РАЗРАБОТКИ
|
Профилактика конфликтов в школьном коллективеКонфликты - неотъемлемая часть нашей жизни. Они возникают и в семье, и в производственном коллективе. Но если говорить о конфликтах у детей, то следует отметить школьные конфликты, поскольку школа - это один из важнейших институтов социализации личности ребёнка. Если любой конфликт в коллективе учащихся отрицательно влияет на процесс обучения, то профилактика является обязательным мероприятием. В настоящее время проблема профилактики межличностных конфликтов в школе имеет огромное значение, является актуальной. Актуальность данной темы, в соответствии с ФГОС, определяется необходимостью подбора способов и приёмов, способствующих разрешению конфликтных ситуаций: умением организовать учебное сотрудничество; находить общее решение и разрешать конфликт на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Цель - провести исследовательскую работу для выяснения причин конфликтов в школьных коллективах и выявить способы их предупреждения. Объектом нашего исследования являются конфликтные отношения обучающихся в школьном коллективе МБОУ Октябрьской средней общеобразовательной школы. Предметом исследования данной работы является профилактика конфликтов в школьных коллективах Гипотеза исследования: благоприятная социально – психологическая обстановка в школьном коллективе может быть достигнута, если будут изучены:
Объект, предмет и цель работы помогли сформировать следующие задачи работы:
Конфликт - это форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами. Основными причинами возникновения школьных конфликтов являются:
Управление конфликтом включает: симптоматику, диагностику, прогнозирование, профилактику, предупреждение, ослабление, урегулирование, разрешение. Выделяют и такие управляющие воздействия, как пресечение, гашение, преодоление, устранение конфликта. В процессе управления конфликтами важную роль играет психологическая диагностика: а) психоэмоционального состояния участников; б) сформированности классных коллективов; в) психологического климата в школьном коллективе. На основании этого проводились исследования. Применялись следующие методики: «Методика САН(самочувствие, активность, настроение)» В.А. Доскина, Н.А. Лаврентьевой. «Методика ТИД (тревожность и депрессия)»,Карелин А. Тест Люшера. Методики применялись для ребят 5 – 6 классов. Первым этапом диагностического мониторинга явилась диагностика психологических факторов удовлетворенности пребывания в школе (методика диагностики самочувствия, активности и настроения). Цель: экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения. Все показатели превышают показатели 5,0 баллов, что указывает, на норму и свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, т.е. положительной оценки состояния учащихся. При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. У отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активностипо сравнению с настроением. Следующим этапом диагностического мониторинга явилась диагностика с помощью методики ТИД Цель: выявить состояние тревожности и депрессии, обусловленное неуравновешенностью нервных процессов. Методика ТИД показала, что тревожность и депрессия находились у испытуемых на умеренном уровне. После проведения мероприятий, включающих в себя повышение самооценки, обучение управлению своим поведением, снятие мышечного напряжения, результаты улучшились. Также проводились исследования по методики Люшера. Цель: измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Результаты показали, что 5 % испытуемых находится в тревожном эмоциональном состоянии, они нуждаются в психологическом отдыхе и покое (отдавались предпочтения черному, серому, синему цветам). Остальные находились в умеренном состоянии. После проведенных мероприятий, предлагающих Прихожаниным AM. - это самомассаж, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, энергетические упражнения, результаты улучшились. К способам и приёмам профилактических воздействий можно отнести: 1) Создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций. Важным условием в коллективе является толерантность. Для оценки толерантности использовался «Тест коммуникативной толерантности В.В. Бойко» Цель данного исследования состояла в том, чтобы выявить уровень коммуникативной толерантности педагогов и учащихся в различных жизненных и педагогических ситуациях. В анкетировании приняли участие 18 педагогов школы и 29 учащихся 9, 10 классов. Анализ результатов исследования показал, что в целом уровень развития коммуникативной толерантности у педагогов и учащихся школы является -удовлетворительным, причем, у 41 % учащихся отмечалась высокая коммуникативная толерантность. Также было выявлено в процессе исследования проблемные ситуации, в которых и учащиеся, и педагоги показали низкий уровень коммуникативности. Поэтому было решено разработать рекомендации по развитию толерантности. 2) Также одним из приёмов профилактических воздействий является оптимизация организационно – управленческих условий работы школы. Не скупиться на похвалы, одобрение, награды, поощрения в виде грамот и премий.Создание «ситуации успеха». 3) Третий пункт профилактических воздействий- это устранение социально – психологических причин возникновения конфликтов. На данном этапе разработана документация по организации школьной службы примирения. Эта служба, куда ребята, педагоги, родители могут обратиться для решения каких-либо спорных вопросов, за поддержкой и советом. 4) Одним из способов применяемых для профилактики конфликтов в школьном коллективе является использование методов расширения сотрудничества, сплочения детского коллектива. Для исследования сплоченности у детей была проведена методика Дика Н.Ф.«Психологическая атмосфера в классном коллективе» 3 класса Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе. Можно сделать вывод, что психологическая атмосфера в классном коллективе доброжелательная и уважительная. Дети активно взаимодействуют и дружат между собой, прислушиваются к мнению учителя. Для решения проблем с детьми, у которых во взаимоотношениях с одноклассниками не сложились благоприятные отношения, выясняем причину и строим план мероприятий. 5) Одним из значимых приемов является знание психологических особенностей учащихся и использование индивидуальных стилей общения с каждым учащимся(методы убеждения, согласия, доброжелательности, здорового юмора). 6) И наконец, важно помнить, что владение педагогами различными методами трансформации агрессивных установок, мыслей и чувств учащихся – это одно из главных профилактических воздействий. Предполагаем, что если своевременно проводить систематическую работу по профилактике агрессивного поведения, то снизиться уровень проявления агрессии в подростковом возрасте. Для снижения уровня агрессии, для обучения правильным способам выхода из конфликтной ситуации использовались следующие формы социально – педагогической работы с учащимися 8 класса: 1. Профилактическая беседа «Гнев и агрессивность». Цель данной беседы - информирование подростков о фенонеме агрессивности. В ходе беседы шло бурное обсуждение. Пришли к выводу, что ребята понимают отрицательное значение применения физической силы для жизни человека и ее последствия, но считают, что это самозащита и выживание в мире. 2. С родителями класса проведено родительское собрание, тема «Агрессивное поведение подростков». Большая часть родителей считает, что действительно надо работать с подростками, которые проявляют агрессивные действия, что бы снизить негативные последствия в будущем. А некоторые родители считают, что это сказывается переходный возраст и что это пройдет само собой со временем и вмешательство специалистов не обязательно. 3. Для изучения особенностей данной группы подростков было необходимо провести диагностику с использованием: Опросника Басса-Дарки Цель: определение степени выраженности агрессивных тенденций у подростков. Проанализировав результаты проведенной диагностики, пришли к следующему выводу: ребята не умеют сдерживать свои эмоции, неадекватно реагировать на критику, чувствовать обстановку, отличать в школе они или на улице. 4 .Тренинги по профилактике агрессивного поведения Бреслава Г.Э.: Цель тренинга: обучить подростков приемлемым формам выплескивания накопившегося гнева. Использовались такие упражнения, как: упражнение “Рассерженные шарики”; упражнение "Спустить пар"; упражнение “Опасные и безопасные способы выражения агрессии” После каждого упражнения проводилась рефлексия с целью получения обратной связи. Проведённые тренинги помогли ребятам разобраться в своём собственном агрессивном и исследовать чужое агрессивное поведение. Эти упражнения научили взаимодействовать, общаться в классном коллективе, справляться с вспышками гнева, делать выбор и принимать решения. Задачей заключительного этапа является оценка эффективности профилактической работы. Для осуществления этой задачи использовали повторное проведение анкетирования по опроснику Басса-Дарки. Сравнивая результаты первого и второго проведения опросника, увидели, что произошли изменения почти по всем направлениям работы. Значительно уменьшился процент по физической, косвенной и вербальной агрессии, а также дети стали менее раздражительны. Одной из важнейших задач педагога является формирование у детей умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, привычки такими, какие они есть. И в этом нам помогает: 5. « Круглый стол». До беседы за круглым столом у ребят 9 класса были проблемы в общении в кругу своего класса, они разделились на микрогруппы, отсюда – конфликты. После двухчасовой беседы за « круглым столом» учащиеся выдвинули свои предложения по урегулированию конфликта. Конфликт не сразу, но постепенно угас. В результате исследования выработаны следующие правила поведения в конфликте:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Как побороть подростковую агрессию Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены