РАЗРАБОТКИ
|
Словарная работа в процессе анализа сказкиНеотъемлемым элементом анализа каждой части произведения устного народного творчества должна стать словарная работа. Уяснение лексического значения слов помогает прояснить содержание, включает воссоздающее воображение детей, помогает уяснить авторское отношение к изображаемым событиям. Словарная работа в ходе анализа текста предполагает и наблюдение за изобразительно-выразительными средствами языка произведения. Лексическое значение большинства слов должно уточняться в процессе анализа и сочетаться с работой над изобразительно-выразительными средствами языка произведения. Язык сказки характеризуется наличием в нем большого количества архаичных элементов, непонятных детям младшего школьного возраста, поэтому большую значимость приобретает работа по объяснению лексического значения устаревших слов. Неясные представления, понятия можно конкретизировать и с помощью словесных описаний, понятных учащимся слов, и путем выяснения содержания понятий или представлений, обозначенных словом. Этому способствует применение логических приемов (анализа, синтеза, обобщения и др.). Содержание словарной работы на уроках чтения заключается в следующем:
Обогащение словаря учащихся связано с обогащением их мышления представлениями и понятиями путем непосредственных наблюдений за окружающей действительностью и за словесными образами читаемого текста. Поэтому важным вопросом в проблеме обогащения словаря ребенка является установление правильного соотношения книжного образа с реальным представлением о предмете. Чувственный опыт ребенка необходимо обогащать путем наблюдений, непосредственного изучения окружающей действительности. Анализируя сказку, можно выделить группы слов, которые помогают раскрыть жанровые особенности текста, выявить характер героев, основную тему и идею произведения. Сказка «Гуси-лебеди» дает возможность работать над такими группами слов:
Пример фрагмента урока анализа русской волшебной сказки «Гуси-лебеди» (3 класс). Цель работы: уточнить значение некоторых слов, характеризующих основные события и героев; научить различать оттенки значений слов, выявить изобразительные средства языка и устойчивые выражения. - Прочитай, как отвечала девочка печке, яблоньке и реке при первой встрече. Что в ее ответах было для них обидного? («Стану я ржаной пирожок есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся», «У моего батюшки и садовые не едятся», «У моего батюшки и сливочки не едятся»). Как можно было отказаться от угощения и не обидеть того, кто угощал? Предложи свои ответы. - Как относилась девочка к своим помощникам после побега с братцем от Бабы-Яги? («Речка, матушка, спрячь меня! Поешь моего простого киселька. Девочка поела и спасибо сказала». «Яблоня, матушка, спрячь меня! Поешь моего лесного яблочка. Девочка поскорее съела и спасибо сказала». «Печка, матушка, спрячь меня! Поешь моего ржаного пирожка. Девочка скорее пирожок в рот, а сама с братцем – в печь»). Выделенные в тексте слова доказывают уважительное отношение девочки к свои помощникам. - На какие две части можно разделить сказку по характеру поведения девочки? - Девочка в этой сказке: смелая, умная, гордая, хитрая, невоспитанная, злая, беззаботная, добрая, упрямая, непослушная, грубая, бестактная, эгоистка, трусливая, любит брата, признает свои ошибки, исправляется, никого не любит? - Выбери слова и выражения, которые характеризуют поведение девочки в первой половине сказки (до встречи с Бабой-Ягой). Выбери слова и выражения, которые характеризуют поведение девочки во второй части. Какие слова и выражения совсем не подходят для характеристики девочки? - Найди определения, характеризующие необычных персонажей и волшебные предметы. («Старая Баба-Яга», «молочная река в кисельных берегах», «серебряные яблочки»). Какая избушка Бабы-Яги представлена в сказке? («Вдруг видит – стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается»). Таким образом, избушка Бабы-Яги помимо постоянного эпитета на курьих ножках получает в тексте дополнительную характеристику, что служит в сказке целям усиления впечатления таинственного и чудесного. - Найди слова, обозначающие действие. Обрати внимание, как много таких слов в этой сказке. («Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела – стоит печь». Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали – налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут»). Именно поэтому мы как бы видим бегущую девочку и нападающих гусей-лебедей. - Найди выражения, которые состоят из двух близких по значению слов, а также устойчивые выражения. («Гуси-лебеди, покричали-покричали, ни жива ни мертва, заигралась, загулялась»). В волшебной сказке выразительный язык, встречаются слова и выражения, которых нет в повседневной речи. Образные определения, показывающие характер героев, слова, обозначающие действие, устойчивые выражения – все это отличает волшебную сказку от рассказа и сказок других типов. Синонимические и тавтологические сочетания широко употребляются в сказках и выражают предельную взволнованность, эмоциональность речи и служат исключительно целям усиления. В 4 классе изучаются бытовые сказки «Дочь-семилетка», «Петр 1 и находчивый солдат» /учебник «Родное слово»/. Сказка «Дочь-семилетка» дает возможность работать над такими группами слов:
Пример фрагмента урока анализа бытовой сказки «Дочь-семилетка» /4 класс/. Цель работы: уточнить значение некоторых слов, характеризующих основные события и героев; научить различать оттенки значений слов, выявить изобразительные средства языка и устойчивые выражения. - Как можно назвать загадки царя и ответы на них девочки-семилетки? Хитроумные, глупые, остроумные, легкие, замысловатые, сложные, трудные, простые? Выбери нужное. - Какие задания дает царь семилетке? Можно ли их выполнить? Вспомни, какие задания получала от мачехи Крошечка-Хаврошечка. Сравни, как выходит из трудного положения героиня бытовой сказки волшебной? - Найди выражения, которые состоят из двух близких по значению слов, а также устойчивые выражения. Как ты их понимаешь? Замени их близкими по значению. - Вспомни, кто такие кум и кума. Где ты встречался с такими персонажами? Найди и прочитай предложение со словом «кросна» («Поди к царю, скажи, чтоб нашел такого мастера, который бы сделал из этого прутика кросна: было бы на чем полотенце ткать!»). Как ты думаешь, что оно может обозначать? - Докажи, что это сказка бытовая. На примере сказки «Дочь-семилетка» расскажи, что русский народ осуждает в человеке, а какие качества ценит. - Вспомни признаки волшебных сказок, назови героев. Сравни с бытовой сказкой «Дочь-семилетка». Такие сказки, как «Дочь-семилетка», называются бытовыми. Быт – это повседневная обычная жизнь людей. В бытовых сказках действие происходит не в волшебном царстве, а на русской земле. Персонажи – обыкновенные люди: мужик, барин, солдат, поп и др. Но бытовая сказка - это сказка, а не быль, в ней происходят невероятные, сказочные события. Мы будем читать в этом разделе бытовую сказку «Петр 1 и находчивый солдат». Лексическую работу в процессе анализа сказки необходимо проводить, опираясь на понимание учащимися смысла и жанровой природы текста.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены