РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Читательская компетентность младших школьников

Гурова Наталия Николаевна
учитель начальных классов
первой категории
МАОУ СОШ №1
г. Тамбова

Воспитывать интерес к чтению, вдумчиво читать, а не только запоминать, воспитывать культуру чтения, неутолимую потребность в нём, развивать способность эстетического восприятия художественной литературы – вот те сложные и необыкновенно важные задачи литературного образования, которые стоят сегодня перед начальной школой. Если прежде учащиеся должны были обладать определенными знаниями, умениями и навыками, то теперь предлагается новый критерий измерения результатов обучения – компетентность.

Читательская компетентность – это совокупность знаний, умений, навыков позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, предоставленную в звукобуквенной форме, успешно использовать её в общественных и личных целях. Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты.

Никому любовь к книге не давалась с рождения. Так не бывает, чтобы ребёнок, придя в школу, овладев техникой чтения, полюбил книгу настолько, что она бы вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало бы интересным. Как же учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Каждая книга должна прийти к ребёнку в определённом возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться.

Всегда перед набором первоклассников очень волнуюсь, и вовсе ни потому, что боюсь не научить их складывать буквы в слова, «бегать глазами по строчкам» с определённой скоростью. Боюсь, что не смогу воспитать «талантливого читателя», способного получать радость от чтения. Поэтому выстраиваю свою работу, исходя из интересов детей.

В первые две недели определяю количество читающих и не читающих детей. Чтобы при обучении чтению в букварный период не потерять интерес тех, кто уже умеет читать. К сожалению, не во всех программах есть дополнительный учебник на этот период. Поэтому к каждому занятию предлагаю произведение для своих помощников. В начале урока дети показывают книгу, пересказывают или зачитывают отрывок из неё. С каждым уроком становится всё больше детей, желающих поделиться прочитанной книгой. Когда все дети научатся читать, мы заводим читательский дневник, где дети рисуют иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

В конце первого месяца обучения в школе я провожу классный час в библиотеке школы. С этого момента мои ученики становятся частыми гостями в ней. Велика роль библиотекаря в воспитании читателя. Нам повезло, потому что библиотекари нашей школы – творческие люди. Они нас приглашают на библиотечные часы, организуют для нас конкурсы чтецов, викторины по прочитанным произведениям.

В конце года в нашей школе проходит «Конкурс инсценированных сказок», где мой первоклассники сами предлагают сказку, распределяют роли, с помощью родителей готовят костюмы и реквизиты.

Но привитие интереса к чтению на 90% зависит от родителей. Поэтому необходимо установить своевременный и тесный контакт с родителями, ведь единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей – основное условие формирования ребенка – читателя в семье. Следовательно, при работе над формированием интереса к чтению у детей, нельзя без планирования работы с родителями в данном направлении. Воспитать любовь к чтению и книге помогают родительски собрания «Роль чтения в жизни ребенка», «Правильное чтение - залог успешного обучения учащегося».

Работа с книгой богата как по форме, так и по содержанию. Долг каждого педагога – научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать ее. Это лучший подарок, который мы можем сделать.

Использованная литература

  1. Светловская Н. Н. Закономерности формирования учащихся-читателей. М.; Просвещение, 1991.
  2. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М., Просвещение, 1994
  3. Авдеева А. В., Молькова М. В. Формирование читательской компетенции младших школьников // Молодой ученый. 2015. №22.1. С. 44-46.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены