РАЗРАБОТКИ
|
Формирование навыков чтения у детей младшего школьного возрастаМБОУ СОШ № 1 с углубленным изучением Автор: Уськова Светлана Романовна 1. ВВЕДЕНИЕ «ПОЛОЖИ ТВОЕ СЕРДЦЕ У ЧТЕНИЯ» - это изречение Кхорди, египтянина, жившего более 5500 тыс. лет назад. На протяжении всей истории развития нашего общества именно чтение неизменно привлекало к себе лучшие умы человечества. Декарт, Вольтер, Шиллер, Гетте, Достоевский, Пушкин, Толстой и многие другие были не только великими писателями, но и великими читателями. Их творчество стало неоценимым вкладом в мировую культуру, формируя наряду с этим у простого читателя любовь к чтению. Сегодня социологи всего мира считают, что современное общество столкнулось с острой проблемой – не желанием людей читать! И немаловажная роль в решении этого вопроса, на мой взгляд отводится именно педагогам. Людям, под чьим профессиональным и чутким руководством ребенок овладевает первыми навыками чтения. 2. ПОНЯТИЕ ЧТЕНИЯ. Чтение – довольно сложный психофизиологический процесс. В нем принимают участие зрительный, речевой и слуховой анализаторы. Что же такое чтение? Многим этот вопрос покажется довольно глупым…И все же любому педагогу, обучающему детей чтению, нужно начинать именно с этого вопроса. В современной педагогике и психологии умение читать подразделяется на четыре основных взаимосвязанных уровня:
Для того чтобы обучить ребенка чтению нужно пройти с ним все эти уровни, профессионально применяя при этом определенные методики и обучая определенным навыкам. Пожалуй, самой важной задачей педагога начальной школы является формирование у ребенка навыка чтения, который в последующем станет фундаментом для дальнейшего образования. 3. ПОНЯТИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ. Наверно, нет учителя, который не мечтал бы научить хорошо читать всех своих учеников! Если ребенок в полной мере овладеет всеми навыками чтения он получит устойчивую базу для обучения не только в начальных классах, но и в будущем. Он с легкостью усвоит программный материал на всех этапах обучения. Для формирования навыка чтения у младших дошкольников нужно помнить о четырех его составляющих:
Все качества, безусловно, взаимосвязаны между собой и формируются на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Они проходят через определенные этапы становления. На практике дети младшего школьного возраста проходя как правило три этапа становления навыков чтения. А именно: Аналитический – это начальный этап и для него характерна некая разорванность компонентов чтения. Узнавание буквы, произнесение ее в слоге и связка нескольких слогов. Т.е. чтение по слогам. Обычно этот этап дети проходят наряду с обучением грамоте. Но здесь педагогу рекомендуется помнить, что каждый ребенок уникален в общем развитие и в овладении навыками чтения в том числе. Синтетический - для этого этапа характерен синтез главных составляющих чтения. Произнесение, восприятие и осмысление того, что читает ребенок происходит практически одновременно. В этот период ребенок начинает читать целыми словами. Но самое главное-присутствие определенной интонации. Правильная интонация появится только при условии понимания и удерживания общего смысла в сознании. Из опыта работы могу сказать, что происходит это на втором году обучения. Этап автоматизации – на этом последнем этапе чтение доведено практически до автоматизма и все внимание направленно на сам текст, его форму, содержание, смысловую окраску. Причем угадывание смысла текста идет зачастую в опережающем темпе от самого прочтения. Именно в этот момент у детей наблюдается желание читать «про себя». Ребенок очень непосредственно и эмоционально реагирует на прочитанное. За долгие годы работы с детьми я пришла к выводу, что пройти все эти этапы в начальной школе возможно и необходимо. Но для этого следует обеспечить такой режим работы, при котором у ребенка неизменно возникнет желание овладеть чтением. Прежде всего, сама рабочая атмосфера в классе должна располагать к обучению. Ребенок не должен бояться сделать ошибку или выглядеть глупо. Тексты, предлагаемые ребенку, должны быть отобраны с учетом психофизических особенностей детей и с учетом соблюдения поэтапности, от простого к сложному. Обязательно нужно проводить работу, предупреждающую ошибочное чтение. Ну, и самое главное это ежедневное упражнение в чтении. Эту мысль следует непременно донести до родителей, поскольку современные программы не предполагают уроки чтения каждый день. Кроме того, я заметила, что в семье, в которой много читают родители обычно вырастают и читающие дети. Процесс становления чтения у таких детей проходит более гладко и быстро. 5.ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО, БЕГЛОГО, ОСОЗНАННОГО И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Уже не один год работаю над темой «Формирование навыков правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения у детей младшего школьного возраста». Было просмотрено огромное количество литературы и методик по данному вопросу. И вот к какому выводу я пришла- целесообразно формировать навыки чтения у младших школьников в связке. Просто преступно развивать навыки только беглого чтения и отодвигать на второй план навыки осознанного, правильного или выразительного чтения. А) Вначале первого года обучения я практикую так называемую дыхательную гимнастику: - Ребята, давайте представим, что мы задуваем свечки на именинном пироге. Их много и нужно задуть все до одной (дети делают глубокий вдох и множество маленьких выдохов, по каждому на свечку). - Представьте, что мы оказались на цветущем лугу. Сколько здесь цветов! Почувствуйте их аромат! (дети делают плавный вдох и выдох) - Давайте посчитаем! (дети делают глубокий вдох и на выдохе начинают считать. Счет ведется пока не кончится воздух). Б) В этот период нельзя забывать и о речевом аппарате, который нуждается в постоянной тренировке. Обычно я применяю методику чтения БЛОКОВ: 1 БЛОК (это чтение двухбуквенных сочетаний) Ам аа ал аш ая яя як ар аш ах ех иж 2 БЛОК (это чтение трехбуквенных сочетаний) Бар кор тык шум лом хор пак рак 3 БЛОК (это слова на конце которых стоит 2 и более согласных) Корх бурк лязг люфт мозг борщ морж Таких блоков может быть множество. Помимо уже перечисленных я использую блоки с удвоенными согласными в начале слова, в середине слова. Блоки со словарными словами. Здесь педагогу предоставляется широкое поле для деятельности. В) Следующее на чем хотелось бы остановиться, это дикция. Отчетливость в произношении звуков быстрее и качественнее всего отрабатывается в скороговорках. Этот метод не только действенный, но и (по мнению детей, что важно) очень веселый. - Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. - Мышонку шепчет мышь: - Лёша неуклюжий Г) ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. Часто приходится слышать о том, что педагоги требуют от своих подопечных выразительного чтения. Не вызывает сомнения тот факт, что само понятие -выразительное чтение- очень многогранно! И во много способность выразительно читать зависит от жизненного опыта, от пережитых эмоций. Поскольку этот багаж у детей начального звена не велик, работа по выразительному чтению только начинается. В своей практике я начинаю эту работу с формирования 3 умений:
В отработке навыка выразительного чтения мне очень помогла книга О.В.Джежжелей «Я расту». Как и многие другие, я подчерпнула из этой книги много рабочего материала Д) ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕГЛОСТИ ЧТЕНИЯ. Говорить о том, что высокий показатель беглости чтения очень важен скорее всего не стоит! Это и так всем понятно! Особенно явно это ощущается при переходе ребенка из начального звена школы в среднее. Количественная нагрузка по предметам возрастает в разы и для успешного усвоения материала, его своевременного синтеза и анализа просто необходимо обладать высокой техникой чтения. Работа над техникой чтения начинает вестись (и это разумно) еще в начальном звене. В.Н.Зайцев в своей работе «Резервы обучения чтению» говорит о том, что большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает следующий вопрос: а как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости — скорости оптимальной, какие резервы обу¬чения можно здесь использовать? Я использую различные приемы:
Почаще стараюсь включать в работу соревновательные моменты, они нравятся ученикам и воспринимаются на «УРА»:
Учитывая психофизическое развитие младших дошкольников, у которых не так давно ведущей была не учебная, а игровая деятельность, в обязательном порядке включаю игровые приемы обучения:
На каждого ребенка, начиная с первого класса рекомендую заводить дневник по технике чтения. Он наглядно покажет динамику роста или даст сигнал об отставании и своевременной работе с каждым учеником. На мой взгляд очень действенным оказывается метод самоконтроля и взаимоконтроля. Хороших результатов при обучении чтению можно достичь только в ходе систематических занятий чтением. Нужно поставить перед ребенком цель -скорость чтения 120 слов в минуту и отслеживать достижение этой цели. Сделать это таким образом, чтобы ребенок был сам заинтересован в достижении такого результата. 6.Заключение. Цель данной статьи систематизация навыков чтения у детей младшего школьного возраста. Ознакомление с собственным опытом работы. Надеюсь мои коллеги сочтут ее достойной внимания, а может быть и откроют для себя что-то новое . Желаю удачи на нелегком пути просвещения! 7. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены