РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Мастер-класс: Приемы активизации познавательной деятельности учащихся

Григорьева Ольга Михайловна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г.Котовска

Здравствуйте, уважаемые коллеги, рада видеть вас на своём мастер классе «ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ»

Хотелось бы начать свой мастер класс с таких слов: «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей» Д. Пойа.

Поделюсь с вами своим, хотя и небольшим опытом.

Презентация педагогического опыта (2 минуты)

Учитель: На протяжении 5 лет я, работаю в должности учителя начальных классов, причем классы интегрированные: с разным уровнем знаний, разным уровнем мотивации, разным подходом к обучению.

В процессе работы меня всегда интересовал вопрос: «Как обеспечить учение с увлечением?», какие методы работы использовать для того, чтобы ребенок не просто усваивал поток информации, полученный от учителя, но и научился самостоятельно получать знания, научился хотеть учиться.

Анализ теории обучения и результатов собственной практической деятельности привёл к следующему выводу: для обеспечения процесса обучения в начальных классах  с увлечением целесообразно использовать развивающие методы обучения и инновационные технологии. 

В таблице № 1 представлены технологии, которые я применяю в своей работе.

Традиционные технологии

  • Объяснительно-иллюстративного обучения
  • Демонстрационного эксперимента
  • Технология крупно-блочного изучения
  • Лекционно-семинарско-зачётная система

Инновационные технологии

  • Развитие критического мышления
  • Теория решения изобретательских задач
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Проблемного обучения
  • Внутриклассной дифференциации
  • Технологии коллективного обучения
  • Информационно-коммуникационные

В своей работе я регулярно использую комплекс психологических методик для определения познавательной самостоятельности учащихся, мотивации к творческой деятельности, творческого мышления, готовности к творческой самореализации. Провожу анкетирование учащихся по выявлению мотиваций к изучению предмета. Опыт моей работы показал, что учащиеся проявляют наибольший интерес к выполнению практических действий на уроке и во внеурочной деятельности. В связи с этим уделяю большое внимание исследовательской работе учащихся. На своих уроках использую приемы, позволяющие активизировать познавательную активность учащихся. С некоторыми из них я вас сегодня и познакомлю.

В связи с ростом познавательной активности, мои ученики участвуют в конкурсах, занимают призовые места. За последний  год имеем 15 призовых мест в предметных олимпиадах, 5 призовых мест за внеурочную деятельность по предмету.

Представление системы учебных занятий. (2 мин)

Развитие познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.

Необходимо использовать педагогические приемы, возбуждающие мыслительную активность школьников и способствующие поддержанию их внимания. Дети испытывают чувство восторга при изучении нового материала, им свойственно восторженное восприятие новых идей.

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивление. А иногда удивительное не просто привлекает внимание «здесь и сейчас», но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. В классах должно быть больше радости!

Добиться этого помогает следующие приемы:

прием

 

технология

 

содержание

 

«Отсроченная отгадка»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

 

приводится удивительный факт, загадку, решение которой будет открыто на уроке при работе над новым материалом

 

«Лови ошибку»

 

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

намеренно допускаются ошибки в решении задачи, учащимся необходимо найти ее и устранить

«Найди верное решение»

 

Проблемное обучение

 

учитель создает проблемные ситуации, ставит перед учащимися познавательные задачи

 

«Отгадай крылатую фразу»

 

Коллективного обучения

 

группы работают над разными заданиями, решая общую задачу

 

«Открой новую величину»

 

Коллективного обучения

 

Группы работают над одним заданием, решая общую задачу

 

Мотивация.

Имитационная игра. (10 минут)

Сейчас разными методиками ТРИЗ я попробую вовлечь вас в образовательный процесс. У каждой группы своя задача, решение вы должны придумать сами. Все задачи достаточно просты, по окончанию работы вы представите решение.

По группам

Группа 1

  • «Отсроченная отгадка». ( ТРИЗ- технология решения изобретательских задач).

В начале урока учитель приводит удивительный факт, загадку, решение которой будет открыто на уроке при работе над новым материалом

Например:

Я расскажу вам правдивую и удивительную историю! В 1896 году в Екатеринбурге один крестьянин построил большой бревенчатый дом. Потом обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями и на глазах у многочисленной публики облил керосином и поджег! В результате этой акции он значительно разбогател! Вам необходимо догадаться как это могло произойти?

Участники мастер- класса выдвигают свои версии.

Ответ ( Крестьянин изобрел противопожарный раствор. Построил и поджег дом на торгово-промышленной выставке, сделав тем самым прекрасную рекламу своему изобретению.)

Группа 2

  • «Найди верное решение» (проблемное обучение)

Проблемная ситуация №1: Одной крупной престижной фирме понадобился для работы руководитель отдела. Фирма объявила конкурс на место руководителя. Всем претендентам было предложено решить проблемную ситуацию. Тысячи людей пытались разрешить предложенную проблему но лишь одному это оказалось под силу.

Участникам мастер- класса предлагается попытаться ее решить.

Представьте себе, что вы мужчина и едете поздним вечером в двух местном автомобиле. Идет дождь. На дороге вы замечаете фигуры 3 человек.

Останавливаете машину и видите:

  1. Старую больную старушку, которую необходимо срочно отвезти в больницу, причем, если вы это не сделаете- она умрет.
  2. Девушку своей мечты, причем, если вы не возьмете ее в машину, то больше никогда не встретите.
  3. Самого лучшего друга, которого не видели много лет, если вы его не подвезете, то ваша дружба прекратится.

Вам необходимо сделать выбор, причем забрать вы можете только 1 человека!

Участники мастер- класса выдвигают свои версии.

Правильный ответ, который практически никому в голову не приходит:

Необходимо выйти из машины, посадить друга за руль, отдать ему ключи от машины. На второе сиденье посадить бабушку. Самому остаться с девушкой. Друг отвезет бабушку и вернется к вам на остановку!

Группа 3

Еще один яркий пример. Проблемная ситуация №2

Вам предлагают за 1 млн.долларов спрыгнуть с самолета без парашюта. Вы смогли бы это сделать?

Организуется дискуссия о ценности жизни денежных средств.

Ответ: да, если самолет стоит на земле.

Благодарю вас за работу, а теперь перейдем к основой работе.

 

Основная работа.

Моя задача– включить в активную работу по своему предмету каждого ребенка, чтобы каждому было интересно, чтобы каждый за 45 минут урока прожил маленькую жизнь сопряжения с другими, а не просто считал минуты до звонка. Поэтому я стараюсь предоставить каждому ученику возможность испытать свои силы в разнообразной по форме, содержанию и направленности, совместной деятельности с учетом его индивидуальности и выбора, используя при этом различные современные образовательные технологии.

К сожалению у учителей не всегда имеется возможность выхода в интернет, катастрофически не хватает времени на подготовку дома, тогда главным помощником становится учебник.

Работа с учебником именно на уроке, под руководством учителя, позволяет использовать его не только как источник информации, но и как средство для формирования учебных навыков. Таких, как умение самостоятельно получать знания, находить и выделять главное, систематизировать и фиксировать мысли в виде планов, конспектов, схем, таблиц и опорных конспектов, которые облегчают формирование приемов сравнения и обобщения.

Я предлагаю от дохнуть и посмотреть отрывок из мультфильма.

ПРОСМОТР фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков»

Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о замечательном сокровище, бывает, что не всегда ценим и бережём её. А как же наши дети относятся к книге и  учебной в частности?

Ответ может быть однозначен: приблизительно так, как  главный герой мультфильма «В стране невыученных уроков» Витя Перестукин. Хотя мультфильму  много лет, но и сегодня вопросы обучения и воспитания, которые поднимаются создателями мультфильма очень актуальны и даже предлагаются пути решения проблемы.

Оставим героев мультфильма и определим цель и задачи нашей встречи.

Цель: ознакомить учителей с различными приемами активизации познавательной деятельности учащихся на уроке.

Задачи:

  • Показать применение методик ТРИЗ
  • Выявить новые (забытые) методы работы с учебниками
  • Познакомить с методикой «взаимопередачи тем»
  • Подвести итоги мастер класса

В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Здесь роль школьного учебника просто незаменима.

Чтобы сократить время изучения уже знакомых тем, систематизировать полученные знания я применяю методику «Взаимопередачи тем»

Поскольку учащиеся упорно не хотят и не умеют работать с учебником, данная методика учит работать в команде, где основным источником знаний служит учебник. Добыв информацию именно из него (без помощи учителя) ученики мало того что должны изложить материал, но и научить других детей.

По мнению известных педагогов Д. Д. Зуевой, М. Н. Скаткиной, И. Д. Зверевой и других, учебник – это самоучитель, основной источник знаний, выполняющий многие функции: информационную, систематизирующую, закрепления и самоконтроля, самообразования, интегрирующую, мотивационную и т. д.

 «Первая задача при чтении – это уяснить себе и усвоить отчёт, прочитанный материал. Вторая задача – продумать прочитанное. Третья – сделать из прочитанного необходимые для памяти выписки. И, наконец, четвёртая задача – это дать себе отчёт, чему новому научила прочитанная книга…». Сформулированные Н. К. Крупской правила не утратили своего значения и в наши дни.

Структура работы по методике  «Взаимопередачи тем»

Ученик самостоятельно изучает теоретический материал (для гуманитарных наук — объемом примерно 3-5 листов; для точных наук — 1-3 листа). Затем он должен объяснить ее другим учащимся. Те, в свою очередь, передадут ему свои знания. Все изученные темы будут сдаваться учителю, чтобы минимизировать возможные ошибки и пробелы в обучении.

Итак мы сейчас с вами представим себя учениками и  в группах изучим заранее подготовленный материал по теме мастер класса. Благодаря этой методике не только я смогу передать вам свой опыт, но и вы научите друг друга продуктивной работе с учебником. Все полученные знания мы занесем с вами в таблицу.

Работа в группах

Представление знаний

Финальная таблица

Номер группы

Этап

Формы работы

Приём

1

Работа до чтения текста

Автор, название, эпиграф. Прогноз.

«Банк идей (гипотез)»

2

Работа во время чтения текста

Установка. Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы. Диалог с текстом. Внимание к слову. Главная мысль. Понимание. Рефлексия.
 

Чтение с символами + - ? !

3

Работа после чтения текста

Виды информации (в художественном тексте). Использование. Переработка информации.

 

Составление схем, таблиц, вопросов

 

Зачетная карточка

 

Знакомство с материалом (изучение литературы)

Передача знаний (отчет группы по форме)

Применение полученного опыта (составление таблицы)

1 группа

 

 

 

2 группа

 

 

 

3 группа

 

 

 

"Читать - это еще ничего не значит: что читать и как понимать читаемое - вот в чем главное дело".
(К. Ушинский.)

Итак, мы с вами сейчас в течение 10 минут апробировали прием «взаимопередачи тем», каждый из вас принимал активное участие и составил для себя краткий конспект-таблицу. 

Данный прием активизирует работу учащихся, так как:

  • Учащиеся вырабатывают стратегию самостоятельного получения знаний.
  • Начинают чувствовать ответственность за своих товарищей.
  • Учатся слушать, понимать и оценивать.
  • Ученики участвуют в коллективном обсуждении проблем.
  • Учатся выстраивать продуктивные отношения и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Этот навык полезен не только на уроках, но и в жизненных ситуациях.

По новым ФГОС учитель должен научить детей приемам самостоятельного познания и практической деятельности. Учитель побуждает ребят проводить исследования, самостоятельно мыслить и анализировать, используя разнообразные образовательные технологии и методы обучения, и стратегия взаимопередача тем — одна из наиболее удачных.

Рефлексия.

Приём «Незаконченное предложение»

Подводя итог, я бы хотела, чтобы каждый ответил на следующие вопросы:

  1. Эффективными ли, на ваш взгляд, являются использованные приемы работы?
  2. Комфортно ли вам было на занятии?
  3. Хотелось бы пожелать…

Конец

Закончить свой мастер-класс я бы хотела  такими словами.

«То, что я хочу познать -это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка может вырастит яблоня!». Удачи вам!

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены