РАЗРАБОТКИ
|
Ценности отечественной культуры в духовно-нравственном развитии личностиСвиридова Л.И., Важную роль в духовно-нравственном развитии личности играют ценности отечественной культуры, прежде всего – литературы. Сейчас много говорится о негативном влиянии на детей телевидения, ориентированного на получение прибыли. Трудно не заметить, что культурообразующая роль перешла к телевидению, что мыльные оперы задают духовные рамки, что весь культурный и нравственный контекст нашей жизни задаётся СМИ, что телевидение зачастую не только бездуховно, но и антиинтеллектуально. Хотя на телеэкране можно увидеть и прекрасные русские фильмы, и интересные передачи. Но ведь всё это хорошее надо выбирать по крупицам, со знанием дела, надо иметь желание искать и смотреть образцы высокой культуры. А для этого требуется соответствующее воспитание, позволяющее отделять «зёрна от плевел», система жизненных ценностей и примеров, которые ориентируют не такой выбор. Именно уроки литературы призваны дать такие ориентиры, помочь освоить и усвоить (то есть сделать своей) систему духовно - нравственных жизненных ценностей, ведь предмет литературы М.Горький не зря назвал человековедением, а сами уроки литературы Твардовский определил как уроки нравственного прозрения. Целью моей работы на уроках литературы является усвоение учащимися системы духовно-нравственных общечеловеческих и отечественных ценностей, развитие личности учащихся на базе этой системы. Русская классическая литература ставит фундаментальные вопросы бытия, исследует изначальные нравственные основы человеческой жизни, ищет исходные духовные ориентиры, высшие и безусловные законы существования. Литературные произведения предоставляют много материала для духовно - нравственного воспитания учащихся. Готовясь к уроку, я прежде всего перечитываю произведения и дополнительную литературу и нахожу этот материал. Это могут быть библейские сюжеты, эпиграфы или цитаты из Библии, притчи. Так, изучая повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель», обращаем внимание на детали - картинки на стенах домика Самсона Вырина, изображающие историю блудного сына, и всю историю жизни Дуни рассматриваем в контексте «Притчи о блудном сыне». А когда мы читаем рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма», восьмиклассники уже самостоятельно проводят параллели между «блудным сыном» - Дуней Выриной и Настей, главной героиней рассказа, «блудной дочерью», занятой суетными делами и забывшей о главном - о моральном долге перед матерью. Ученики не только отмечают нравственные болезни «блудных детей» - чёрствость, невнимательность, неблагодарность, нежелание построже спросить с себя, но и задумываются о своём отношении к родителям. Урок литературы - это не только встреча с литературным произведением, но и встреча с самим собой, урок - размышление, когда ученик отвлекается от суеты повседневного, задумывается над вечными вопросами, ищет ответ на вопрос о смысле жизни и на другие вечные вопросы. На первый взгляд, кажется, что на уроках - лекциях, которые я провожу, знакомя детей с жизнью и творчеством писателей и поэтов, нет никакой деятельности учащихся - они лишь воспринимают готовую информацию. На самом деле идёт незримая, напряжённая внутренняя духовная работа, информация переосмысливается с личностных позиций. В результате взаимодействия с учителем, художественным текстом и другими учениками рождается личностный опыт ученика. Ценности человечества, в том числе духовно - нравственные, как бы заново рождаются в опыте личности, присваиваются ею, обретают личностный смысл. Постигая душу литературного героя, анализируя его добрые поступки и безнравственные, его заблуждения, ребёнок познаёт самого себя, учится делать нравственный выбор. Но для этого его нужно научить различать добро и зло, дать понятие о нравственных качествах - положительных и отрицательных. Эту работу начинаю с пятого класса. С первых уроков литературы учу давать характеристику литературному герою, сравнивать разных героев устно и письменно. Часто (например, в «Муму» И.С. Тургенева) психология персонажей раскрывается лишь через действие, автор ничего не объясняет, предоставляя читателю многое додумать и осмыслить, то есть требуя от него интенсивной работы души, чуткого, вдумчивого, «медленного» чтения. Я считаю чтение вслух исключительно важным средством развития личности учащихся, ведь по сути - это творческий акт, в котором процесс развития школьника направлен на воспроизведение исторически оформившихся человеческих свойств и способов поведения через освоение культурных ценностей и модели культуры в целом. Поэтому на моих уроках постоянно звучит художественный текст, его приходится перечитать не один раз, чтобы определить авторское отношение к герою или найти ответ на вопрос. Учу учащихся читать «между строк», понимать подтекст произведения. Русская литература, базируясь на фундаменте Православия, неизменно утверждала высшие нравственные ценности, призывала к подвигу веры и любви, к отречению от эгоизма, к самоотверженному служению людям, то есть провозглашала основополагающие принципы христианского гуманизма. Русский человек всегда имел в качестве идеала-инока, служащего верховному идеалу. Отсюда-душевная красота и доброта, удивительная открытость, всемирная отзывчивость, которая отличает героев Пушкина и Тургенева, Достоевского и Лескова, Бунина и Шмелева. Лучшие образы, созданные этими писателями,-лишь подражание идеалам русской святости. Так, например, на уроке, посвященном анализу эпизода рассказа Н.С. Лескова «Человек на часах», учащиеся определяли основную проблему эпизода и рассказа в целом, характер конфликта, способы выражения авторского отношения, искали ответ на вопрос: « Можно ли отнести Постникова к праведникам?» Без знания Библии нельзя понять творчество Ф.М.Достоевского, его роман «Преступление и наказание». Раскольников убивает, нарушая библейскую заповедь «не убий», а потом говорит: «Я же не старуху убил, я себя убил».
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены