РАЗРАБОТКИ
|
Информационная карта инновационного опыта "Формы организации коллективной познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы"
Информационная карта инновационного опыта
|
I. Общие сведения
|
Ф.И.О. автора опыта
|
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес
|
Должность
|
Стаж работы в должности
|
Земскова Любовь Васильевна
|
МОУ Новодевиченская СОШ Ельниковского муниципального района Республики Мордовия
|
Учитель русского языка и литературы
|
7
|
II. Сущностные характеристики опыта
|
Тема инновационного опыта
|
Формы организации коллективной познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.
|
1.Аактуальность и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса
|
Актуальность этой темы вытекает из реалий сегодняшнего дня. Несмотря на внедрение в классно-урочную систему различных технологий развивающего обучения всё же присутствует некий "дефицит общения" детей. Как показывает практика, потребность в том, чтобы ребенка выслушали очень велика, поэтому в силу ряда причин: нехватки времени на уроке, индивидуальных особенностей некоторых детей (молчаливости, замкнутости, а порой неуверенности в правильности своего суждения) активность ребёнка гасится.
Целью моей педагогической деятельности является раскрытие внутреннего потенциала каждого ученика (будь то самый нерадивый ученик).
Основные задачи, которые я ставлю сегодня перед собой при организации обучения - это формирование у учащихся умения и желания учиться, работать в команде; способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Организация коллективной познавательной деятельности важна для более эффективного проведения уроков русского языка и литературы. Данная форма работы сегодня особо актуальна, так как нам необходимо вооружить ученика теми универсальными учебными действиями, которыми он сможет воспользоваться при самостоятельном познании, при решении новых учебных задач.
|
2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
|
Изучив особенности и методику организации групповой работы на уроке, я пришла к выводу, что в логике построения учебного процесса в форме групп возможно создание условия для формирования коммуникативного взаимодействия школьников.
Переход на новый образовательный стандарт требует определенной методической и психологической перестройки. Именно разнообразие организационных форм поможет росту творческого потенциала, познавательных мотивов детей. В познавательной деятельности ученик быстрее научится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Создание благоприятных условий для формирования коммуникативных действий учащихся, возможность проявить индивидуальность, каждому предоставить время выразить своё мнение, поделиться впечатлениями учебной деятельности-это и определило проблематику описания моего педагогического опыта.
Работа в паре, в группе, в команде развивает коммуникативные способности, формирует опыт коммуникативного взаимодействия, а именно: контактность, терпимость, партнёрство, диалогичность, умение защитить свою позицию, формирует навыки лидерства и подчинения , что весьма актуально в свете внедрения Стандартов второго поколения.
|
3. Теоретическая база опыта
|
Теоретической базой явились следующие источники:
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. М.: Учитель, 2003..
- С.Танцоров. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. – Рига: Педагогический центр ''Эксперимент'', 1997г.
- Г.А.Цукерман. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993 г.
- Юркевич В.С. К вопросу о познавательной потребности у школьников.М.:Просвещение,2001 г.
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991.
- Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под. ред. И.Б. Первина. -М.: Педагогика, 1999 г.
- Юркевич В.С. К вопросу о познавательной потребности у школьников.М.:
Просвещение,2001.
- Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. - М.: Просвещение, 1997.
- Поливанова Н.И., Ривина И.В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности //Психологическая наука и образование. — 1996. — № 2.
- Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. - М.: Просвещение, 1988 г.
Интернет-ресурсы:
- http://standart.edu.ru
- www.moi-universitet.ru
- http://bibliofond.ru
- http://www.philology.ru/
- http://metodsovet.su
|
4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения
|
Групповую работу можно организовать на любом этапе урока. Например, на этапе открытия новых знаний учащиеся формируют гипотезу и предоставляют доказательства, на этапе самостоятельной работы применяют знания. Использование групповой работы предполагает размещение рабочих мест так, чтобы дети видели лица друг друга.
Возможны несколько вариантов работы:
- работа в малых группах(в паре, обычно с соседом по парте);
- в четвёрках (объединяются учащиеся первой и второй парт);
- работа в большой группе (объединяются учащиеся по 5-6 человек, не более).
Учебное взаимодействие выстраиваю по схеме: ученик-учитель, ученик-учитель- ученик, ученик-ученик. Такая схема работы помогает достигать необходимого качественного уровня личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
На своих уроках применяю различные формы организации учебной деятельности, что позволяет каждому школьнику активно участвовать в обсуждении, контроле, оценке, планировании, рефлексии.
Применяя принцип деятельностного подхода, мы понимаем, что обучение- это совместная деятельность учителя и учащихся и основано на началах сотрудничества и взаимопонимания.
|
5. Анализ результативности
|
В результате совместной групповой работы у ребёнка формируются такие компетентностные умения как:
- умение работать в группе, принимать совместное общее решение, улаживать разногласия, договариваться, выполнять взятые обязательства;
- умение адаптироваться в новой группе;
- умение не только войти в коллектив, но и внести свой вклад в работу группы;
- умение проанализировать результат совместной групповой работы (что получилось, что не получилось и почему).
Групповая форме деятельности решает именно те задачи, которые требует от нас новый образовательный стандарт:
- понимание каждым учащимся того, что он не сможет достичь успеха один, если успеха не достигнут остальные;
- развитие коммуникативных способностей, умения помогать друг другу в выполнении задач как учебных, так и жизненных;
- воспитание ответственности за персональный вклад в коллективный результат;
- формирование действия самооценки и взаимооценки при подведении итога результатов работы всего коллектива и своего собственного.
Главное, чтобы атмосфера в группе была доброжелательной, а между группами присутствовал дух здорового соперничества.
Организация такой работы положительно влияет на качество обучения учащихся и на развитие познавательной сферы в целом.
|
6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта
|
Стоит помнить, что организация групповой работы на уроке – процесс трудоемкий, порою не сразу дающий результаты, потому что на развитие умения работать в коллективе на первых этапах уходит не мало времени, поэтому педагогу, начинающему работать с этим методом организации учебной деятельности, необходимо запастись терпением.
Учителю следует знать и помнить ошибки, которые приведут к отрицательным результатам групповой работы:
- недопустима группа из одинаковых по интеллектуальному развитию учеников;
- нельзя принуждать к совместной работе учеников, если они не хотят;
- нельзя надолго занимать детей совместной деятельностью (до 15 минут в 5 классе);
- нельзя требовать абсолютной тишины во время работы в группе;
- нельзя наказывать лишением права участвовать в работе группы.
Большое значение в результативности групповой работы имеет оценивание. На первом этапе рекомендуется давать оценку умению сотрудничать, позже добавить результативность, потом умение «придумывать» аналитические вопросы.
|
7. Адресные рекомендации по использованию опыта
|
Материалы из опыта работы опубликованы на сайте: http://www.proshkolu.ru
Данный опыт предъявлен участникам республиканской научно-практической конференции, коллегам районного методического объединения учителей русского языка и литературы и на педагогическом совете.
Данной информацией могут воспользоваться педагогические работники общеобразовательных учреждений, преподающие не только русский язык и литературу, но и другие предметы.
Опыт может быть использован как частично, с применением на отдельных этапах урока, так и комплексно – при изучении тем и разделов курса.
|
8. Наглядное приложение: конспект открытого урока / занятия, видеозапись урока
Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующие основные формы и приемы работы с детьми.
|
Рабочие программы, разработки занятий, дидактический материал, презентации к урокам.
|
В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.
Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
|