РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Создание условий для повышения качества, вариативности и доступности образования для детей с разным уровнем успеваемости

Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования.

Наша школа обучает детей с разным уровнем развития, и так как массовая школа не в состоянии предложить каждому школьнику индивидуальную учебную программу, то мы ищем модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.

Успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное обучение.

В настоящее время одна из ведущих тенденций в развитии начальной школы – её дифференцированное обучение.

Понятие “Дифференцированное обучение” в переводе с латинского “different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.

Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

 

Остановимся на внутриклассной дифференциации.

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.

Остановимся подробно на каждом из этапов учебного процесса при использовании разноуровневой дифференциации обучения.

1. Дифференцированная домашняя работа.

Например, на уроке математики домашнее задание дается в тетради на печатной основе. Учащиеся с высокими учебными способностями выполняют все задания, в том числе и задания со звездочкой, повышенной сложности. Учащиеся со средними учебными способностями выполняют все задания, кроме повышенного уровня, но им дается дополнительное задание к какому – либо из номеров (например, к задаче составить краткую запись). А учащиеся с низкими учебными способностями выполняют задания базового уровня.

2. Учет знаний на уроке.

На уроке русского языка даются задания по теме однокоренные слова: низкий уровень – списать слова и выделить в них корень; средний уровень – выписать из данных слов только однокоренные слова и выделить в них корень; высокий уровень – выписать из данных слов только однокоренные слова, выделить в них корень и подобрать 2 – 3 однокоренных слова к данным.

3. Текущая проверка усвоения пройденного материала.

На уроке окружающего мира для проверки усвоения пройденной темы я даю тесты.

Например, тест по теме «Природа». Есть три варианта теста:

  1. элементарный – базовые З,У,Н (низкий уровень);
  2. базовый – умение анализировать учебный материал, выявлять проблемы (средний уровень);
  3. повышенный (творческий) – умение рассматривать предложенный материал с разных точек зрения, проявление самостоятельности и подвижности мышления (высокий уровень).

4. Самостоятельные и контрольные работы.

Такие работы составляются так же в соответствии с уровнями учебных способностей.

Например, в контрольной работе по математике даются 2 варианта заданий. Детям с низким уровнем предлагается начать заданий, которые они без труда выполнят, но рекомендуется попробовать с задачи, так как задача много «весит».

Детям со средним уровнем предлагается решать вариант в такой последовательности как есть (как правило, начинается с задачи), учащимся с высоким уровнем предлагается стандартный вариант, задание повышенной сложности (со звездочкой) и выполнившим работу до окончания урока дополнительный вариант работы, но с повышенным уровнем, за дополнительную отметку. Либо вместо еще одного варианта задания дается тетрадь на печатной основе либо карточка с заданиями повышенной сложности.

5. Организация работы над ошибками.

Детям с низким уровнем даются подобные задания, в которых были допущены ошибки (например, выписать словарные слова поставить ударение, подчеркнуть букву, которую нужно запомнить).

Учащимся со средним уровнем даются подобные упражнения, но с дополнительным заданием (выписать словарные слова поставить ударение, подчеркнуть букву, которую нужно запомнить и определить количество слогов).

Ученики с высоким уровнем должны выписать словарные слова поставить ударение, подчеркнуть букву, которую нужно запомнить и определить количество слогов, разделить слова на слоги).

6. Уроки закрепления.

Можно разделить детей на группы по уровню учебных способностей и каждой группе дается задание в соответствии с уровнем.

Например, закрепление темы главные и второстепенные члены предложения.

«Слабая» группа – составляет предложение по вопросам состоящее только из главных членов (Кто? (Ребята), что делают? (гуляют)). «Средняя» группа – составляет предложение по вопросам из главных членов предложения и одного второстепенного (Кто? (Ребята), что делают? (гуляют), где? (на улице)), а «сильная» группа – предложение состоящее из главных членов и двух – трех второстепенных (Какие? (Веселые), кто? (ребята), что делают? (гуляют), где? (на улице)).

Также существует множество Электронных Образовательных Ресурсов, которые позволяют воспользоваться как готовыми разноуровневыми карточками, так и создать их самостоятельно, опираясь на предоставленный материал.

Подводя итог выше сказанному, подчеркнем, что:

  • учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания более сложного уровня;
  • дети ощущают себя успешными и уверенными, так как они справляются с заданием, которое предложил им учитель;
  • дифференцированное (разноуровневое) обучение позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечивает усвоение всеми учениками содержания образования.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены