РАЗРАБОТКИ
|
Совершенствование грамматических навыков как залог успеха коммуникативной компетенции на уроках немецкого языкаБабченко Нина Ивановна, Интерес к теме «Совершенствование грамматических навыков как залог успеха коммуникативных компетенций» продиктован требованиями, которые предъявляются к обучающимся в области «говорения», «письма» и «чтения» на таких серьезных испытаниях, как олимпиада, ОГЭ или ЕГЭ по иностранному языку. Слово «грамматика» многозначно. Мы употребляем его в школе в значении «грамматический строй», т.е. строение слова, предложения, присущее данному языку. Без владения грамматикой в этом значении не может быть речевого общения. Поскольку любой человек владеет грамматическими механизмами родного языка, то при овладении иностранным, он, как правило, на них опирается. В таких случаях часто имеет место так называемый отрицательный перенос, интерференция (уподобление), в результате чего возникают грамматические ошибки(например, опущение глагола – связки). Овладение грамматическим строем языка обязательно для того, чтобы практически пользоваться языком. Пару лет назад автор баловалась на одном сайте «изучая» немецкий язык. Больше всего меня привлекало письмо. Небольшие задания на определенную тему отправлялись пяти носителям языка. Как же я радовалась, получая комплименты типа: «Очень хорошо написано», «Отлично!», «Браво, почти без ошибок». Оценивалось, скорее всего, не выполнение коммуникативной задачи, а то, что написано грамматически правильно, без ошибок т.е. я показывала знание грамматического строя языка. Если мы посмотрим схему оценки письменного или устного задания на олимпиаде, ОГЭ или ЕГЭ, то увидим, что ученики теряют баллы из –за «недостаточно корректного владения структурой предложений, большого количества грубых лексико-грамматических ошибок», которые затрудняют понимание или при выполнении устного задания у них «ограниченный лексико – грамматический репертуар», при котором коммуникативная задача практически не решается. Речевая компетенция (культура владения коммуникативно – речевыми умениями устного и письменного общения) обеспечивает использование немецкого языка функционально и корректно в разных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме на основе лексико – грамматического материала, предусмотренного программой. Согласно программе предлагается повторение, закрепление, систематизация грамматических явлений, которые обеспечивают грамматическую правильность речи, письма и понимания чтения. В старших классах чтение выступает в качестве целевой доминанты и все большую роль играет текст, в том числе аутентичный. При разных целевых подходах к тексту возникают и разного рода затруднения, а их часто создают грамматические явления. Знакомая ситуация: вроде слова знаем, а смысла нет? Не может в самой средней общеобразовательной школе сложиться хорошее понимание, а тем более беглый перевод, без знания того, что haben в данном случае вспомогательный глагол, следовательно,не переводится, а hatte – это не Plusquamperfekt, а Präterit, потому что нет в конце PII. Перевод не является целью обучения, но мы используем его иногда как средство обучения. Чтобы ученик не боялся говорить, опасаясь ошибок, писать, опасаясь ошибок, необходимо донести до него идею, что грамматика доступна, логична, закономерна и необходима. Более того ее можно смаковать! Совершенствование грамматических навыков можно осуществлять на основе текстов из учебника или специально подобранных для отработки определенной грамматической темы. Тексты могут быть короткими, но занимательными. Их можно удачно сочетать дополнительно с темой параграфа. Например, временные формы глагола:
Der groβe deutsche Dichter Jochann Wolfgang Goethe wurde in Frankfurt am Main geboren. Goethes Vater gehörte zu den reichsten Leuten der Stadt. Er war Doktor der Rechte. Er widmete der Bildung und Erziehung seiner Kinder Wolfgang und Cornelia viel Zeit. Eine Schule brauchten sie nicht zu besuchen. Es kamen Privatlehrer zu den Kindern. Der Vater unterrichtete seine Kinder oft selbst. Auch die Mutter half die Kenntnisse der Kinder erweitern.
Dynamit
Es war in Frankreich im Jahre 1944. Der deutsche Armee hatte Paris besezt. Der Maler Pikasso war in Paris geblieben. Viele faschistische Offiziere kamen in sein Atelier. Sie wollten die Gemälde des berühmten Malers sehen. Pikasso demonstrierte seine Arbeiten und schenkte jedemBesucher die Reproduktion seines Gemäldes “Die ZerstörungGuernicas” (gernika, eine spanische Stadt, die von den Faschisten 1937 vernichtet wurde). EinesTages kam in sein Atelier ein hoherOffizier aus der Gestapo. Erzeigte Pikasso eine solche Reproduktion und fragte ihn:”Machten Sie das?” “Nein”, antwortete derMaler, “das machten sie.”
Еrfinder
Ein alter Mann (sehen) einen kleinen Jungen von ungefähr sechs Jahren, der an der Tür (stehen) und (klingeln) . Der Knopf (sein) aber zu hoch und er (können) ihn nicht erreichen.
Das Haus________in einem kleinen Garten. Er ________im Parterre, da _______er seine Bibliothek, einen kleinen Rauchsalon und eine Schlafkammer. Gegen neun _______er auf, _________seinem Papagei frischesWasser, _________ein paarWorte mit ihm, _______aus demFenster und _____________ seinen Kaffee. Er _______sich in den blauen Sessel und _________die Morgenzeitung.
Tina wollte ihr Zimmer renovieren. Alle aus unserer Clique hatten ihr dabeiB4 ______HELFEN. Wir hatten die B5_______ WAND Frisch gestrichen und einen neuenTeppich gelegt. Als Danke schön lud sieB6_____WIR zum Essen ein. Sie hatte sich viel Mühe mitB7 _____DER TISCH gemacht und alles perfekt dekoriert. Wir staunten und guckten, und endlichB8_______KOMMEN die erste Portion Spagetti auf den Tisch. Ich griff mir dieB9_________FRISCH Ketchup- Flasche und schüttelte ordentlich. Tinas Schrei klingt mir heute noch in den Ohren: Sie hatte den Deckel schon aufgeschraubt! Die ganze Wand B10_______SEIN vol lgesaut mit Ketchup.
Die Deutschen sind Stubenhocker Die Deutschen bleiben in ihrerFreizeit moistens zu Hause, sehen1______, hören Musik oder sitzen am Computer. Das fanden Wissenschaftler mit einer Befragung heraus.Bewegung2________der frischen Luft ist gesund, das 3_____jedes Kind. Erwachsene scheinen das aber häufig zu4______. Am liebsten bleiben die Deutschen nämlich zu Hause, sehen fern, 5______Radio oder telefonieren. Űberhaupt ist das Fernsehen die liebste6________. Fast jeder Deutsche machte es regelmäβig, wie Forscher in einerBefragung herausgefunden haben. Allerdingst läuft der Fernseher oft mals nur nebenher, 7_______die Menschen andere Dinge machen. Dazu gehört natürlich auch die Beschäftigung8_______der Familie. Aber nach Computer und Internet sind im Leben der Menschen 9_________. Sport und Aktivitäten im Freien wurden gar nicht unter den häuftigsten Freizeitbeschäftigungen genannt. 1 a) an b) zu c) hinauf d) fern Тема «Глагол» важна в немецкой грамматике. Нет в предложении глагола– нет смысла, нарушена структура немецкого предложения. Есть глагол в правильной форме, на своем месте – бонус, как в письменной, так и в устной речи. Отрабатывать, систематизировать, повторять, проверять можно и на основе упражнений. В конце учебного года даю контрольную работу, которая обязательно включает грамматический блок. Например, 7 класс: 1. Найди подлежащее в предложении: Man muss am Abend das Geflügel füttern. a. man 2. Подбери глагол по смыслу: Ich rate dir, nach dem Süden, … a. fahren 3. Определи временную форму глагола: Mein Freund wird an diesem Wettkampf teilnehmen. a. Präsens 4. Ich treibe gern Sport. a. Präsens 5. Подбери по смыслу модальный глагол: Man…auf der Straβe vorsichtig sein. a. muss 6. Вставь предлог: Ich fahre in die Schule… a. auf dem Bus 7. Подбери союз к придаточному предложению: Wir wissen, …er gutter Sportler ist. a. ob 8. Определи тип придаточного предложения: Ich fahre ins Dorf, weil dort meine Groβeltern leben. a. Дополнительное 9. Wenn du gesund bleiben willst, muss du Sport treiben. a. дополнительное 10. Назови неопределенную форму глагола hatten: a. hatten А вот задание навскидку, чтобы проверить знание временных форм глагола, хоть в 8, хоть в 9 -11 классе: Найти и определить временную форму глагола: Präsens, Präterit, Perfekt, Plusquamperfekt или Futur:
Немецкий глагол имеет всего четыре личных окончания, а сколько с этим проблем! И не только в младших классах. Упражнения для тренировки спряжения: Добавьте личные окончания в Präsens.
Поставьте глагол в настоящем времени.
Записать эти же предложения можно и в остальных четырех временах, чтобы не было скучно и утомительно, сделать это на четырех последующих уроках. Заключение Итак, изучение иностранного языка предполагает обучение четырем видам речевой деятельности. Коммуникативная компетенция предполагает знания о системе изучаемого языка и правил оперирования языковыми средствами в речевой деятельности. Мы не можем «сидеть» на правиле, столько, сколько необходимо. Но мы можем использовать текст как тренировочную площадку. Подобная работа с текстами – это «погоня за двумя зайцами». С одной стороны, текст – дополнительный материал к теме - источник информации, источник расширения кругозора, с другой стороны- повторяются и отрабатываются определенные грамматические явления. Городская олимпиада по немецкому языку. Самым трудным снова оказалось лексико – грамматическое задание, когда из 20 слов в текст вставлено от 2 до 5! Предлоги, артикли занимают немыслимые места. В большинстве случаев дети вообще ничего не вставляют. Не все отважились и на письмо. Те, что отважились, решали коммуникативную задачу, но с большим количеством грамматических ошибок. Прежде всего, это неправильные окончания глаголов, неверное место глагола. Иногда просто приходилось догадываться, что хотел сказать автор письма. Поэтому так важна систематическая работа по повторению, систематизации грамматических явлений на основе текстов, упражнений, которая может привести к их автоматическому узнаванию, а также к правильному конструированию письменной и устной речи.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Лучшая красота – это здоровье! Как помочь ребёнку справиться со стрессом из-за полученных оценок? Готовность детей к обучению в школе. Советы, которые стоит знать родителям будущих первоклассников Вовлечение семьи в процесс развития словаря детей младшего дошкольного возраста по средствами игр. |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены