РАЗРАБОТКИ
|
Мастер-класс: Приемы активизации познавательной деятельности учащихсяГригорьева Ольга Михайловна Здравствуйте, уважаемые коллеги, рада видеть вас на своём мастер классе «ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ» Хотелось бы начать свой мастер класс с таких слов: «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей» Д. Пойа. Поделюсь с вами своим, хотя и небольшим опытом. Презентация педагогического опыта (2 минуты) Учитель: На протяжении 5 лет я, работаю в должности учителя начальных классов, причем классы интегрированные: с разным уровнем знаний, разным уровнем мотивации, разным подходом к обучению. В процессе работы меня всегда интересовал вопрос: «Как обеспечить учение с увлечением?», какие методы работы использовать для того, чтобы ребенок не просто усваивал поток информации, полученный от учителя, но и научился самостоятельно получать знания, научился хотеть учиться. Анализ теории обучения и результатов собственной практической деятельности привёл к следующему выводу: для обеспечения процесса обучения в начальных классах с увлечением целесообразно использовать развивающие методы обучения и инновационные технологии. В таблице № 1 представлены технологии, которые я применяю в своей работе. Традиционные технологии
Инновационные технологии
В своей работе я регулярно использую комплекс психологических методик для определения познавательной самостоятельности учащихся, мотивации к творческой деятельности, творческого мышления, готовности к творческой самореализации. Провожу анкетирование учащихся по выявлению мотиваций к изучению предмета. Опыт моей работы показал, что учащиеся проявляют наибольший интерес к выполнению практических действий на уроке и во внеурочной деятельности. В связи с этим уделяю большое внимание исследовательской работе учащихся. На своих уроках использую приемы, позволяющие активизировать познавательную активность учащихся. С некоторыми из них я вас сегодня и познакомлю. В связи с ростом познавательной активности, мои ученики участвуют в конкурсах, занимают призовые места. За последний год имеем 15 призовых мест в предметных олимпиадах, 5 призовых мест за внеурочную деятельность по предмету. Представление системы учебных занятий. (2 мин) Развитие познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера. Необходимо использовать педагогические приемы, возбуждающие мыслительную активность школьников и способствующие поддержанию их внимания. Дети испытывают чувство восторга при изучении нового материала, им свойственно восторженное восприятие новых идей. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивление. А иногда удивительное не просто привлекает внимание «здесь и сейчас», но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. В классах должно быть больше радости! Добиться этого помогает следующие приемы:
Мотивация. Имитационная игра. (10 минут) Сейчас разными методиками ТРИЗ я попробую вовлечь вас в образовательный процесс. У каждой группы своя задача, решение вы должны придумать сами. Все задачи достаточно просты, по окончанию работы вы представите решение. По группам Группа 1
В начале урока учитель приводит удивительный факт, загадку, решение которой будет открыто на уроке при работе над новым материалом Например: Я расскажу вам правдивую и удивительную историю! В 1896 году в Екатеринбурге один крестьянин построил большой бревенчатый дом. Потом обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями и на глазах у многочисленной публики облил керосином и поджег! В результате этой акции он значительно разбогател! Вам необходимо догадаться как это могло произойти? Участники мастер- класса выдвигают свои версии. Ответ ( Крестьянин изобрел противопожарный раствор. Построил и поджег дом на торгово-промышленной выставке, сделав тем самым прекрасную рекламу своему изобретению.) Группа 2
Проблемная ситуация №1: Одной крупной престижной фирме понадобился для работы руководитель отдела. Фирма объявила конкурс на место руководителя. Всем претендентам было предложено решить проблемную ситуацию. Тысячи людей пытались разрешить предложенную проблему но лишь одному это оказалось под силу. Участникам мастер- класса предлагается попытаться ее решить. Представьте себе, что вы мужчина и едете поздним вечером в двух местном автомобиле. Идет дождь. На дороге вы замечаете фигуры 3 человек. Останавливаете машину и видите:
Вам необходимо сделать выбор, причем забрать вы можете только 1 человека! Участники мастер- класса выдвигают свои версии. Правильный ответ, который практически никому в голову не приходит: Необходимо выйти из машины, посадить друга за руль, отдать ему ключи от машины. На второе сиденье посадить бабушку. Самому остаться с девушкой. Друг отвезет бабушку и вернется к вам на остановку! Группа 3 Еще один яркий пример. Проблемная ситуация №2 Вам предлагают за 1 млн.долларов спрыгнуть с самолета без парашюта. Вы смогли бы это сделать? Организуется дискуссия о ценности жизни денежных средств. Ответ: да, если самолет стоит на земле. Благодарю вас за работу, а теперь перейдем к основой работе.
Основная работа. Моя задача– включить в активную работу по своему предмету каждого ребенка, чтобы каждому было интересно, чтобы каждый за 45 минут урока прожил маленькую жизнь сопряжения с другими, а не просто считал минуты до звонка. Поэтому я стараюсь предоставить каждому ученику возможность испытать свои силы в разнообразной по форме, содержанию и направленности, совместной деятельности с учетом его индивидуальности и выбора, используя при этом различные современные образовательные технологии. К сожалению у учителей не всегда имеется возможность выхода в интернет, катастрофически не хватает времени на подготовку дома, тогда главным помощником становится учебник. Работа с учебником именно на уроке, под руководством учителя, позволяет использовать его не только как источник информации, но и как средство для формирования учебных навыков. Таких, как умение самостоятельно получать знания, находить и выделять главное, систематизировать и фиксировать мысли в виде планов, конспектов, схем, таблиц и опорных конспектов, которые облегчают формирование приемов сравнения и обобщения. Я предлагаю от дохнуть и посмотреть отрывок из мультфильма. ПРОСМОТР фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков» Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о замечательном сокровище, бывает, что не всегда ценим и бережём её. А как же наши дети относятся к книге и учебной в частности? Ответ может быть однозначен: приблизительно так, как главный герой мультфильма «В стране невыученных уроков» Витя Перестукин. Хотя мультфильму много лет, но и сегодня вопросы обучения и воспитания, которые поднимаются создателями мультфильма очень актуальны и даже предлагаются пути решения проблемы. Оставим героев мультфильма и определим цель и задачи нашей встречи. Цель: ознакомить учителей с различными приемами активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. Задачи:
В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Здесь роль школьного учебника просто незаменима. Чтобы сократить время изучения уже знакомых тем, систематизировать полученные знания я применяю методику «Взаимопередачи тем» Поскольку учащиеся упорно не хотят и не умеют работать с учебником, данная методика учит работать в команде, где основным источником знаний служит учебник. Добыв информацию именно из него (без помощи учителя) ученики мало того что должны изложить материал, но и научить других детей. По мнению известных педагогов Д. Д. Зуевой, М. Н. Скаткиной, И. Д. Зверевой и других, учебник – это самоучитель, основной источник знаний, выполняющий многие функции: информационную, систематизирующую, закрепления и самоконтроля, самообразования, интегрирующую, мотивационную и т. д. «Первая задача при чтении – это уяснить себе и усвоить отчёт, прочитанный материал. Вторая задача – продумать прочитанное. Третья – сделать из прочитанного необходимые для памяти выписки. И, наконец, четвёртая задача – это дать себе отчёт, чему новому научила прочитанная книга…». Сформулированные Н. К. Крупской правила не утратили своего значения и в наши дни. Структура работы по методике «Взаимопередачи тем» Ученик самостоятельно изучает теоретический материал (для гуманитарных наук — объемом примерно 3-5 листов; для точных наук — 1-3 листа). Затем он должен объяснить ее другим учащимся. Те, в свою очередь, передадут ему свои знания. Все изученные темы будут сдаваться учителю, чтобы минимизировать возможные ошибки и пробелы в обучении. Итак мы сейчас с вами представим себя учениками и в группах изучим заранее подготовленный материал по теме мастер класса. Благодаря этой методике не только я смогу передать вам свой опыт, но и вы научите друг друга продуктивной работе с учебником. Все полученные знания мы занесем с вами в таблицу. Работа в группах Представление знаний Финальная таблица
"Читать - это еще ничего не значит: что читать и как понимать читаемое - вот в чем главное дело". Итак, мы с вами сейчас в течение 10 минут апробировали прием «взаимопередачи тем», каждый из вас принимал активное участие и составил для себя краткий конспект-таблицу. Данный прием активизирует работу учащихся, так как:
По новым ФГОС учитель должен научить детей приемам самостоятельного познания и практической деятельности. Учитель побуждает ребят проводить исследования, самостоятельно мыслить и анализировать, используя разнообразные образовательные технологии и методы обучения, и стратегия взаимопередача тем — одна из наиболее удачных. Рефлексия. Приём «Незаконченное предложение» Подводя итог, я бы хотела, чтобы каждый ответил на следующие вопросы:
Конец Закончить свой мастер-класс я бы хотела такими словами. «То, что я хочу познать -это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка может вырастит яблоня!». Удачи вам!
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены