию педагогов, а также критерии оценки их работы, представленные в Квалификационных требованиях. Для проведения первичной диагностики соответствия компетенций педагогов гимназии Квалификационным требованиям мы использовали модифицированную методику к.п.н. Каверина Ю. А. «Диагностика профессиональной подготовки педагога» и метод экспертных оценок. Важным, на наш взгляд, является сравнение оценки результатов уровня профессионального развития самим педагогом и независимыми экспертами по одним и тем же показателям. Чем больше совпадают данные самооценки с оценками экспертов, тем более объективной получается картина, что позволяет выбрать оптимальное направление дальнейшего самосовершенствования. Объективная оценка рассчитывалась как среднее арифметическое самооценки, оценки эксперта из числа коллег и оценки эксперта из числа администрации. По результатам диагностики было выявлено, что большая часть респондентов (65%-75%) имеет допустимый уровень научно-теоретической, психолого-педагогической и методической подготовки, 25%-30%- оптимальный уровень подготовки по названным блокам, у 5% респондентов зафиксирован критический уровень научно-теоретической и методической подготовки. Были определены следующие методические затруднения педагогов:
Проведенная диагностика наряду с положительными моментами (деятельность гимназии полностью обеспечена кадрами, имеющими высокий образовательный и профессиональный уровень, высокий уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью, свидетельствующий об учете интересов работников администрацией гимназии и др.) позволила выявить следующие проблемы:
Исходя из этого, были разработаны следующие направления совершенствования системы методического сопровождения педагогов, обеспечивающей качественное профессиональное развитие педагогического коллектива православной гимназии и эффективную реализацию Стандарта православного компонента общего образования:
Кроме того, необходима организация систематической работы с педагогами, направленной на образование единства ценностно-целевой ориентации, основанной на христианской системе ценностей и традициях РПЦ. Рекомендуемые формы работы:
Впереди - этап внедрения Квалификационных требований, на котором запланированы вторичная диагностика педагогических работников, составление персонифицированных программ повышения профессионального уровня педагогов с учетом результатов самооценки, повышения квалификации, катехизации, организация и проведение квалификационных испытаний педагогов в части Квалификационных требований в рамках аттестации и др. Спасибо за внимание. Надо добавить связи с епархиальным ОРОиК: проведение обучающих семинаров, организация обмена опытом с другими православными гимназиями, проведение совместных с др. гимназиями открытых мероприятий (уроков, по содержанию образования), организация региональных методических объединений учителей или регулярное взаимодействие школьных методических объединений учителей вероучительных дисциплин, гуманитарных с религиозным компонентом, естественнонаучных с религиозным компонентом и др.)
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены