РАЗРАБОТКИ
|
Использование технологии развития критического мышления чтения и письма как средство развития познавательной активности младших школьниковБандоим Светлана Александровна Д. Ушинский писал: «Учение лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями». «Не убить» желание учиться, сделать процесс обучения интересным, повысить мотивацию учеников, активизировать их познавательную активность и мыслительную деятельность, добиться высокой успеваемости качественных знаний – моя задача как учителя. Я стремилась и стремлюсь каждый этап урока и уроки в целом сделать привлекательными и интересными, используя инновационные технологии. Особо универсальной и практичной считаю технологию развития критического мышления. Отсутствие предметных, возрастных ограничений являются определяющим, так как, будучи учителем начальных классов, преподавая в одном классе несколько предметов, хочется владеть именно такой универсальной технологией обучения. Несомненно, выбор этой технологии определили и такие отличительные черты, как практико-ориентированный характер обучения, возможность одновременного решения задач развития, обучения и воспитания, ориентация на сотрудничество участников образовательного процесса. Данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию. Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали, которые использую на своих уроках. Одним из них является составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Последовательность действий проста и логична: посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы [ 4, с.173]. В работе над кластерами я придерживаюсь следующих правил:
Пример использования метода кластера на уроках русского языка при изучении темы «Глагол» Выделяем центр – это наша тема (например, «Глагол»), от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы («Признаки глагола – постоянные и непостоянные»), а от них соответствующие термины, понятия («Глагол, его грамматические признаки и т.д.). Этот приём можно использовать на всех стадиях урока. Для формирования навыков работы с источниками я часто использую приём инсерт. В процессе чтения текста ученик карандашом или маркером делает пометки на полях: “V” - уже знал, «+» - новое, «-» - думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы. Широкое применение находит этот приём на уроках окружающего мира. Прием «Верите ли вы, что…» применяю на стадии вызова. Перед каждым учеником карточка с таблицей , где записаны утверждения по теме утверждениями. Учитель задает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка останется пустой. На примере урока окружающего мира при изучения темы «Горы». Утверждения по теме:
В течение урока ученики будут обращаться к таблице и видеть, насколько были правы. Уроки литературного чтения дают мне возможность варьирования приёмов ТРКМ: «чтение с остановками» - прогнозирование текста, «Дерево предсказаний» - предположения по поводу развития сюжетной линии. «читательский отклик» - комментарии к прочитанному тексту, впечатления, «чтение и суммирование в парах», ведение «бортового журнала». Пример использования приёма «ведение бортового журнала» на уроке литературного чтения при изучении басен Л.Н.Толстого «Лев и мышь» и «Отец и сыновья». Заполнение «Бортового журнала» исследователя литературных произведений
Широкие возможности для более глубокого осмысления изучаемого материала даёт применение приёма «Толстые-тонкие вопросы». «Тонкие» вопросы - ответ на них находится в изучаемом учебном материале. «Толстые» вопросы – ответ на них предполагает поиск других источников информации. Прием «Толстый и тонкий вопросы» я применяю в следующих обучающих ситуациях: для организации взаимоопроса (после изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом), для начала беседы по изучаемой теме (после небольшого вступления просим учащихся сформулировать хотя бы по одному вопросу в каждую графу, тем самым основные направления изучения темы, которые интересуют учащихся) и для определения вопросов, оставшихся без ответа после изучения темы.Также практикую приём «Лови ошибку» ( в частности на уроках русского языка и математики). Учащиеся находят («ловят») ошибки, допущенные учителем (например, слова с орфографическими ошибками). Технология развития критического мышления подразумевает развитие аналитических, познавательных и творческих способностей учащихся. Этому способствует применение таких приёмов ТРКМЧП как приём ассоциации, «РАФТ», «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»). Пример применения приёма « Ромашка вопросов» («Ромашка Блума») на уроке литературного чтения .
Пример использования приёма «РАФТ» на уроке изобразительного искусства по теме « Хохломская живопись». Учитель предлагает написать небольшой рассказ после изучения темы по окружающему миру «Хохломская живопись». Рассказ должен быть от имени художника , и предназначен он будет для жителей другой страны , например, Японии.Определяем четыре параметра будущего текста: Р – роль (художник); А – аудитория (кому вы будете писать – жители японии); Ф - форма – рассказ= презентация рисунков; Т – тема «Золотая хохлома». Ученики в течение 3-5 минут составляют и рассказывают рассказы об особенностях хохломской живописи и демонстрируют свои работы. Реализовать все приёмы технологии развития критического мышления в полном объёме не представляется возможным в силу возраста моих учеников, их жизненного опыта, но даже включение в работу некоторых из них способствует развитию у моих учеников таких умений, как:
Литература
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены