РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Интерактивные методы и формы обучения на уроках русского языка и литературы

Автор: Дюсембаева Рита Мараловна

XXI век — это время перехода от постиндустриального к информационному обществу, основными ресурсами которого становятся информация, знания, компетентность. Роль школы заключается в том, чтобы подготовить выпускника к полноценной жизни и труду в современном обществе. Это подчеркивал Н.А. Назарбаев в ежегодном послании народу Казахстана. Первоочередной задачей в ходе модернизации системы образования Президент назвал внедрение в процессы обучения современных методик и технологий. Глава государства призвал народ Казахстана активнее осваивать информационные технологии, особо отметив, что «образование должно давать не только знание, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации[1].

Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. Слово «интерактив» произошло от английского слова «interact» (inter – взаимный, act - действовать) [2].
Интерактивные технологии в сочетании с проблемностью имеют особую ценность в преподавании русского языка и литературы.

Принципы интерактивных форм и методов обучения:

  • Урок – не просто занятие, а общая работа.
  • Все ученики равны независимо от физиологических особенностей, социального статуса, навыка.
  • Каждый ученик имеет право на собственное мнение по любому вопросу.
  • Нет места прямой критике личности учащегося (подвергнуться критике может только идея).
  • Все сказанное на уроке – не руководство к действию, а информация к размышлению.

Другими словами интерактивная методика обучения – это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки урока на основе интерактивных форм обучения перед учителем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению учащихся. Представляется целесообразным рассмотреть необходимость использования разных интерактивных форм обучения для решения поставленной задачи. Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова классифицируют интерактивные методы обучения на три группы: дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики); игровые (дидактические и творческие игры, в том числе деловые и ролевые, организационно-деятельностные игры); тренинговые (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности) [3].

Уроки с использованием интерактивной методики обеспечивают благоприятные условия для решения педагогических задач с учетом возможностей учащихся. Учитель, применяющий интерактивные методы, работает в режиме творческого соавторства. Он должен быть готов к нестандартным ситуациям. Такие уроки помогут, как совершенствовать умения и навыки учителя, так и расширить кругозор учащихся. Следовательно, интерактивные методы обучения – это стратегия и методология, включающие в себя как групповую, так и индивидуальную работу. Развивающие навыки, необходимые в учении и жизни [5].

Уникальные возможности для работы и неоценимую помощь преподавателю оказывает использование интерактивной доски, оснащенной специальным программным обеспечением. Интерактивная доска — это инструмент учителя, соответствующий способу восприятия информации современных учащихся, имеющих гораздо более высокую потребность в зрительной стимуляции.

Вот лишь неполный перечень возможностей интерактивной доски:

  • ознакомление с новым материалом посредством поэтапного введения материала;
  • создание алгоритмов для работы с правилами;
  • лингвистические тренажеры;
  • работа с деформированным текстом;
  • решение тестовых заданий с мгновенной обработкой результатов;
  • постановка пропущенных орфограмм и пунктограмм, раскрытие скобок с исправлением ошибок;
  • выполнение разнообразных видов грамматических разборов с использованием сканера для вывода на экран работ учащихся из тетрадей;
  • взаимопроверка и самопроверка;
  • самостоятельное заполнение таблиц и схем;
  • организация выхода в Интернет для работы с информационно-образовательными сайтами.

Выполнение интерактивного задания побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых [4].

Интерактивный урок имеет следующую структуру:
 

  Этап урока Методическая цель Примерные методы
1 Мотивация Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы «Мозговой штурм», «Корзина идей», Кластеры
2 Оглашение темы и задач Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что его ожидает «Синквейн», Эпиграф, «Толстые и тонкие вопросы»
3 Получение необходимой информации Инструктаж учащихся для выполнения задания «Синквейн»,»Корзина идей», «Пересказ по кругу»
4 Интерактивное задание Практическое усвоение материала «INSERT», Работа в группах, «Перо автора»
5 Подведение итогов Обсуждение с целью закрепления материала Кластеры, «Последнее слово за мной», «РАФТ»

  
Сегодня при множестве проблем, общих для преподавания русского языка и литературы в средней школе, возникает одна особо важная: как представить учебный материал по предмету так, чтобы он остался в памяти ребёнка на долгие годы, а знания перешли в прочные умения и навыки? Большую помощь преподавателю оказывает использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [4],[5].

Для решения учебных задач учителем могут быть использованы следующие интерактивные технологии:

Применение ИКТ на уроках русского языка имеет следующие преимущества:

  • увеличивает степень наглядности;
  • предоставляет возможность моделирования отдельных объектов или целых заданий;
  • автоматизирует однообразные операции;
  • обучает школьников применению компьютерной техники для решения учебных задач;
  • развивает моторные и вербальные коммуникативные навыки учащихся;
  • формирует навыки работы с информацией (поиск, отбор, выделение смысловых частей, упорядочивание, переработка, выстраивание логических связей и др.);
  • осуществляет принцип системности обучения;
  • индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс;
  • развивает познавательную самостоятельность и творчество;
  • организует дистанционные олимпиады;
  • стимулирует мотивацию к учению;
  • способствует росту активности и самостоятельности учащихся, коренным образом меняет их отношение к учебе;
  • повышает эффективность образовательного процесса.

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом уроке учащийся узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность русского языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных областях знаний.

В заключение хочу сказать, что интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.

Список литературы:

  1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 27.01.2012 г. Центральный государственный архив научно-творческой документации. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ntd.kz/ru/pages/112.html (дата обращения: 12.04.2013).
  2. Педагогический энциклопедический словарь .Электронный ресурс. Под ред. Б.М. Бим-Бада. Научное издательство Большой Российской Энциклопедии и Федерация Интернет образования, http://dictionary.fio.ru
  3. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения. – М.: Изд. Центр «Академия», 2008. – 176с
  4. Р.Г. Мусина. Интерактивные обучения. Oldelpt@rambler.ru
  5. Н. Суворова. «Интерактивное обучение. Новые подходы» М., 2005.
Всего комментариев: 1
avatar
1 ячсм9257 • 17:21, 22.10.2016

Добрый день,спасибо вам за такой полезный и нужный для нашего творчества сайт.Очень рада сотрудничеству с вами! Хотела узнать: могу ли я получить свидетельство о публикации?
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены