РАЗРАБОТКИ
|
Мониторинг обучаемости учащихся 1 классов и формирование мотивации к обучениюВо всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь. В разных источниках педагогической литературы существует несколько понятий и определений мониторинга. Более подходящим для моей работы я выбрала следующее: Мониторинг- это постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких – либо процессов по четко определенным показателям. Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ходе реализации учебной программы для повышения качества ее результатов. В 1 классе система оценивания является безотметочной лишь для ребенка, учитель же постоянно отслеживает и контролирует учебные достижения ученика. Безотметочное обучение – это иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого. Предлагаю вашему вниманию различные формы контроля и оценивания: 1. Работа с индивидуальными листами достижений. Для того, чтобы учащиеся видели свой рост, а родители ощутили продвижение в обучении и развитии ребенка, можно вести «Листы индивидуальных достижений» по предметам. Именно они помогают выявить индивидуальную динамику качества усвоения предмета ребенком и не допускают сравнения его с другими детьми. Данный лист достижений хранится у учителя, заполняется им в течение учебного года, а затем вкладывается в портфолио обучающихся. По нему достаточно просто отследить динамику освоения как предметных, так и личностных и метапредметных умений и навыков. Форма фиксации учебных достижений учащихся при безотметочной системе обучения
Учебные достижения учащихся в таблицах можно отмечать в баллах либо процентах. 2. Рубежный контроль по четвертям, итоговая диагностика уровня обученности в конце года помогают отслеживать все продвижения и достижения учащихся, видеть их слабые и сильные стороны, анализировать результативность обучения, оценить эффективность учебного процесса. 3. Таблицы метапредметных результатов дают возможность педагогу вовремя скорректировать универсальные способы деятельности, которые учащиеся применяют, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. 4. Формирование «портфолио» ученика, оформление учебных, спортивных и творческих успехов. Просматривая последовательность своих работ в течение года, ребенок учится анализировать свою деятельность, объективно оценивать свои возможности и находить пути преодоления трудностей. Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие инициативные проявления. Важно создавать в классах временные специальные выставки «Наши достижения». Творческие работы, которые не подлежат оцениванию, могут храниться в «Портфеле достижений ученика». Портфолио позволяет учащемуся продемонстрировать все возможные виды своих достижений (результатов), достигнутых за определенный период не только в процессе обучения, но и в более широком социальном контексте 5. Использование знаковой символики при фиксировании степени усвоения учащимися учебного материала. Учебная и внеурочная деятельность в нашей школе, предусматривает ежеурочную рефлексию и самооценку своей деятельности на уроках. С действием контроля и самооценки ученики встречаются буквально с первых уроков. Сначала им предлагается определить, с каким настроением они заканчивают урок, день. Для этого они дорисовывают человечку рот с подходящей эмоцией. Позднее они этими значками оценивают свою работу. Так же учащиеся оценивают свою работу, закрашивая кружок на полях. Если работа выполнена без ошибок кружок закрашивается полностью, есть недочеты – половина закрашена, выполнено неверно, задание не понято – кружок не закрашен. Ученикам нравится читать в своей тетради позитивные замечания учителя типа: «Я вижу твои успехи, а ты?», «Мне приятно с тобой работать», «Вижу, что ты не забыл мои замечания», «Спасибо за труд». Иногда я предлагаю детям оценить свою работу с помощью поговорки или высказывания:
Безотметочная система оценивания выполняет следующие функции:
В первую очередь, оценка, какая бы она ни была – проявление чуткости и доброжелательности к ученику. Правила «оценочной безопасности»
Формирование положительной мотивации к учению у первоклассников. Мотивация первоклассника является сложной системой, имеющей в своей основе как биологические, так и социальные элементы. Поэтому к изучению мотивации первоклассника необходимо подходить, учитывая данные обстоятельства. Мотивы - это осознанные причины и побуждения деятельности. Мотив учебной деятельности можно определить как направленность учащегося на достижение целей собственного развития, в том числе - на приобретение знаний, умений и навыков, продиктованных его интересами, внутренними потребностями, а также внешней средой. Мотивация есть совокупность методов. Мотивация учения - комплекс факторов, определяющих мотивационную тенденцию учащегося, которая в зависимости от его образовательных намерений и внешних причин может активизировать, либо тормозить его учебную деятельность. Психолог А.К.Маркова, специально исследовавшая эту проблему, выделяет пять типов, ступеней включенности учащегося в учебную деятельность. Это следующие типы мотивации:
Структура мотивационной сферы первоклассника в процессе обучения проходит этапы формирования и становления. Это формирование представляет собой сложный процесс, происходящий как под влиянием своей внутренней работы, так и под влиянием внешних факторов окружающей среды. Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причём учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребёнок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план. Педагогические условия формирования у первоклассников положительной мотивации к учению обусловлены, в первую очередь, особенностями возраста детей, а именно:
Таким образом, педагогическими условиями, способствующими формированию у первоклассников положительной мотивации к обучению, будут являться:
Важную роль играют методы проблемно-развивающего обучения. Ведь формирование потребностей и мотивов происходит в процессе осуществления самой деятельности. Сколько бы ученик ни слышал о необходимости учиться, но если он не включился в эту деятельность, то соответствующих мотивов у него не возникает и не сформируется устойчивая мотивация . Чтобы мотивы возникли, укрепились и развились, ученик должен начать действовать. Если сама деятельность вызовет у него интерес, если в процессе её выполнения он будет испытывать яркие положительные эмоции, то можно ожидать , что у него постепенно возникнут потребности и мотивы к этой деятельности. На уроке учитель рассказывает, показывает учащимся, но всё это для некоторых детей незначимо. Они слушают и не слышат, смотрят и не видят, они заняты своей деятельностью: мечтают, думают о своём. Чтобы эти дети включились в учебную работу, надо создать стимул для усиленного процесса мышления. Таким приёмом является создание проблемных ситуаций. Очень эффективно начинать создание проблемных ситуаций с какой-либо практической работы. И если сразу после этого поставить проблемный вопрос, то такая проблемная ситуация будет толчком к началу интенсивного мышления. Коллективные формы учебной деятельности также играют значительную роль в становлении мотивации учения. Использование групповых форм обучения втягивает в активную работу даже «глухих» ребят, так как , попав в группу одноклассников , которые коллективно выполняют задание, ученик не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется осуждению со стороны товарищей. Когда ребёнок, работая коллективно в группе, находясь в общении с товарищами, наблюдает, какой интерес вызывает деятельность у ребят, как важна для них эта работа, то он сам начинает её ценить, понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе. Это способствует включению ученика в активную учебную работу, которая постепенно становится его потребностью, приводит к становлению мотивации. Для формирования устойчивой положительной мотивации важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, Надо отметить все положительные стороны , продвижения в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков. Особенно осторожно надо использовать неудовлетворительные отметки . Надо просто указывать на имеющиеся пробелы в работе, отмечая, что того-то и того-то ребёнок ещё не знает, пока не усвоил. Переступая порог школы, у детей ведущей становится учебная деятельность. Но игровая деятельность продолжается. Сущность игры заключается в решении познавательных задач, поставленных в занимательной форме. Решение познавательной задачи связано с умственным напряжением, преодолением трудностей. Это приучает ребёнка к умственному труду. Одновременно развивается логическое мышление. Усваивая или уточняя в игре тот или иной программный материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам, развивают память, внимание, учатся применять чёткую и точную терминологию, связно рассказывать, описывать предметы, называть их действия и качества, проявляют сообразительность и находчивость. В игре дети познают цвет, форму, величину, числовые и пространственные отношения предметов. В процессе игровой деятельности осуществляется физическое , эстетическое , нравственное воспитание. Выполняя правила игры , ребята приучаются сдерживаться, контролировать своё поведение, в результате чего воспитывается воля, формируется дисциплинированность, умение действовать по плану, приходить на помощь друг другу. Работая с младшими школьниками , я поняла, что использование игровых технологий на уроках , во внеурочной деятельности , особенно в 1 классе, является необходимым средством активизации познавательной деятельности учащихся, помогает создать для ребят более комфортные условия в переходный период от дошкольного детства к школьной жизни. Особенно интересно проходят уроки-экскурсии в зимний( весенний, осенний) парк ,уроки-путешествия в страну (город, на остров). С огромным удовольствием дети готовятся и участвуют в празднике «Прощай , Азбука!», сейчас мы начинаем подготовку к празднованию Нового года. Практика показывает, что использование игровых технологий открывает учащихся с неожиданной стороны, а созданная учителем атмосфера непринуждённости заинтересовывает всех детей и позволяет включить в работу даже самых робких и застенчивых Формирование положительной мотивации к обучению у первоклассников – важный аспект работы учителя начальной школы. Поэтому от его опыта, накопленного методического багажа, личной заинтересованности в работе, высокой мотивации, а также от знания возрастных особенностей детей и готовности оперативно действовать в любой учебной и воспитательной ситуации зависит успешность первоклассников в учебном и психологическом планах.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены