РАЗРАБОТКИ
|
Особенности работы социального педагога в Реабилитационном центре УСО ПНИ-10Профессиональная деятельность социального педагога относится к разряду помогающих (или социономических) профессий. Практическая деятельность социального педагога реабилитационного центра строится на мультидисциплинарной основе. Содержание работы предполагает выполнение ряда специфических функций, использование своеобразных методов и средств, которые отличаются коррекционно-компенсаторной направленностью и коммуникативными особенностями в зависимости от индивидуальности инвалида, а также выдвигает определенные требования к личности социального педагога:
Специфика деятельности специалиста помогающей профессии в отсутствии жестких и единых требований к продукту труда и самому процессу профессиональной деятельности; в предъявлении повышенных требований, поскольку объектом труда являются люди, в специфических функциях специалиста помогающих профессий. Социально-педагогическая деятельность как социономическая деятельность предполагает особый тип взаимодействия, так называемое «помогающее поведение» специалиста. К.Роджерс называет помогающими такие отношения, в которых « … по крайней мере одна из сторон намеревается способствовать другой стороне в личностном росте, развитии, улучшении жизнедеятельности». Особенностью социономических профессий является то, что «помогающая деятельность» становится главным элементом профессиональной деятельности, когда субъект помогающей деятельности начинает осознанно и целенаправленно применять специальные знания и навыки. Профессиональная деятельность специалиста помогающей профессии обусловлена морально-этическими принципами по отношению к своему клиенту и имеет деонтологический статус. Деятельность любого специалиста помогающей профессии направлена на достижение благополучия, более высокого качества жизни клиентов, развития личности, получения образования, овладение профессией, достижения уровня самостоятельной жизни в социуме. Этические стандарты для специалиста помогающей деятельности гораздо выше средних этических стандартов поведения в социуме, уровень которых в настоящее время весьма низкий. Социономическая деятельность базируется на помогающих отношениях, а личность социального педагога становится рабочим инструментом. Реализация помощи неразрывно связана на только с использованием методических средств, но и со способностью помогающего устанавливать помогающие отношения, профессиональная деятельность специалиста помогающих профессий является проявлением помогающего поведения. Специалист помогающих профессий в своей работе чаще всего использует психотехнологии, ему необходимо обладать рядом психологических качеств – профессионально-важных качеств (ПВК). В качестве ПВК могут выступать психические процессы (мыслительные, сенсорные, речевые, мнемические), психические состояния, а также мотивы, отношения, состояния. Разделяют общие профессиональные способности и специальные профессиональные способности. Например, для социального педагога, деятельность которого носит мультимедийный характер, важно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Наряду с профессиональными качествами рассматривается профессиональное сознание и самосознание, профессиональное мышление. Средства деятельности в помогающих профессиях имеют внутренний, функциональный характер, средством является сам человек. Следовательно, первостепенная задача овладения средствами деятельности принимает вид задачи по овладению собой, развития собственных качеств или их эффективного, целесообразного использования. Средства, как и предмет в таких профессиях часто возникают в результате творческого поиска конкретного профессионала. Личность социального педагога в его профессиональной деятельности является инструментом, поэтому высока моральная ответственность специалиста, которая свойственна зрелым личностям. Условия деятельности в помогающих профессиях связаны с повышенной моральной ответственностью, которая свойственна зрелым личностям. Как полагает Г. Олпорт, зрелая личность имеет:
Нравственная зрелость личности является профессионально важным качеством помогающих специалистов. Ее уровень определяется:
Различают два типа функционирования личности специалиста помогающей профессии:
Кроме нравственной зрелости к профессионально значимым качествам социального педагога как специалиста помогающей профессии также относятся: эмоциональная устойчивость, эмпатия, рефлексия, наблюдательность, внимательность, быстрота принятия решения, организаторские и коммуникативные способности. Помимо общих склонностей и профессионально-значимых качеств для успешной деятельности представители социометрических профессий должны обладать определенным набором морально-нравственных качеств. В целом личностно зрелый специалист помогающих профессий должен иметь мировоззрение, в котором должны быть определены такие категории, как «добро», «зло» и «вред». Нравственный релятивизм, то есть признание того, что «добро» и «зло» - это одно и тоже, ведет к нравственному хаосу. Модели психологической помощи (помогающего поведения специалиста) имеют корни в христианстве, но различия в иерархии ценностей протестантизма, католицизма и православия определяют психологические особенности мотивации помогающих в трех конфессиональных моделях помощи. Этические нормы и профессиональные компетентности составляют системообразующую основу профессии. Главным в социально-педагогической деятельности является приоритет личности реабилитанта, конфиденциальность, четкая дифференциация личностных оценок ситуаций от профессиональной диагностики, социальная активность специалиста, стремление к позитивным изменениям среды, постоянное самообразование и умение передать знания другим. Этические нормы направлены не только на объект социально-педагогическое деятельности (формирование у реабилитантов социальных компетентностей), но и на личностную сферу специалиста, его субъективное «Я». Инновационная стратегия комплексной поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с ограниченными интеллектуальными возможностями) предполагает специфическую организацию социально-педагогической деятельности. В Реабилитационной центре УСО ПНИ-10 в основе реабилитационной деятельности – личностно-ориентированный подход. В Восточно-Европейской модели православного социального служения также личностно-ориентированный подход, где важным являются
Как правило, в светском образовании личностно-ориентированный подход трактуется по концепции Якиманской И.С, как педагогический подход, обеспечивающий развитие и саморазвитие личности, исходя из выявленных индивидуальных особенностей. Реабилитационный процесс предоставляет субъекту, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентиры и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании окружающего мира, образовательной деятельности, поведении. Личностно-ориентированный (БОЛЕЕ ТОЧНО БЫЛО БЫ НАЗЫВАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД) подход развивает уникальные личностные качества. Индивидуализация предполагает особый подход для каждого реабилитанта, применение своей и только своей индивидуализированной системы социально-педагогического сопровождения, основанной на всестороннем, динамичном и комплексном (предполагающем сопоставление данных, полученных различными специалистами) изучении характерных признаков каждого реабилитанта. Педагогическая помощь и поддержка строится на принципах диалогичности, поддержке индивидуального развития, свободы для самостоятельного решения и выбора реабилитанта. По Ухтомскому, человек мыслится в постоянном процессе становления, прежде всего духовного, а психологическая доминанта понималась Ухтомским Учение о доминанте стало основой формирования Ухтомским единой философско-мировоззренческой концепции человека, разработанной им на стыке различных наук: философии, психологии, физиологии, социологии и этики. Создание у обучающихся доминантной установки-мотивации на самосовершенствование поможет решить многие сегодняшние проблемы образования и воспитания. Философия доминанты Ухтомского закладывает основы системного подхода к анализу деятельности человека. Слиянное общение, совокупная деятельность педагога и обучающегося (она же предметная, она же коммуникативная) действительно представляет собой генетически исходную единицу психики, клеточку развития – собеседование и сотрудничество. Доминанта на лицо другого, живое собеседничество предполагает понимание. Педагогу следует быть «человеком всепонимания» (О. Мандельштам). Понимание у Ухтомского соседствует с любовью. Любовное понимание – у Бахтина М.М. сочувственное понимание. Для преодоления профессиональных разочарований (а возможно и неприязни к клиентам РЦ), профессионального выгорания, следует использовать архетипический подход, - и видеть в клиентах нечто большее, чем мы сейчас можем усмотреть, некий образ или архетип. Этот подход является наиболее стабильно мотивирующим для социального педагога РЦ, где проходят реабилитацию лица с ограниченными возможностями здоровья. Немаловажно и аскетическое (в православной традиции) делание своей души – необходимая ступень для работы социального педагога, если она воспринимается как социальное служение. Аскетический образ жизни ведет человека к духовной независимости от власти мира, выражает «духовную крепость личности в противостоянии соблазнам мира, личность порабощающим» (Бердяев Н.А.). Духовное, нравственное совершенствование – первая и главная ступень социального служения или деятельности специалиста социономической профессии.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Преодоление трудностей в обучении детей через применение игровых технологий Развитие гибкости у школьников разных возрастных категорий 5 причин, почему ребёнок не хочет учиться "Диалог поколений" - как понять детей, представляющих другие поколения Что делать родителю, если у ребенка нет друзей. Как помочь и как не навредить? |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены