РАЗРАБОТКИ
|
Воспитание межнациональной толерантности в процессе адаптации детей-мигрантов младшего школьного возрастаПичугина Ю.И., В статье раскрывается проблема межнационального общения в процессе адаптации детей-мигрантов к условиям обучения в начальных школах России. Особое внимание уделяется вопросам воспитания толерантного отношения к детям мигрантов, созданию благоприятных педагогических условий для поддержания здорового психо-логического климата внутри детского школьного коллектива. В современном мире возникает проблема воспитания толерантности у подрастающего поколения. Причиной этого служит преобладание над духовными и моральными ценностями – материальных. Страдает этика общения, теряется терпимость к людям, появляется враждебное отношение к чужим ценностям и культурам. Это приводит к конфликтам на национальной почве, что угрожает новому поколению. Многие учёные не оставляют без внимания данную проблему. Говоря в своих трудах о толерантном мире, где нет насилия и жестокости. Толерантность необходимо воспитывать в современном обществе, путём формирования культуры межличностного общения. В настоящее время на территории России увеличился приток ми-грантов. Федеральная миграционная служба РФ зафиксировала рост почти на 25% количества въездов и выездов за начало 2015 г. – конец 2014 г .Особенно в связи с острой политической ситуацией на Украине .Согласно данным УФМС в РФ работает до 200 тысяч украинцев. А 24 тысячи детей пошли в российские школы (это около 20% всех учащихся страны) [3] . Перед педагогическим коллективом встаёт множество вопросов: Как помочь адаптироваться учащимся не только к социуму, но и к учебному процессу? Как воспитывать в одноклассниках толерантное отношение к новичку? Как сохранить в ребёнке ценное отношение к своей культуре и обогатить её ценностями, созданными другими культурами? Толерантность современные учёные трактуют, как процесс адапта-ционных возможностей организма, раскрывающий возможности взаимодействия с другими, не нарушая внутреннего баланса. В процессе приобщения к чужой культуре дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Одной из причин является языковой барьер. Выражения, которые употребляют сверстники могут быть оскорбительными в другой культуре. Также дети могут не иметь навыков знакомства и умения общаться со сверстниками. Могут отличаться нормы общения, ценности и культура нации. При этом у детей возникаю трудности с освоением программы. Учащиеся не всегда понимают объяснения учителя и не могут зачастую выразить свою точку зрения. Снижается самооценка, насмешки одноклассников усугубляют положение новичка. Возникает нежелание раскрываться в детском коллективе. Адаптация детей мигрантов - это сложный процесс, в прохождении которого ребёнок постигает новую культурную среду. При вхождение в другую культуру ребёнок испытывает шок. Это проявляется не желанием посещать школу, депрессивными проявлениями, раздражимостью , агрессией к окружающим, отсутствием желания саморазвиваться. Не маловажным является воспитание толерантного отношения со стороны сверстников. Термин «толерантное отношение к другим культурам » подразумевает, в частности:
Чтобы успешно осуществлять процесс адаптации и беспрепятствен-но преодолевать барьеры при вливании в новый культурный мир, учитель должен создать необходимые условия для этого. Здесь немаловажным является привлечение в школьную жизнь родителей детей –мигрантов. Учитель должен проводить консультации, которые позволяют разъяснять родителям учащихся о важности положительного микроклимата в семье, о возможных трудностях при переходе в новую школу, о моральной поддержке, которую они могут оказывать ребёнку. Также работа учителя не может обойтись без создания и проведение различных мероприятий по ознакомлению окружающих с культурой и традициями различных наций. Педагог должен создать благоприятные условия для нахождения ребёнка в детском коллективе. Помогать находить ему пути взаимодействия с одноклассниками, проводить занятия по расширению и углублению знания о русском языке. Помогать ученику в самореализации в новом коллективе. Таким образом, для того, чтобы адаптация детей мигрантов прошла успешно, нужно системно решать задачи по социокультурной адаптации детей. Педагоги-практики констатируют, что при работе с детьми мигрантов необходима система психолого-педагогического сопровождения в период адаптации ребёнка. Кроме процесса обучения в классе, практикуется индивидуальная работа с детьми. Также ведётся масштабная внеклассная работа. Дети привлекаются к участию в литературных вечерах, викторинах, конкурсах по изобразительному искусству. Учащиеся с удовольствием пробуют свои силы в международной игре по русскому языку «Русский медвежонок». Читают стихи на литературных вечерах русских поэтов .Также выражают желание участвовать в ежегодной спортивной эстафете «Мама, папа, я – спортивная семья». Очень любимы у детей классные часы, на которых происходит знакомство с другой культурой, традициями, национальными праздниками и кухней. Родители детей-мигрантов с удо-вольствием помогают в подготовке к данным мероприятиям, приносят фотографии своих предков, делятся обычаями их семей. Таким образом, ребёнок не только вливается в детский коллектив, но имеет хорошую языковую практику. Одноклассники перестают воспринимать его как «чужака». В процессе адаптации ребёнка не стоит забывать и про состав детского коллектива класса. Не все дети способны одинаково ровно общаться с ровесниками другой национальности. В детском коллективе можно услышать такие выражения, как «чурка», «даг», «чернокожий», «фашист». Дети мотивируют своё негативное восприятие сверстников уже давно влившимся с словарный обиход выражением «Россия – для русских». Роль педагога объяснить учащемуся, что любить Родину и быть патриотом – это хорошо, но надо учиться уважительно относиться к другим нациям и культурам. При воспитании толерантного отношения к другим нациям многие школы практикуют различные целевые программы, разрабатывают проекты. Например «Социокультурная адаптация детей мигрантов» (автор Гуляева А.Н.) [1 , c. 158] «Программа социально-культурной адаптации детей» (автор Блинова В.А.) [ 2 ]. Цель этих программ состоит в формировании основ у учащихся адекватного, уважительного отношения при контакте с детьми разных национальностей, культур. Реализация этих программ спо-собствует улучшению взаимодействия в воспитании чувства толерантно-сти между семьёй и школой , формированию у детей таких качеств, как: отзывчивость, способность помогать, справедливость, гуманность. Итак, проблема толерантного отношения к другим нациям в настоящее время обострена и не может оставляться без внимания. Каждый ребёнок вне зависимости от веры, культуры и принадлежности к какой-либо нации имеет право на получение образования, развитие личности и на духовный и культурный рост. Литература :
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Стресс сентября. Какие симптомы должны насторожить родителей? Компания HEINEKEN помогает взрослым обсуждать с подростками тему злоупотребления алкоголем Выбираем инструмент. Советы родителям детей, поступивших на фортепианное отделение. Влияние средств массовой информации на формирование личности ребенка |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены